Судьба промплощадок в Апатитах и Кировске

28 сентября 2012 в 10:29, Апатиты
Промплощадки наших малых северных городов, ранее бывшие символом грандиозности замыслов и свершений, нынешнему обществу зачастую служат укором и назиданием. Мол, богатыри, не вы... Но даже теперь замечаешь, какие же разные лица у этих промплощадок - так же, как и у городов.

Исторический ландшафт меняется

С Кировском все довольно просто. Промплощадка там да, есть. Причем практически в городе, являясь унылым «задником» для торгово-развлекательного центра «Большой Вудъявр». Однако что хорошо, есть у этой промплощадки и хозяин - ОАО «Апатит». И именно он платит сейчас немалые деньги питерской специализированной фирме за демонтаж корпусов АНОФ-1 - самой первой апатит-нефелиновой обогатительной фабрики, прекратившей работу в декабре 1992 года. Так что привычный ландшафт обширной промышленной площадки, спускающейся к самому берегу озера Большой Вудъявр, меняется на глазах.

Конечно, остаются тут другие объекты промышленного значения - та же котельная ОАО «Апатит» (цех пароснабжения), которая до сих пор отапливает не только производственные здания, но и весь город. Однако раз перемены начались, то будет и продолжение. Кто знает, может, и парк развлечений тут со временем появится - по крайней мере, ни руководство градообразующего предприятия, ни городские власти ничего невозможного в этом не видят.

А некоторые, между прочим, даже жалеют, что пришло время убирать руины прошлого. «Экзотика», - говорят одни. «Память о прошлом», - говорят другие. Однако верно третье утверждение: они стали опасны!

Тем не менее стоит сказать: улица Лабораторная в Кировске и сейчас представляет собой весьма колоритное зрелище. Вот слева величественный ампир заброшенного здания бывшего горно-химического техникума, выстроенного в 1933 году. Здесь, кстати, и учился поэт Николай Рубцов. Рядом - здание 1931 года постройки, где техникум находился до 33-го. После здесь «Апатит» размещал разные свои службы, уже долгое время тут находится отдел научно-технической информации. Справа - почти такие же «дворцовые» стены корпусов бывшей фабрики. Хоть и упадок, а все же колоритный...


Грустное напоминание

Не то в Апатитах. Руины, если говорить о промплощадке, здесь гораздо менее привлекательны.

Уж не будем трогать огромное здание так называемого радиозавода, который возник на некотором отшибе от основной промплощадки на излете советской эпохи, но, в общем, разделил ее судьбу. Малую его часть смогли «освоить» «Северные кристаллы», не так давно прославившиеся тем, что их продукция используется для Большого адронного коллайдера, но в основном вся махина так и не была достроена и запущена.

А чуть вглубь, в сторону от объездной улицы Козлова - и основной массив бывшей «промки» «Апатитстроя». Муниципальной площади тут ни одного квадратного метра. Впрочем, и нынешним преемникам былого треста-гиганта - ОАО «Апатитстрой» и ООО «Апатитстрой» - тоже здесь ничего не принадлежит, так сказал заместитель директора ООО Александр Бутусов. Все имущество бывшего треста разошлось в частные руки в девяностые. Да, а второй «Апатитстрой», который ОАО, сейчас находится в стадии банкротства.

Промплощадка хоть и имеет печальный вид, но жизнь здесь все же теплится, а кое-где и кипит. Безвозвратно потеряны только знаменитые в свое время ЖБИ № 1 и № 2 - заводы железобетонных изделий, принадлежавшие во время оно, естественно, «Апатитстрою». Именно эти внушительные развалины высятся напротив хлебозавода и напротив нынешнего ГИБДД.

«Мой цех занимает пять пролетов, это около пятнадцати тысяч метров квадратных, а ЖБИ-2 - это 13 таких пролетов. Все панельные дома 93-й серии во многих городах области построены из блоков, произведенных здесь», - рисует картину прошлого Руфат Байрамов, сохранивший единственный из цехов «Стройиндустрии» (подчинявшейся «Апатитстрою») в его первоначальном качестве. В 1997 году Руфат Байрамов создал ООО «Стройдеталь» и взял в аренду один из цехов железобетонных изделий. Теперь оформил его в собственность и по-прежнему ведет здесь производственную деятельность. Но… только в теплое время года. Потому что зимой огромное здание просто не обогреть. Или придется тратить на это всю прибыль от производства асфальта, железобетонных конструкций, полипропилена.

Руфат Керимович - предприниматель с 1997 года, до этого работал в «Апатитстрое» и инженером, и заместителем директора по производству. В свое время окончил Бакинский строительный вуз по специальности «производство строительных материалов и изделий», на Север попал по распределению. И прекрасно помнит былой производственный размах треста, который гремел на всю страну, не то что Мурманскую область. И не выдержал лишь ударов нового времени - в 1992 году акционировался, сменив имперский размах на гораздо более скромное существование.

В структуру «Стройиндустрии» треста входили 14 заводов, многие из них базировались именно здесь, на промплощадке Апатитов: завод металлоконструкций, деревообрабатывающий, ЖБИ-1 и ЖБИ-2, завод нерудных материалов, шунгизитовый...

Сейчас где-то разместились разные частные фирмы и фирмочки: переработка шин, фирма по производству окон, склады. В здании бывшего АТП - теперь ГИБДД. На территории бывшего автопредприятия есть производственное объединение «Металлургпрокатмонтаж», успешно работающее, кстати, тоже после акционирования, с 1996 года.

Что-то разрушено и способно лишь навеять тоску своими огромными остовами, как ЖБИ-1 и ЖБИ-2. У кого они в собственности - трудно сказать. Раздербанили их полностью лишь в конце девяностых, до этого процесс еще был обратимым. Кто отвечает за них теперь, знают лишь в Госреестре. Муниципалитет отношения ко всему этому не имеет. Кому это может пригодиться?

По словам главы администрации города Николая Бовы, на обеспечение безопасности объектов по мере необходимости деньги выделяются, но на какие-то работы, например, по благоустройству, средств в бюджете нет.

В региональном комитете промышленного развития, экологии и природопользования, куда мы также обратились за комментариями, проблему признают.

- Мало того, что эти разрушенные объекты небезопасны и наносят вред экологии, есть у этой ситуации и еще один ракурс, - говорит председатель комитета Ольга Борисенко. - В области нет свободных площадей, которые можно было бы использовать под промышленное строительство, а тут мы видим разрушенные объекты, землей под которыми как раз можно было бы распорядиться гораздо более эффективно. Но сначала необходимо определить, кто собственник этих участков. Именно этим сейчас занимается наш комитет, послав соответственные запросы в Госреестр. После этого, имея на руках документы, уже вместе с апатитскими властями будем определять дальнейшие перспективы. Если найдется собственник - будем работать с ним, если нет - разработаем другой механизм, который позволит-таки привести территорию в порядок. Либо при помощи средств областного бюджета, либо придется подключить другие ресурсы. Это еще предстоит обсуждать.


Работали дружно

Так что тем, у кого свежо в памяти прошлое, остается только грустно вздыхать. Как Анне Бородиной, например, которая 24 года заведовала рабочей столовой на «промке» до самого ее закрытия в 1987 году. Самой большой столовой в Кировско-Апатитском районе, кстати, - на двести посадочных мест! И работала столовая с 7 утра до 22 часов, ведь и промплощадка «пахала» тогда в три смены, людей надо было накормить. «Раз в неделю к нам приходил управляющий трестом Егоров и лично проверял, хорошо ли кормят рабочих. Помню, как мне влетело однажды, что кончился у меня гороховый суп…» - вспоминает Анна Алексеевна.

Как-то побывала она по случаю на своей любимой промплощадке, зашла и в здание бывшей столовой. «Там теперь автомастерские какие-то, - рассказывает. - Я прошла по помещению. Потом мужчины подошли, говорят: «Ну что, мол, вспоминали прошлое?» - поняли, что я здесь работала. А я говорю: «Да, все помню и рада, что наше помещение не заброшено и что пригодилось теперь и вам. И полы наши каменные, и склады кирпичные, за которые я билась!»

А на развалины Анне Алексеевне горько было смотреть, конечно. Тем более она помнит: «промка» кормила город, и здесь работали самые дружные и хорошие люди, так что она отсюда никогда не хотела уходить, как ее ни звали «в город».
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter