В Мурманской области изучают афиллофороидные грибы

31 января 2013 в 14:28, Апатиты
Людмила Георгиевна Исаева приехала в Заполярье в начале 90-х годов после окончания Уральского лесотехнического института. В 1999 году Людмила Георгиевна начала научную деятельность в институте проблем промышленной экологии Севера в Кольском центре Российской академии наук. Работа с природой, лесом привлекала её всегда.

– Я выросла в лесном посёлке, – рассказывает она о себе. – Мой папа всю жизнь проработал в лесном хозяйстве. В семье нас три сестры, и все закончили факультет защиты леса свердловского института. Мне кажется, что люди, работающие с лесом, – очень открытые и любят природу. Сам лес не потерпит людей, желающих навредить ему.

Работа в лаборатории наземных экосистем связана с исследованиями лесных экосистем: биоразнообразие, мониторинг, восстановление. Это сотни километров нехоженых лесных дорог, многодневные экспедиции под открытым небом, приготовление пищи на костре, неутомимая мошкара и прочие «прелести» походной жизни. Поэтому остаются здесь только самые преданные делу люди.

Одной из последних и наиболее важных работ Людмилы Исаевой и её ученицы Юли Химич стало издание каталога афиллофороидных грибов Мурманской области. В нём приведена краткая характеристика лесов региона, история изучения 321 вида этих растений. Афиллофороидные (в основном дереворазрушающие) грибы в народе часто называют трутовиками, но, оказывается, это только один из многочисленных видов, как и чага. К дереворазрушающим, например, относятся и всем знакомые лисички, занесённые в Красную книгу Мурманской области.

В природе всё взаимосвязано, поэтому и грибы-разрушители необходимы. Они играют ключевую роль в круговороте веществ лесных экосистем.

– Без этих грибов был бы полный хаос, – увлечённо рассказывает Людмила Исаева. – Стволы, сучья и ветки, упавшие на землю, в результате гниения превращаются в органическую труху, обогащающую почву. В итоге весь древесный «мусор», казалось бы, засоряющий землю, благодаря деятельности грибов, становится ценным удобрением. Причём каждый вид грибов поселяется на древесине только на определённой стадии её гниения. Эти данные могут использоваться, например, для оценки и прогнозирования экологических последствий лесных пожаров.

Исследования афиллофороидных грибов включают в себя не только выявление этих грибов и их местонахождение, а также экологический мониторинг состояния грибов в зоне влияния различных предприятий, в городских парках и скверах.
– По тому, какие виды грибов растут на деревьях, мы можем определить, насколько стар и здоров этот лес, – продолжает Людмила Георгиевна. – Большое внимание этим исследованиям уделяется в соседней Финляндии. Российские туристы умиляются чистоте и аккуратности их леса, но на самом деле это не очень хорошо. После вырубки ельников, насаждения сосновых боров, тщательной уборки валежника и поваленных ветром деревьев там нарушилась экосистема. Сейчас частным владельцам лесных массивов Финляндии предписано специально оставлять на своих участках дуплистые буреломные или гниющие деревья, высаживать ель для сохранения богатства видов.

Одним из основных направлений микологических исследований является изучение видового разнообразия, распространения и выявления редких видов грибов. В Красную книгу Мурманской области внесены четыре вида афиллофороидных грибов. В настоящее время готовится к выпуску её обновлённое издание. Опираясь на свои исследования, Людмила Исаева и Юлия Химич предложили включить в него ещё десять видов.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter