Волны кризиса докатились до Ловозерского ГОКа

27 мая 2009 в 10:38, Ревда
- У нас своих проблем полно, а тут еще вы, журналисты, все в кучу валите: про пикет трудящихся по поводу долгов по зарплате, про остановленный полуразрушенный рудник, про судебные тяжбы, - с ходу упрекнули меня горняки с рудника Карнасурт. - Надо же отделять одно предприятие от другого! Вы нам своей неразборчивостью всех партнеров распугаете!
Обвинение явно не по адресу «Вестника», но для горняков все журналисты одинаковы (как и для части пишущей братии, Ловозерский ГОК - это бывший «Севредмет», и баста). Между тем в Ревде уже несколько лет существуют две отдельные структуры. В 2005-м нынешний собственник Ловозерского горно-обогатительного комбината - компания «Минерал-Груп» выкупила рудник Карнасурт и его инфраструктуру, сейчас предприятие называется ООО «Ловозерский ГОК». Умбозерский рудник в иных руках и именуется ЗАО «Ловозерская горно-обогатительная компания»: репортажи о пикетах, многомесячных долгах по зарплате и прочем - по его части.
Что ж, информационная ясность внесена. Но и своих проблем у ООО «Ловозерский ГОК» в последнее время действительно с избытком. На предприятии сложилась конфликтная ситуация. Руководство комбината и лидеры профсоюзной организации оказались по разные стороны баррикады. Попыткой перемирия должна была стать и, хочется надеяться, стала встреча руководства предприятия и профсоюзного комитета. На переговорах присутствовали председатель ФНПР в Мурманской области Александр Первухин, председатель совета директоров управляющей компании «Минерал-Груп» Евгений Котляр, глава районной администрации Дмитрий Писарев, другие официальные лица.
Переходный кризисный период нелегко дается и большим, и маленьким предприятиям. Ломка. Тут как никогда важны иммунитет, выдержка и взаимопонимание. Даже ГОКи, у которых за плечами опыт устойчивости в непростых 90-х, не сразу находят верный алгоритм выживания в нынешних условиях. А Ловозерский и до мирового финансового кризиса не раз бывал на грани банкротства. В последние годы приподнялся, затеял технологическое перевооружение, стабилизировал выдачу зарплаты, заявил о хороших перспективах. Люди стали прилично получать, с октября 2008-го зарплата ощутимо подскочила (средняя по забойной группе составила 45 тысяч рублей), и тут… Вновь замаячили предвестники трудных испытаний. Заговорили о работе по сокращенной неделе, об отмене доплаты за отсутствие больничных листков и о том, что администрация не все свои действия согласовывает с профкомом. Кстати, отсутствие нарушений Трудового кодекса со стороны руководства предприятия подтверждено результатами проверки прокуратуры и трудовой инспекции. И у кого-то, видно, не выдержали нервы.
Дмитрий Писарев предположил, что причиной расшатывающих коллектив обид послужил информационный вакуум. В отсутствие достоверных сведений стали появляться их «мутанты»: статья в местной газете, где профсоюзные лидеры призывают ни много ни мало объявить войну руководству ГОКа, еще более настораживающие «листовки-подкидыши». Лично я, читая эти прокламации, подумала: закормили людей «сериалами» предвыборного черного пиара, вот они и не ведают, что творят. А по сути, рубят сук, на котором сидят.
С одной стороны, профсоюз должен пресекать желание администрации нарушить Трудовой кодекс - если это действительно так. Но плохи дела, если со стороны профсоюзных лидеров идет отказ от конструктивного сотрудничества с руководством, мол, мы сами с усами.
Александр Охолов и Владислав Сотниченко, возглавляющие профсоюзную колонну ГОКа, высказали свои претензии генеральному директору. Среди прочих, например, такая: почему не даются письменные ответы на запросы профкома? Александр Первухин искренне подивился: а попроще-то нельзя, без церемоний? У меня, говорит, когда возглавлял профком на производстве, не было проблемы зайти к генеральному и обсудить тот или иной вопрос.
- Ко мне напрямую обращаются мастера и бригадиры, кроме того, существует прием по личным вопросам, встречаюсь с людьми на производстве, - рассказал гендиректор Алексей Прокопенко. - Открыта дверь и для представителей профкома, но почему-то информация о встречах с профсоюзными лидерами идет в коллектив искаженной. Временное положение о премии за отсутствие больничных действовало до конца прошлого года и продлено не было. Этот шаг не согласован с профсоюзным комитетом. С точки зрения нормальных рабочих взаимоотношений, безусловно, подобные действия должны согласовываться и будут согласовываться с профсоюзным комитетом. Поймите, ситуация меняется, нужна оперативность. Деятельность комбината во многом зависит от внешних факторов, от рыночного спроса и цен на лопаритовый концентрат. В конце концов, у ГОКа есть собственник, а мы с вами - наемные работники. Коллеги, я призываю по любым вопросам искать согласия и договариваться. Сейчас сложное время, его предстоит пережить, сохранив комбинат и коллектив. Поэтому не надо брать в союзники обиды и эмоции, надо разбираться по существу.
Генеральный директор напомнил, как трудно в начале года решался вопрос о дальнейшей жизни предприятий технологической цепочки (Ловозерский ГОК - Соликамский магниевый завод - эстонский «Силмет») на антикризисном совещании руководителей и управляющей компании. Рассматривались варианты: либо остановиться всей цепочке, либо затянуть потуже пояса и сохранить производство, несмотря ни на что (например, на задержки платежей со стороны партнеров. Это прогнозировалось уже тогда). Кстати, ЛГОК в отличие от своих более выносливых партнеров, у которых есть возможность диверсификации производства, остановки мог не выдержать, для него это «смертельный номер». Ну а жизнь в финансовом «корсете», когда цена на лопаритовый концентрат упала и продолжает падать, расчеты за отпущенную продукцию задерживаются, понуждает к ограничениям в аппетитах и непопулярным мерам.
Простым работникам, понятное дело, сбои в отлаженном процессе не нравятся. Привыкли своевременно получать зарплату, а случилась задержка на семь дней - сразу в прокуратуру.
По всей области разговор пошел: ну все, Ловозерскому ГОКу снова хана.
Зачастую жесткие и непопулярные меры, направленные на стабилизацию работы предприятия, не всем по душе. Так ведь директорская должность, как ни крути, не выборная, из своих «хорошего» не поставишь. Да и Прокопенко на роль злодея явно не тянет.
На той встрече, о чем бы горячо ни спорили, то и дело возникал вопрос: почему так вяло работает комиссия по трудовым спорам? Ведь это эффективный орган в решении многих проблем. И гендиректора по каждой мелочи от дела отрывать не придется. Мнение о том, что «туда люди боятся обращаться, чтобы не попасть в «черный список», а вот в профком идут без страха», честно говоря, отдавало лукавством. Создавалось впечатление, что кто-то просто не хочет потерять своего влияния «на массы».
- Однажды работник рудника, который в январе получил 70 тысяч рублей, спросил меня, почему его заставляют трудиться за еду и квартплату? - привел пример Алексей Прокопенко. - Правда, уже после нескольких минут общения все встало на свои места, говорили о конструктивных вещах, а «заготовка», предложенная парню кем-то, потеряла актуальность.
- Коллеги, давайте признаем, 90 процентов ваших вопросов построены на эмоциях, - посоветовал Евгений Котляр. - Не нужно друг другу выкручивать руки, следует находить нормальные решения. Нельзя скидывать со счетов сложившиеся кризисные обстоятельства: в связи с ухудшением конъюнктуры на рынке, в частности по ниобию и редкоземельным металлам, с 1 февраля цена на лопаритовый концентрат снизилась, с 1 апреля она еще упала. Проигнорировать это невозможно, а значит, жить по-прежнему не получится. Чтобы что-то заплатить, сначала нужно заработать. Если администрация совместно с профкомом найдут финансовый источник - платите какую угодно премию и зарплату. Я как председатель совета директоров и представитель собственника возражать не буду. Повторюсь, сегодня наша задача - сохранить производство и людей. Сейчас на комбинате трудятся 970 человек, и мы сокращения не предполагаем. Но кое в чем ужаться придется.
- Сегодня и более крепкие предприятия вынуждены перейти к жизни на тихом ходу, и у них не все гладко. Время, признаем, очень тяжелое, но его надо пережить. Развалить и закрыть комбинат можно за месяц, но что делать, если почти тысяча людей окажется на улице? - предостерег Александр Первухин. - Каждый из вас думает, как прокормить семью, а на руководителе - и моральная, и финансовая, и прочая ответственность за весь ГОК. Нужно ли создавать еще точки напряженности? То, что генеральный директор перед вами признал свои ошибки, - дорогого стоит. Думаю, этот разговор станет шагом навстречу и поможет учиться договариваться по любым вопросам. Без войны. В войну легко войти, но очень трудно из нее выйти.
- Надо объяснять людям, что происходит, почему принимаются те или иные решения. Тогда и понимания будет больше, - настаивал Дмитрий Писарев. - Вот бы наш сегодняшний разговор да в передовицу газеты! Ведь это актуальнейшая тема!
Кризис, кризис… А есть ли у комбината, построенного в тундровой глухомани, будущее вообще?
- Мы не должны в своих перспективах негатив рассматривать в принципе, - уверен представитель «Минерал-Груп» Евгений Котляр. - Продукт, выпускаемый Ловозерским ГОКом, перспективный и востребованный. А значит, должен хорошо и дорого продаваться. Наша задача - довести объемы выпуска лопаритового концентрата до уровня требований рынка. Но с этим пока сложно из-за проблем технического и технологического порядка, так как практически вся технология добычи руды основывается на ручном труде. От ручного бурения нужно переходить на механизированное - за счет станков и механизмов. К сожалению, кризис притормозил этот переход. Первоочередная задача собственника - приложить максимум усилий для продолжения и завершения задуманного. И тогда ГОКу будет все по плечу.
…Когда пар был выпущен и закончились взаимные упреки, глаза собравшихся стали иными. Мне показалось, что пришедшие обиженными люди словно опомнились: стоит ли раскачивать лодку, когда и без того за бортом штормит? Может, лучше оставаться командой и каждому добросовестно заниматься своим делом? А капитану время от времени рассказывать о выбранном курсе, о том, какие рифы остались позади, какие еще предстоит обойти. Как знать, вдруг до хорошей жизни доплывем?
Татьяна ПОПОВИЧ, пос. Ревда
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter