Аварии на железнодорожных переездах: виноват ли стрелочник?

11 марта 2015 в 14:13, Мурманская область
На Октябрьской железной дороге 1704 железнодорожных переезда. Из них дежурные работники есть только на 247. Остальные переезды никем не охраняются, но на большинстве их них стоят светофоры и сигнализации. Эти переезды считаются регулируемыми. Но есть и вовсе не регулируемые переезды, где нет ни дежурного, ни шлагбаума, ни светофора, ни сигнализации. На подъездах к ним стоят предупреждающие дорожные знаки, а непосредственно на переезде - дорожный знак «стоп». В Ленинградской области, как говорят в ГИБДД, всего 623 железнодорожных переезда. Их них 257 - нерегулируемых.

Аварии чаще всего происходят на регулируемых переездах, но там, где нет дежурного работника. В этих местах водителями, похоже, овладевает русский авось: «Что я, не проскочу, что ли? А правила нарушу – так кто об этом узнает?» И выезжают на переезды прямо перед несущимся поездом.

По статистике почти в каждой аварии на переездах железной дороги виноваты водители автотранспорта. Они или выезжают на красный сигнал светофора, или объезжают закрывающийся, а то и закрытый шлагбаум (зачастую ломая его). На не регулируемых переездах и вообще пытаются «проскочить» прямо перед приближающимся поездом. По данным тех служб, которые занимаются безопасностью на железнодорожных переездах, нарушители правил часто бывают в нетрезвом состоянии. В худшем случае виновники таких ДТП наказывает себя и свою семью сами: аварии на железнодорожных переездах, заканчивающиеся смертью, не редкость.

В Управлении ОЖД говорят, что нерегулируемые переезды остались только на тех участках железной дороги, где нет линий электропередачи. Именно по этой причине там невозможно установить светофоры и сигнализацию. Нерегулируемые переезды обычно мало задействованы. Но часто они расположены на ответвлениях железной дороги, принадлежащих предприятиям, которые, хоть и не пользуются уже этими подъездными путями, всеми силами стараются их сохранить.

В службах, занимающихся безопасностью на переездах, считают, что взывать к сознанию водителей малоэффективно. Тогда что?

Как рассказывают в ГИБДД, самое надежное средство предотвратить аварию на переезде – это построить вместо него путепроводную развязку. Понятно, что это удовольствие очень дорогостоящее. И за прошлый год открыли только одну такую развязку – в районе порта Усть-Луга.

Другой вариант – оборудовать все переезды шлагбаумами. Но и это, оказывается, не очень эффективно. Шлагбаумы не перекрывают всю ширину дороги, и водители часто пытаются объехать их, даже если горит запрещающий сигнал светофора. И получается, что самое лучшее на сегодняшний день средство от «несознательных» водителей – это устройства заграждения пути (УЗП). Правда, они тоже недешево стоят - установка только одного из них обходится в миллион рублей. А монтаж четырех УЗП сопоставим по стоимости со строительством развязки.

Как известно, УЗП представляют собой поднимающиеся при приближении поезда плиты, которые расположены по всей ширине переезда. Когда эти механические барьеры подняты, въехать на переезд невозможно (если, конечно, водитель не додумается объехать по путям). С другой стороны, если машина оказалась на переезде и в этот момент поднялось УЗП, достаточно легкого нажатия колесом, и плита опустится, а машина не окажется в западне. Правда, по нормативам устанавливать УЗП можно только на том переезде, где уже есть дежурный работник.

Специалисты не припоминают, чтобы за последнее время авария на железнодорожном переезде произошла из-за неисправной техники – светофора или сигнализации. Тем не менее, сотрудники ГИБДД проверяют состояние железнодорожных переездов не менее четырех раз в год.

Большинство специалистов, занимающихся безопасностью на железной дороге, соглашаются с тем, что оборудовать переезды техникой мало. Нужно лучше учить будущих водителей перед выдачей прав. На практике у нас ведь как получается? Где-то поучился водить автомобиль, каким-то образом права получил - и вперед с песнями! А вот у финнов, например, совершенно другая система выдачи прав. Учиться водить машину финн может у кого угодно, хоть у собственного отца (который, правда, должен получить на это лицензию). Потом у претендента принимают экзамен и в случае успешной сдачи выдают временные права. И только через два года финн может заявить о желании иметь постоянные права. Но если за период, когда у него были временные права, наш северный сосед допускал серьезные нарушения, постоянных прав ему не видать как своих ушей. Все, на что он может рассчитывать, - это на продление временных прав.

А у нас, кроме того, что права выдают, скажем прямо, кому попало, большинство водителей не сильно опасаются последствий нарушения правил, в частности на железнодорожных переездах. По данным ОЖД за 2014 год, таких случаев зафиксировано 4048, и это только на переездах с дежурным работником! О 3914 из них сотрудники железной дороги сообщили в ГИБДД. Но из этого числа оштрафовали только 398 нарушителей (по Административному кодексу штраф за нарушение правил на железнодорожных переездах варьируется от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда), лишили прав - 76, предупредили – 51. Других нарушителей или не нашли вовсе, или они каким-то образом избежали ответственности, благо таких способов русский народ знает предостаточно. Более серьезные последствия ожидают только тех водителей, которые сами-то выжили в аварии на переезде, но из-за них погибли или пострадали другие люди. В таких случаях, естественно, возбуждаются уголовные дела, и не исключено, что несознательный водитель поплатится лишением свободы.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter