Мурманскую область в полном составе необходимо поместить в арктическую зону

09 июля 2013 в 14:46, Мурманская область
«В Минрегионе не стали подробно комментировать законопроект, признав, что «он совсем сырой» и будет серьезно дорабатываться», - так заканчивалась статья в газете «Коммерсант», посвященная проекту закона об арктической зоне РФ. Она была опубликована в конце января этого года.

А вот эту фразу произнес член Совета Федерации Игорь Чернышенко, завершая круглый стол в облдуме, посвященный той же теме: «Закон очень сырой, на «три с минусом». Нам надо вытащить его хотя бы на «четыре».

Из этого следует, что за полгода российские законодатели и чиновники федерального министерства регионального развития и разработчики так и не довели до ума закон об Арктике.

Арктические леса Карелии

В государственной политике в последние десять лет все чаще слышно слово «Арктика» и все реже «Крайний Север» и «Север». Попытка разработки закона об арктических территориях была предпринята еще в 1998 году, однако проект, получивший множество критических отзывов, два года пролежал в Госдуме и в итоге был отклонен.

В 2005 году появился проект указа президента России о границах полярной зоны РФ - еще одно поползновение переделать северное законодательство. Все помнят знаменитый 134-ФЗ, который отменил закон об основах социально-экономического регулирования развития регионов Севера и внес существенные изменения не в лучшую сторону в правительственные акты по этой теме.

Аргументация Минэкономики и Минфина РФ сводилась к тому, что на Севере живет 24 миллиона человек, и это очень накладно для бюджета. Те небольшие преференции, которые были у северных регионов, урезали. И одновременно начался крен в сторону арктической зоны. Сегодня этот процесс усиливается, что можно считать продолжением тотальной линии нашего государства на всеобщую экономию. У нас появляется новый субъект госрегулирования.

- Я наблюдаю, как муссируют эту тему уже лет 20-25, - сказал, открывая обсуждение, Игорь Чернышенко. - Наша северная конституция - закон «О госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - была принята в 1993 году.

Но со временем начала выкристаллизовываться идея, что Крайний Север - это одно, Север - другое и совсем третье - приравненные к нему местности, которых очень много, около 25 субъектов РФ. Вся северная законодательная база состояла из 5-6 федеральных законов. Но в последнее время все больше стали говорить о необходимости вычленить Арктику как отдельный субъект государственного регулирования.

Правда, границы этого субъекта пока так и не определены. И в проекте, присланном минрегионом (всего их на сегодня пять), наша область впервые входит в арктическую зону не полностью, а только Ловозерский район, Кольский и Печенгский. Это 70 процентов территории нашего региона, 170 тысяч населения.

Зато по другому проекту туда включили так много населенных пунктов, что население Арктики практически утроилось. Особое недоумение вызывает включение некоторых районов Карелии и Архангельской области, которые ни по природно-климатическим, ни по географическим характеристикам к Арктике не относятся.

- Сегодня нет понимания, что такое южная граница Арктики, - сказал Игорь Чернышенко. - А она необходима, чтобы обеспечить государственное регулирование через госпрограммы, через преференции, налоговые льготы и прочее по административно-территориальным образованиям.

То есть определение южной границы должно стать защитой от того последнего варианта закона, по которому Арктика включает в себя некие муниципальные образования близ северных морей, а какие именно, определяет не закон, а федеральный центр.

- Именно поэтому нам в законе нужен такой критерий, который железобетонно поместит Мурманскую область в арктическую зону в полном составе, - заметила по этому поводу первый заместитель министра экономического развития области Елена Тихонова. - По тем критериям, которые содержатся в полученном нами проекте, весь наш индустриальный комплекс, расположенный в середине Кольского полуострова, выпадает из преференций, на которые мы рассчитываем.


Северу нужна подушка безопасности

Второй вопрос, который вызвал несогласие участников круглого стола с проектом закона - экономика всех видов бизнеса, кроме сырьевого. Действующий сегодня закон «о северах» делает наш бизнес неконкурентоспособным. У нас издержки в полтора-два раза выше, чем в средней полосе, где не выплачиваются «полярки» и северный коэффициент, нет продленного оплачиваемого отпуска. Поэтому очень важно, чтобы в законе были меры, которые стимулировали бы экономику малого, среднего и отчасти крупного бизнеса в условиях Арктики.

- Все, чем мы сейчас в области занимаемся, - это косметика. У нас нет фундаментальных изменений. Поэтому принятие закона об арктической зоне, в котором будут прописаны меры экономического стимулирования, - это фундамент для дальнейшего развития региона, - заявил генеральный директор группы компаний «ДИАЛ», экс-президент Союза промышленников и предпринимателей области Александр Лебедев. -

Очевидно, что федеральному минрегиону наши проблемы... Короче, для них это вообще не проблемы! Что говорить, если они предлагали совсем убрать льготы, рассматривался даже вариант сжатия региона. За Дальний Восток взялись, туда направляют огромные деньги, есть даже специальное министерство по этому региону. А Севера как будто нет. Живет сам по себе - и все.

По-видимому, это объясняется тем, что и в Совете Федерации, и в Госдуме больше не существует комитетов, которые бы занимались конкретно проблемами Севера.

- Возьмем пункт о Северном морском пути в проекте закона, - продолжил Лебедев. - Там говорится, что 70 процентов грузов по СМП должны перевозить наши суда. Зачем нужна такая норма? Мы хотим привлекать сюда инвесторов, так зачем что-то ограничивать?

Этот пункт в проекте вызвал недоумение и у заведующего отделом экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера ФГБУН «Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН» Владимира Селина:

- Непонятен пункт об использовании Севморпути в качестве национальной транспортной магистрали. Означает ли это, что мы не будем туда никого пускать? И главное. Раньше у нас был заявительный характер плавания судов. То есть известили - и поплыли. Теперь предполагается сделать его разрешительным.

Для чего - неясно. Только-только начал развиваться транзит - нет, надо дать по рукам. При этом требования к судам и условия их плавания не заложены в закон. И в результате некое высокое должностное лицо получает право единолично решать, разрешить кораблю плыть или нет. Налицо коррупционная составляющая.

Участники круглого стола считают: надо добиться, чтобы в этом законе были, по крайней мере, как в проекте закона о Дальнем Востоке и Сибири, прописаны инвестиционные преференции, частичное освобождение от налога на прибыль и т. д. То есть то, что сделает заполярный бизнес конкурентным и даст толчок развитию региона в целом.

Настораживает тех, кто участвовал в обсуждении, и то, что в закон заложен всего один экономический регулятор - размеры господдержки будут определяться государственной целевой программой.

- ФЦП имеют небольшую эффективность и редко реализуются больше, чем на 70 процентов, чаще только наполовину, - заметил по этому поводу Владимир Селин. - При этом рентные платежи сегодня так или иначе уходят на федеральный уровень. А ведь они достаточно высоки. И в арктической зоне не остается никакого механизма не то что саморазвития - даже стабилизации на тот период, когда природные ресурсы будут исчерпаны.

В мировой практике в арктических районах всегда закладывается некий механизм саморазвития, связанный с тем, что в Арктике главным образом эксплуатируется, - с ее минерально-сырьевой базой. В США и Канаде, например, созданы специальные трастовые фонды, куда поступает некоторая часть рентных отчислений от освоения природных ресурсов. Поэтому еще одно наше предложение - заложить в проект закона такой вот источник саморазвития в виде подушки из финансовых ресурсов, полученных от освоения ресурсов природных.

В общем, работы над законом - начать и кончить. При этом круглый стол в мурманской облдуме готовился почти полгода. Почему так долго? Потому что за последние 2-3 месяца концепция федерального закона об арктической зоне РФ менялась трижды.

- Правительство Мурманской области отправило свое заключение на законопроект, - сообщила собравшимся в зале заседаний облдумы первый замминистра экономического развития региона Елена Тихонова. - В этом заключении мы достаточно жестко отразили свою позицию.

Мы указали, что закон носит декларативный характер, не учитывает общепринятые политико-географические критерии севернее полярного круга и не содержит разделов, определяющих основные направления госполитики в сфере социально-экономического развития, науки, информационных технологий, связи, международного сотрудничества, обороны и государственной безопасности, и поэтому требует существенной доработки.

Замгубернатора области Григорий Стратий сообщил собравшимся, что примет участие в совещании, которое проведет федеральное министерство регионального развития, и представит там протокол этого круглого стола со всеми внесенными туда предложениями. Кроме того, они будут отправлены разработчикам закона.

Актуальный комментарий

28 июня заместитель губернатора области Григорий Стратий принимал участие в заседании президиума коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации, проходившем под председательством министра Игоря Слюняева.

- В рамках обсуждения основных направлений деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике мне удалось представить позицию правительства Мурманской области, которую мы обсуждали в рамках круглого стола в областной думе, - сказал Григорий Иванович корреспонденту «Мурманского вестника».

- Отрадно, что наше мнение было принято во внимание. Как следует из проекта протокола данного заседания, в качестве основного критерия отнесения территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к Арктической зоне Российской Федерации учтен важнейший общепринятый политико-географический критерий - севернее полярного круга (66о33’ северной широты).

До 18 июля будет внесен в правительство РФ проект акта правительства РФ о составе Арктической зоны, в котором, я надеюсь, будут учтены наши предложения. В срок до 15 сентября 2013 года будет подготовлен и представлен в правительство РФ проект государственной программы социально-экономического развития АЗ РФ на период до 2020 года. Об этом было известно и ранее, причем нам непонятен механизм подготовки и внесения предложений от регионов.

Поэтому я предложил оперативно создать межведомственную рабочую группу с включением в ее состав представителей арктических регионов. Пока такое решение не принято, будем добиваться принятия нашего предложения Министерством регионального развития РФ.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter