Мончегорск: Пооживляли и бросим?

12 января 2010 в 09:02, Мончегорск
Марсианский пейзаж, владения Бабы-яги, царство Кощея Бессмертного - как только не называют в народе скорбные виды в окрестностях Мончегорска. На официальном же языке эти некогда лесные, а ныне безжизненные пространства именуются техногенными пустошами. Несколько лет назад люди взялись за возрождение живого зеленого убранства, но, похоже, благое дело сходит на нет.

В начале 2000-х специалисты лесного хозяйства провели обследование площадей, в той или иной степени пострадавших от негативного воздействия промышленных предприятий, ныне входящих в состав Кольской горно-металлургической компании. В районе Мончегорска, Никеля и Заполярного таковых насчитаны многие десятки тысяч гектаров, из них почти 13 тысяч - «убитых», где не только деревьям и кустарникам, но даже траве не было оставлено шансов выжить.

Взявшись за решение экологических проблем, компания приложила немало усилий к сокращению вредных выбросов на своих комбинатах, чему способствует модернизация производства, и продолжает реализацию мероприятий в этом направлении. Началось и восстановление погубленных лесов - на средства, выделенные КГМК, к работам приступили лесники. В 2003-м под Мончегорском была проведена рекультивация земель на первых четырех гектарах, и уже через год на оживающих пространствах, как чудо, зацвели ромашки и начали обосновываться крошечные кустики посаженных растений.
Удачный результат первого опыта показал, что средства вложены не напрасно: возвращаемые человеком долги природа принимает. Хотя и требует при этом не скупиться ни в деньгах, ни в трудах.

- Вся проблема в том, что восстановление таких территорий усугубляется суровыми климатическими условиями севера и тем, что вредные вещества накапливались в земле десятилетиями. Загрязненную почву необходимо удалить, завезти новый субстрат, внести минеральные удобрения, провести известкование. Только после этого можно высевать травосмеси и сажать растения. Технология получается очень трудоемкая и дорогостоящая, - пояснила главный специалист областного комитета по лесному хозяйству Ольга Онуфриенко.

Тем не менее металлурги пошли на увеличение объемов финансирования, и следом за мончегорскими пустошами работы начались на никельских. Причем возрождение безжизненных пространств пошло по нарастающей - в первом случае с 6,5 гектара в 2006-м к 2008-му оно достигло 17 в год, а в Печегском районе ежегодно восстанавливаемые площади «подросли» с двух до трех га.

- Высаживали в основном лиственные породы. Они наиболее устойчивы к загрязнению окружающей среды. Я ездила посмотреть результаты четырех сезонов и могу сказать, что очень хорошо себя чувствует ива, немножко хуже береза, отлично прижились осина и рябина, - отметила Ольга Николаевна.
Можно было бы только радоваться за оживающую природу, но нынешний год внес отнюдь не радужные коррективы. Средств, отпущенных КГМК, хватило всего на три с половиной гектара.

- Видимо, сказался кризис, - высказала предположение Онуфриенко. - Финансирование в этом году было снижено очень резко, и объем работ сократился в общей сложности в 17 раз. А на следующий год динамика, наверное, будет еще более плачевная.
До какой степени плачевная, в комитете судят по результатам предварительных переговоров с руководством КГМК. По прикидкам, если и удастся что-то реанимировать в 2010-м, то не более одного гектара на обеих площадках вкупе.

- Мы, конечно, обеспокоены таким резким снижением темпа. Жаль, безусловно, тем более что уже есть и отработанная технология, и опыт. А территорий, требующих восстановления, остается еще очень и очень много, - посетовала Ольга Николаевна. - Работа очень важная для нашего края. Хотелось бы надеяться, что Кольская ГМК вернется к этому вопросу и снова начнет наращивать вложения в восстановление погубленной природы.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter