Реки и озера Кольского полуострова становятся зоной бедствия

10 июня 2015 в 15:50, Мурманская область
Имандра, реки Белая и Жемчужная, Тулома… Увы, постепенно краса и гордость Кольского края - реки и озера - становятся зоной бедствия. От проблемы загрязнения вод, без которых немыслима наша жизнь, нельзя отвернуться: она о себе напоминает, и чем дальше, тем настойчивее. Надо пересматривать свое отношение к этому ресурсу, который совершенно напрасно воспринимается до сих пор как бесплатный и неисчерпаемый, - уверены ученые, которые вплотную занимаются проблемой. О том, что показывают исследования экологов и каковы перспективы развития ситуации, мы разговаривали с доктором биологических наук, завлабораторией водных экосистем Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра Николаем КАШУЛИНЫМ.

- Николай Александрович, самое крупное озеро в нашем регионе - Имандра, давайте начнем с него. Для Апатитов - это источник питьевой воды, здесь наши рыбаки ловят рыбу, мы в нем купаемся, наши предприятия работают также на этой воде. Озеро дает нам жизнь, и в то же время приходится иногда слышать, что оно уже мертво. Так ли это?

- Не мертвое, но умирающее озеро - увы, это так. Более чем тридцатилетние наблюдения нашей лаборатории показывают, что качество воды в озере кардинально изменилось: увеличилась минерализация, изменился ионный состав, возросла токсичность. Все большими темпами идут процессы эвтрофикации Имандры. Из так называемого олиготрофного (бедного пищей) с кристально прозрачной водой в начале прошлого века водоема, когда доминировали сиговые и лососевые виды рыб, она у нас на глазах превращается в эвтрофное - с доминированием корюшки, ерша, окуня и регулярным цветением вод. Цветение воды - это массовое развитие микроводорослей. Причем в середине лета размножаются потенциально токсичные водоросли. Прежде всего - сине-зеленые, или, как их еще называют, цианобактерии, способные выделять токсины, которые приводят к гибели рыбы. Озеро утрачивает свое рыбохозяйственное значение. Уже много лет здесь не ведется промышленный лов рыбы.

Изменился и гидрологический режим водоема. Ведь Имандра - это водохранилище, а правила его эксплуатации энергетиками давно устарели и не отвечают экологическим требованиям. В результате зимней сработки воды литораль озера полностью осушается. А это именно то место, где должны формироваться макрофиты - водоросли, которые являются местом нереста и убежищем для молоди рыбы и где формируется основная их кормовая база. Поэтому резко снизилась численность ценных промысловых видов рыб (например голец, язь, щука) - они не могут жить, а главное, нереститься в таких условиях. Их место занимает всеядная корюшка, которая нерестится в реках, а потому более неуязвима.

- Действительно, озеро терпит бедствие.

- И не оно одно. Мы занимаемся изучением поверхностных водоемов всего Северо-Запада и сопредельных регионов Норвегии, Финляндии. Тенденции в Субарктике одинаковы, различна только степень проявления деградации или то, как именно она проявляется. Так, в реке Пасвик наблюдается вспышка диатомовых колониальных водорослей дидимо, в просторечии именуемыми весьма неаппетитно - «скальными соплями». Эти, с позволения сказать, «сопли» постепенно покрывают дно рек и ручьев, губя естественную подводную флору и фауну, уничтожая нерестилища лососевых и сиговых рыб. Весьма вероятно, что распространяться они будут и дальше, по рекам Мурманской области.

- Раз сходные тенденции, то, следовательно, и причины одни и те же?

- Конечно, есть ряд факторов, которые воздействуют на природу в глобальном смысле. Изменения климата в сторону потепления - непреложный факт. Глобальное и региональное загрязнение окружающей среды. Планета наша слишком маленькая, чистых водоемов на ней теперь нет.

- Можно ли говорить о том, что все же главная причина деградации рек и озер - воздействие промышленности?

- Главный потребитель водных ресурсов в нашем регионе - гидроэнергетика и тепловая энергетика, КАЭС. На втором месте - промышленное и сельскохозяйственное потребление, на третьем - коммунально-бытовое, затем, по степени воздействия, - размещение (сброс) промышленных и коммунальных отходов в водоемах, и на последних местах - рыболовство и рыбоводство, рекреационное использование. И, конечно, все потребители вносят свой негативный вклад. Так, нельзя забывать о том, что многие наши водоемы существуют в режиме водохранилищ для объектов гидроэнергетики: Имандра - для каскада Нивских ГЭС, Ковдозеро - для Княжегубской и т. д. Режим осадков, как подтверждают метеорологи, в последние годы изменился - в центральных районах области их стало меньше. А тут еще накладывается отсутствие экологически обоснованных норм регулирования уровневого режима водохранилищ, отсутствие контроля и интерактивного управления гидрологическим режимом водоемов - объекты энергетики у нас живут и работают по нормам, которые давно бы надо пересматривать в этом отношении.

Мы говорим о комплексе причин, трудно вычленить одну. Возьмем принятый у нас способ хранения промышленных отходов - так называемые хвостохранилища, которые устраиваются прямо на водоемах. Например, хвостохранилища апатитнефелиновых фабрик расположены в губе Белой Имандры, Ковдорского ГОКа - на реке Ковдора, в Мончегорске отходы поступают в озеро Нюдъявр, которое выведено из рыбохозяйственного фонда. Пусть эти промышленные сооружения - отгороженная часть озера или реки, но даже отгороженная, она остается частью водоема, и взаимопроникновение неизбежно.

- Прежде чем задавать вопрос «что делать?», уточню вот еще что - вы упомянули о токсичности воды питьевого озера Имандра. Это что же, значит, вода в озере … отравленная?!

- Это так называемая сублетальная токсичность. То есть это не та доза токсиканта, выпив которую, человек умирает. Но постоянное употребление такой воды вызывает патологические изменения в организме. И даже тут все не так однозначно. Любой живой организм обладает системой детоксикации, то есть мы можем компенсировать это негативное воздействие. Но «бесплатно» ничего в природе не бывает. За эту способность приходится платить ущемлением, подавлением каких-либо других функций. То есть в любом случае бесследно для нас это все не проходит.

- Тогда все за водой на родники?

- Я бы не стал к этому призывать. Какого качества вода в наших родниках? Это все мало исследовано сегодня. И, повторюсь, мы не найдем сейчас уже чистой воды нигде, все водные системы взаимосвязаны. И поэтому мы не можем позволить себе загубить питьевое озеро в надежде, что перейдем на другой, более чистый источник.

- И вот теперь вопрос - можно ли повернуть эти процессы вспять или уже поздно? Нельзя же просто констатировать процесс деградации, надо что-то предпринимать, ведь это та проблема, которая касается буквально каждого из нас.

- У нас есть ряд предложений. Так, наша лаборатория разработала принципы геоинформационной системы управления водными и биологическими ресурсами Мурманской области. С помощью этого инструмента можно контролировать и управлять этими ресурсами. Важнейшим компонентом этой системы являются региональные показатели качества воды и донных отложений, учитывающие геохимические особенности нашей области. В настоящее время общепринятыми показателями качества вод являются ПДК. Этот показатель в свое время сыграл очень важную роль в деле охраны окружающей среды, но, к сожалению, имеет и ряд недостатков. Прежде всего, ПДК не учитывают региональных экологических условий. Думаю всем ясно, что условия в водоемах Кубани отличаются от условий в наших озерах. Но ПДК едины для всех.

Поэтому так актуальна разработка региональных показателей качества вод. В нашей лаборатории в течение последних десятилетий исследовано качество вод нескольких сот озер, что может послужить основой для выделения показателей природного качества вод и степени их нарушенности. Данные этого мониторинга могли бы стать уже законодательной основой для принятия, например, экологически обоснованных норм регулирования уровневого режима водохранилищ для осуществления контроля и интерактивного управления гидрологическим режимом водоемов. В идеале нужно менять технологии и способы переработки минерального сырья, складирования отходов промышленного производства, современные технологии позволяют это. Такие кардинальные меры привели бы к существенному улучшению положения дел.

- Вы верите в то, что это возможно?

- У нас нет альтернативы. Мы не сможем улететь на другую планету, так же, как и отгородиться от загрязнений.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter