Участник Штокмановского проекта Statoil вернул «Газпрому» свою долю акций

08 августа 2012 в 07:57, Мурманская область
Участники Штокмановского проекта норвежская Statoil и французская Total должны были в июле, после истечения срока акционерного соглашения, передать свои доли в проекте «Газпрому». Пока это сделала только Statoil. Возможно, 30 августа будет известен новый состав участников.

Официально, это не означает, что норвежская компания не заинтересована в продолжении проекта. Вот как прокомментировал ситуацию для «Беллона.ру» бывший заместитель директора филиала «Штокман Девелопмент АГ» в Териберке (Мурманская область) Николай Бережной, который в данное время сокращен из компании:

«Statoil сдал свои акции «Газпрому» поскольку 1 июля истекло акционерное соглашение по Штокману. Total свои акции пока не хочет сдавать, видимо, хочет обсудить этот вопрос на встрече 30 августа», - рассказал Николай Бережной.

По его словам, обе компании обязаны вернуть свои акции в ШДАГе «Газпрому», после чего будет обсуждаться состав нового консорциума, возможно, туда войдет Shell, возможно – нет, а может быть «Газпром» будет осваивать Штокман самостоятельно, через свою «дочку».

Напомним, что в соответствии с акционерным соглашением по Штокману, доля «Газпрома» в проекте составляла 51%, французской Total - 25%, норвежской Statoil - 24%. По неофициальной информации, в проект может войти англо-голландская Shell.

По условиям рамочных соглашений с иностранными компаниями, если окончательное инвестрешение по Штокмановскому проекту не принято до конца их действия, то «Газпром» имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development.

Statoil уйдет навсегда?

В Statoil сообщили, что компания предпринимает необходимые шаги в связи с истечением срока действия акционерного соглашения, но это не означает, что она не заинтересована в проекте.

«Мы предпринимаем все необходимые шаги, так как акционерное соглашение истекло и не возобновлено, но это не означает, что мы не верим в проект. Мы находимся в прямом диалоге с «Газпромом» и по-прежнему нацелены на достижение соглашения по коммерческой эффективности проекта», - сказал представитель норвежской компании агентству «Прайм».

При этом, Хельге Лунд (Helge Lund) и старший вице-президент по региону Европы и Азии Statoil Тойгеир Кидланд (Torgeir Kydland) вышли из состава совета директоров ШДАГ.

По мнению Finam.info, передача акций Statoil связана только с истечением срока действия акционерного соглашения, но это не означает, что компания не заинтересована в проекте.

«У Statoil коллосальный накопленный опыт освоения проектов в арктических морях, технологии и опыт в освоении шельфовых проектов», - процитировало агентство аналитика ИФД «Капиталь» Виталия Крюкова.

По словам аналитика норвежской Petroartic (сеть поставщиков для нефтегазовых проектов на севере) Арвильда Йенсена (Arvild Jensen), ни для кого не явилось большим сюрпризом то, что Statoil сдал свои акции.

«Штокмановский проект с самого начала был экономически рискованным. Но, надо дождаться официального подтверждения от Statoil, что компания полностью выходит из проекта, а это станет известно не ранее 30 августа, когда состоится заседание совета директоров.

«Этот проект никогда не был оптимистичным: очень сложная экономика и технические риски. Я думаю, что пройдет еще много лет, прежде чем этот проект будет реализован», - рассказал Йенсен в интервью Беллоне.

Норвежские экологические организации положительно отнеслись бы к тому, что Statoil навсегда покинет сомнительный Штокмановский проект. Беллона давно называла его «мыльным пузырем», а ее президент – Фредрик Хауге (Frederic Hauge) – считает проект «обреченным».

«Это настоящая пощечина для всех политиков и нефтегазовых компаний, которые из-за недостатка знаний и критичности называли Штокман мотором для нефтегазового развития Арктики», - считает Хауге.

Штокмановский пример продемонстрировал наивность нефтегазовых компаний, уверен президент Беллоны.

Судьба бывших акционеров и сотрудников

Агентство «Прайм» сообщил о том, что в июле были уволены уже почти все сотрудники Shtokman Development AG, которая была оператором проекта до истечения срока акционерного соглашения. При этом пока остается неизвестным, смогут ли бывшие сотрудники претендовать на работу в компании с новым составом акционеров.

Кроме того, за четыре года с момента существования ШДАГ потратила более полутора миллиардов долларов, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка 400 миллионов. Один из источников в «Газпроме» сообщал, что иностранным акционерам эти средства не будут возвращаться, пишет «Газета.ру».

За прошедшее время, по словам представителей иностранных акционеров, проект был технически подготовлен к реализации – оставалось лишь решить экономические вопросы – они просили у российского правительства предоставления льгот для Штокмана.

Если «Газпром» вернет акционерам инвестиции, затраченные на проект, то эффективность освоения Штокмана будет низка, пишет «Нефтегаз.ру». Но, если газовый гигант не будет выплачивать эти деньги, то эффективность проекта может вырасти, да и Shell будет интересней в нем участвовать.

А что же Total?

В конце июля финансовый директор французской Total Патрик де ля Шевардье говорил, что окончательное решение по формату реализации проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море остается за российским «Газпромом». Он подчеркнул, что французская компания очень заинтересована в этом проекте, но в части его реализации все еще есть неразрешенные вопросы.

Скорее всего, останется компания в проекте или нет, решится на совете директоров ШДАГа 30августа.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter