В Апатитско-Кировском районе проводят санитарную рубку леса

08 августа 2014 в 08:13, Апатиты
Рубку леса сейчас ведут на двух делянках, которые находятся недалеко от дачного поселка Хибины и реки Малая Белая. Несмотря на законность этих работ, некоторые экологи, дачники и простые туристы недовольны выбором места лесозаготовок. Они сейчас готовят к отправке обращение к губернатору области с просьбой сохранить лесной хибинский массив.

Надо немного

Этому противостоянию уже не один год. Одни рубят, другие жалуются. Но этим летом страсти накалились: о вырубке леса в Хибинах знают от жалобщиков и в городской администрации, и в прокуратуре, и в профильном областном министерстве. Скоро узнает и губернатор.

Николай стал одним из тех, кто подписал петицию губернатору. У его родителей дача находится в Хибинах. И недавно, приехав к ним, молодой человек увидел, как неподалеку ведут лесозаготовку. Это были работники МГРЭ, которые арендовали у Кировского лесхоза небольшой участок для выборочной рубки – пилят лишь старые, сухие, двухвершинные деревья, а также те растения, которые повалил ветер. Эту древесину МГРЭ заготавливает для своих нужд – для ремонта бытовок, изготовления ящиков и другого.

- Жалуются те, кто ничего не понимает в лесе, – говорит Александр Яхьяев, сотрудник МГРЭ. – Выборочная, санитарная рубка лесу необходима. Мы освобождаем лес от гнилых, сухостойных деревьев, избавляем от лишних болячек и ненужных насекомых.

Мы работаем в строгом соответствии с технологической картой. Сначала прорубаем трехметровый волок, к нему тянем за вершины вырубленные деревья, при этом кусты ягод и другие растения не страдают. И уже по волоку тащим на тракторе деревья к нужному месту. Нас контролирует Кировское лесничество. Мы не можем нарушить пункты договора – изменить место и условия рубки. Лишнего не берем – нам много не надо.

Так решили наверху

Кировское лесничество занимает 684684 гектара леса, расположенного в Апатитском и Кировском районах, а также в части Оленегорского, Мончегорского и Терского районов. Категории земель в хозяйстве нашего лесничества разные.

Есть нерестоохранные, пролегающие вдоль рек и озер, на которых никаких других рубок, кроме санитарной, обычно не производят. Есть притундровые леса. А есть эксплуатационные. На них допустима вырубка деревьев, но на месте вырубленных растений обязательно сажают молодняк.

- Высадкой молодняка занимается Кольский лесхоз, иногда мы им помогаем, – говорит Татьяна Чеботарь, участковый лесничий Апатитского участкового лесничества. – Саженцы получаем в Зашейковском питомнике. Это в основном двухлетние сосны. Новые деревья высаживаем каждый год. Все зависит от того, какую площадь леса вырубают.

А вырубка ближайших лесов идет круглый год. Это происходит не стихийно, а под строгим контролем государства. Есть такое понятие, как лесоустройство. Его разрабатывает для каждого отдельного лесничества один раз в десять лет специализированная питерская организация.

В этом плане лесоустройства расписано, какие мероприятия и на каких участках можно производить. Есть к тому же госзаказ, утвержденный министерством природных ресурсов. Каждый год этим документом отводят площади для разных видов работ – для промышленной вырубки, санитарной рубки, рубки ухода и других. Подрядчики выбирают участки на аукционе.

Так свой участок получила апатитская фирма ООО “Мастер Дом”. С февраля она проводит рубку прореживания в восьми километрах от реки Малая Белая по договору с Кольским лесхозом. Надзор над обеими делянками ведет Кировское лесничество, за любое нарушение готовы выписывать штрафы.

Кто больше гадит?

Из вырубленных деревьев ООО “Мастер Дом” делает доски, срубы бань, домов, заготавливает дрова. И продает их, по словам генерального директора фирмы Александра Мусиенко, по сходной цене.

- Да если нас не будет, где те же дачники будут дрова брать? – говорит Александр Николаевич. – Втридорога в других районах покупать? Мы не первый год здесь работаем, работаем законно. Многие это понимают. Даже спасибо говорят, что летом и зимой дорогу в порядке содержим. А есть те, кто обвиняет в том, что мы чуть ли не преступники! Недавно услышал, что мы, оказывается, реку Малую Белую загадили.

Мы специально проехали с Александром Мусиенко посмотреть дорогу через реку. Единственное, что увидели на берегу, – потухший недавно костерок туристов, возле которого лежали пустые бутылки из-под водки и пива.

- Так разве мы Хибины загрязняем? Посмотрите, какие свалки вокруг поселка! А сколько у нас украдено дров, деревьев и даже рабочих материалов! Не поверите, но на днях исчезло колесо весом около трех тонн. Кому оно понадобилось? – негодует Александр Николаевич.

– По правилам, мы вообще должны перекрыть движение на дороге, где ходят наши лесовозы длиной 15 метров. Но не будем это делать, понимаем, что людям надо на дачи ездить. Просто информируем, что движение на лесной дороге опасно.

Табличка с надписью “Осторожно, идет валка леса!” в начале недели исчезла и около делянки МГРЭ. Кому она понадобилась?

Это неизбежно

- Некоторые считают, что лес надо рубить дальше от поселка, – говорит Татьяна Чеботарь. – Но не думают о том, как его потом доставлять в город. Авиацией слишком дорого, да никто за это и не возьмется. А по земле – значит, надо вырубить не меньше леса для того, чтобы проехала техника.

Поэтому с целью сохранения леса и выделяются ближайшие участки. Совсем отказаться от рубок мы не можем. Даже ребенок знает, что из леса готовят бумагу, спички, мебель. Лес – наш кормилец, и мы должны за ним ухаживать! Экологи выступают в защиту леса. А я, может, не меньше их, а даже больше лес люблю!

Судя по документам, которые предоставила Татьяна Федоровна, то, что происходит сейчас в хибинском лесу, самая настоящая щадящая, законная рубка.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter