«Апатит»: вывеска и сущность

10 октября 2005 в 08:31, Апатиты
Говорят, искусство политика заключается в том, чтобы все видели, как он закрывает своей грудью амбразуру, но никто не заметил, что пулемета в ней нет. Под такие же критерии подпадает «профессионализм» российских чиновников новой формации.

При этом наиболее эффектные броски на амбразуру случаются, как нетрудно догадаться, в отечественной экономике. Именно в ней можно получить не какие-то там эфемерные политические дивиденды, а вполне реальное хрустящее удовлетворение.

В качестве последнего примера можно привести ситуацию, сложившуюся вокруг комбината «Апатит». Изощренности схемы, в которую сейчас оказался втянут комбинат, производящий почти 90% апатитового концентрата – базового сырья для минеральных удобрений – мог бы позавидовать самый опытный иллюзионист.

Главным звеном новой схемы являются недавно предъявленные налоговые претензии к «Апатиту» за 2001 год. Напомним, в апреле этого года межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (МРИ) потребовала от комбината, из-за которого, в том числе, Ходорковский попал в тюрьму, доплатить за 2001 год налоги, штрафы и пени на сумму свыше пяти миллиардов рублей.

Бурная реакция, последовавшая за этим требованием, сделала ситуацию вокруг «Апатита» весьма раскаленной. Комбинат оспорил претензии налоговиков в суде, а также добился судебного решения запретить МРИ принудительно взыскивать с предприятия налоговые задолженности и приостанавливать банковские операции компании. Налоговики, в свою очередь, тоже обратились в суд. В результате федеральный арбитраж Северо-Западного округа отменил «апатитовские» защитные меры. Представители компании незамедлительно заявили, что они намерены оспаривать это решение суда в вышестоящей инстанции.

Похоже, битва разгорелась нешуточная. Однако на поверку все последние события являются ничем иным, как хорошо поставленным спектаклем, и режиссерами в нем выступают нынешний руководитель «Апатита» Андрей Гурьев и внештатный юридически, но фактически вполне штатный помощник главы наблюдательного совета алмазодобывающей корпорации «АЛРОСА» Алексея Кудрина Отар Маргания. А государственная власть, которой эти господа демонстрируют свое искусство, не подозревает о том, что она здесь – лишь зритель.

Только сейчас стало известно, что налоговые претензии к «Апатиту» за 2001 год – первый и самый главный пункт в названной схеме. Появились они при участии Андрея Гурьева, который, видимо, договорился с Отаром Марганией о том, что он, используя ресурс Минфина, сможет выставить «Апатиту» налоговые требования. При этом претензии эти оказываются настолько большими (только за 2001 год – более 5 миллиардов рублей, а за ними последуют и за 2002, 2003, 2004…), что комбинат, чья чистая прибыль в прошлом году чуть-чуть не дотянула до 1,52 миллиарда, физически не сможет их удовлетворить. В этом случае «Апатит» ждет неминуемое банкротство.

Однако, познакомимся чуть ближе с Отаром Марганией. В 2004 году выпускник Ленинградского государственного университета, в прошлом советник президента банка «Санкт-Петербург», затем член наблюдательного совета и ревизионной комиссии Промышленно-строительного банка Маргания был назначен старшим вице-президентом Внешторгбанка (ВТБ). В назначении Отара Маргании вторым человеком в ВТБ нет ничего удивительного, поскольку как писал авторитетный журнал «Форбс», Маргания имеет большое влияние на Алексея Кудрина, а последний возглавляет – наблюдательный совет ВТБ. К тому же, по мнению журнала, компаниям Отара Маргании принадлежит значительная доля неподконтрольных компании «АЛРОСА» акций инвестиционной группы «АЛРОСА».

Надо отдать должное дарованию авторов «апатитовой» схемы. Как только комбинат заявит о своей финансовой несостоятельности, кредиторы предприятия получат свое согласно очереди. Первым в ней стоит государство, которое при банкротстве «Апатита» получит деньги (пусть и не в полном объеме). А вторым крупнейшим кредитором комбината является… холдинг «Фосагро», в состав которого и входит «Апатит» (холдинг владеет 82% акций предприятия). В результате банкротства «Фосагро» получит весь его производственный комплекс. Впрочем, это было бы еще полбеды. Дело в том, что сегодня одним из реальных, а не по документам, хозяев «Фосагро» является… г-н Гурьев! Именно он получает в свое распоряжение то же самое предприятие, но чистое перед законом и перед государством.

Кстати, налоговые претензии появились не на пустом месте. Налоговики совершенно справедливо рассудили, что схема реализации апатитового концентрата, придуманная еще прародителями «Фосагро» и «Апатита» Ходорковским и Лебедевым, и продолженная их последователем Андреем Гурьевым, нанесла значительный материальный ущерб государству. Бывшие хозяева ЮКОСа продавали концентрат аффилированным посредникам по заниженной цене, которые, в свою очередь, перепродавали сырье за рубеж по рыночным ставкам. Куда уходила разница, догадаться несложно, но явно не в государственный бюджет.

Гурьев оказался куда находчивей своих наставников. Работал он, что называется, с огоньком. Кроме такой обыкновенной цепочки, реализация концентрата при Гурьеве шла через опять-таки близкие структуры, но зарегистрированные в Мордовии и Калмыкии – зонах с льготным налогообложением. Затем, в конце 2003 года, когда экс-владельцы ЮКОСа оказались за решеткой, Гурьев, не долго думая, перевел весь сбыт «Апатита» на компанию… «Фосагро-Маркетинг». А теперь, похоже, решил воспользоваться ситуацией.

Понятно, что без помощи Отара Маргании режиссер экономического спектакля из Гурьева вряд ли бы получился. Тем более, что советник Кудрина накопил такой опыт, которому позавидует любой. Из самых эффектных действий Маргании можно отметить вывод более 4,6 миллиардов рублей из оборотных средств «АЛРОСА» на счета, в том числе, и подконтрольного советнику банку «Возрождение» под мизерные 2% годовых.

Кстати, когда бывший юрист алмазодобывающий компании Гамлет Акопян, который, собственно, и выявил эту историю, обратился с запросами в администрацию президента, Генпрокуратуру, в Минфин, и лично к премьер-министру Михаилу Фрадкову, юристу ответили, что изложенные им факты «не имеют документального подтверждения и не входят в компетенцию наблюдательного совета АК «АЛРОСА».

По мнению некоторых экспертов, Отар Маргания уже стал фактическим владельцем «АЛРОСА». Карьера, надо признать, головокружительная: еще в конце 90-х годов он имел репутацию человека, который за определенный процент был готов устроить встречу с чиновником, пролоббировать назначение нужного человека и т.д. Да и сейчас, похоже, Отар Маргания не прочь поработать таким образом, правда, его услуги оцениваются совсем по другим тарифам. За помощь в создании «апатитовой» схемы Маргания получит как раз половину сверхрентабельного апатитового производства, и, в частности, рудник «Восточный» и фабрику АНОФ-3.

«Мы – государственно ориентированная компания. Наш приоритет – переработка сырья на российских заводах и удовлетворение потребностей внутреннего рынка в минеральных удобрениях», – настойчиво повторяют эти фразы представители «Фосагро».

В чем на самом деле заключаются приоритеты «Апатита» и «Фосагро», убедительно демонстрирует пример «Пикалевского глиноземного завода» (ПГЗ). В конце сентября этого года представители завода заявили, что отказываются от сотрудничества с «Апатитом», который был единственным (в силу своего монополизма) поставщиком на ПГЗ нефелинового концентрата. Оказывается, 1 июня этого года предприятие Андрея Гурьева поставило ПГЗ жесткое условие: или «Пикалевский глинозем» отныне покупает у нас сырье по удвоенной ставке (44 доллара за тонну), либо… Такая цена на основное сырье для комбината, выпускающего глинозем, соду, поташ и карбонатный щелок, была просто неподъемной. В результате, чтобы не обанкротиться, смежному с «Апатитом» предприятию придется перевести свое производство на новую технологию (вместо нефелина будут перерабатываться бокситы). Стоимость этой операции – около 60 миллионов долларов.

Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области, на территории которой расположен ПГЗ, даже обращался в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия «Апатита». Однако ФАС почему-то не стала применять строгие меры к «государственно ориентированной компании». А пока региональные власти вместе с группой агрохимических российских предприятий, производящих минеральные удобрения, прикладывают максимум усилий для того, чтобы «Апатит» был официально признан монополистом (хотя причины этой борьбы не вполне однозначные), Гурьев сотоварищи успешно меняют фасад и вывеску «Апатита».


«Новый Регион»
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter