Собаки в Мончегорске: что делать?

11 апреля 2011 в 09:16, Мончегорск
«Здравствуйте, уважаемая редакция! Обращаемся к вам как в последнюю инстанцию. Услышьте нас и помогите! Дело в том, что на участках нашего детского сада (ул.Кондрикова, д.10) и прилегающей территории бегают стаи бездомных и довольно агрессивных собак. Днем, когда дети идут на прогулку, воспитателям - ведь они отвечают за безопасность воспитанников - приходится всячески защищать детей от бездомных животных, рискуя быть покусанными собаками. Руководство детского сада неоднократно обращалось с этой проблемой в разные инстанции, но результатов нет. А ведь это проблема не только нашего детского сада, но и всего города. Очень хочется, чтобы вы отреагировали на это письмо. Мы бы хотели услышать мнение депутатов, представителей администрации города, специалистов ветслужбы по решению этой проблемы. Надо что-то делать, ведь собакам все равно, кого кусать – депутата, воспитателя или ребенка».



Это письмо – под ним 41 подпись – мы получили от сотрудников детского сада №30. Оно, конечно же, не стало первым тревожным звонком (обращения в редакцию по поводу бродячих собак поступают постоянно) и, к сожалению, не стало и последним: уже после того, как мы его получили, произошел трагический случай на 27 км, когда от стаи собак пострадал ребенок. Нельзя не видеть очевидного: бродячие собаки стали реальной угрозой нашей жизни. Есть региональный закон «О содержании животных», принятый в 2003 году, но получается, что действует он плохо. Что же делать? Ответ на этот извечный российский вопрос за круглым столом в редакции «МР» искали руководители города, депутаты, представители коммунальных служб, специалисты ветслужбы, представители общественности.



«В свободном полете»

Валерий Емельянов, зам.главы администрации Мончегорска. Проблема бродячих собак в городе действительно существует, и, хотя мы регулярно ведем работу по снижению их численности, нужного эффекта она не дает. Прежде всего, закон, который сегодня действует, требует от нас быть гуманными, отлавливать безнадзорных животных, стерилизовать их и выпускать обратно в то место, откуда их забрали. С одной стороны, смысл здесь понятен: у стерилизованной собаки не будет потомства, но с другой - стерилизация не дает гарантии того, что пес не опасен. Какая собака человека покусала – стерилизованная или нет – ему все равно. Поэтому я считаю, что эту позицию закона надо доработать в сторону ужесточения: отловили бездомную собаку, нет желающих взять ее из приюта – только усыплять. Может быть, это жестко, даже жестоко, но я считаю, что таким силовым путем сегодня надо больше пользоваться. Вторая позиция - более строго контролировать работу надзорных органов, органов внутренних дел. Может быть, ввести что-то типа ветеринарной полиции, проводить постоянные рейды, проверять правильность содержания животных, спрашивать с нарушителей. Нужно самим гражданам быть ответственными: если уж обзавелся собакой, так, будь добр, соблюдай все правила. Не секрет, что у нас много безучетных животных. Надоела такому горе-хозяину собака – выгнал. А потом удивляемся: откуда столько бродячих собак? Так мы же сами и постарались. Поэтому хочу обратиться ко всем гражданам: пока не будет общей заинтересованности в решении этого вопроса, пока мы не начнем вместе работать, одно «Городское благоустройство» мало что может сделать.



Михаил Дибцев, директор ММУП «Городское благоустройство». С 2007 года наше предприятие на основании муниципального контракта отловило 1508 собак. Из них опасными для окружающих ветврачом признаны 1133. К ним применена эвтаназия, остальные собаки стерилизованы. В среднем в год отлавливается от 300 до 400 животных. Муниципальным контрактом наше предприятие ограничено в финансовых возможностях по отлову собак, однако иногда мы вынуждены производить отлов безнадзорных собак и сверх лимитированных затрат, особенно в весенний сезон, когда животные проявляют агрессию. Заявки принимаются по телефону 3-43-27 и по письмам от организаций. Как уже говорилось, согласно закону, собаки, подвергшиеся стерилизации, выпускаются обратно на место обитания. Задумано было так, что в дальнейшем численность будет сокращаться. Но для этого требуется длительный отрезок времени - не год и не два. Сегодня мы видим, что сокращения численности не происходит. Тем не менее, эвтаназию разрешено применять только по отношению к тем собакам, которые представляют опасность. Определять степень агрессивности должен специалист, поэтому бригада выезжает на отлов только с ветеринарным врачом. Кстати, с 1 марта расценки на услуги ветслужбы для нашего предприятия выросли в два раза, а у нас запланированная сумма осталось такой же. И тем не менее работу мы не прекращаем. Трудность отлова состоит еще и в том, что собаки на одном месте не сидят, постоянно перемещаются по городу. Часто бывает: бригада по поступившему от населения вызову приезжает – собак уже нет. Кроме того, они животные очень чуткие, они нашу машину уже знают, убегают. Вот детсад №30 – как раз яркий пример. Сколько туда ни выезжаем, бесполезно: одну-две собаки отловим - и все. А собаки туда почему возвращаются? – Потому что в соседних домах жильцы их подкармливают. В таких случаях собаки привыкают к месту обитания, воспринимают двор как свою территорию, которую надо охранять, и проходящий мимо человек может оказаться жертвой этих собак. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что без хозяина гуляют домашние собаки. Смотришь на стаю – половина с ошейниками, то есть это те псы, которых граждане, уходя на работу, выпускают в «свободный полет». Вообще, надо сказать, люди к нашей работе относятся по-разному: одни жалуются на негуманное обращение с животными, другие говорят, что мы недостаточно серьезно работаем.



Закон надо просто исполнять

«МР». Это действительно так – мы явно ощущаем по письмам и звонкам в редакцию, что наше общество разделилось на два лагеря. Одни считают, что бездомных собак надо подкармливать, и подкармливают, и считают, что они делают благое дело. Другие – что безнадзорных псов надо уничтожать, потому что они представляют потенциальную угрозу для всех нас. Это двоякое отношение к бездомным собакам в обществе создает огромную проблему. И получается, что закон в определенной мере также является препятствием в решении этой проблемы…



Надежда Максимова, депутат Мурманской областной Думы, председатель комитета по социальной политике и охране здоровья. Начну с истории. Еще в 2003 году никакого закона о содержании животных в Мурманской области не было вообще, и мы в этом вопросе стали пионерами среди других регионов. Толчком к этому послужил трагический случай: тогда в Мурманске собака напала на ребенка, и девочке пришлось ампутировать руки. Безусловно, стоять в стороне мы не могли. Мы досконально изучили законодательство европейских стран, провели многочисленные консультации, пригласили к участию в разработке закона ветслужбу, милицию, кинологов, общественность. Мнения высказывались порой совершенно полярные, но в одном вопросе все были единодушны: все хотели сделать закон таким, чтобы бродячих собак на улицах было как можно меньше. Пока не получается, но работа над текстом закона в областной Думе не закончилась. С 2003 года изменения в закон вносились десять раз, и я хочу сказать, что не такой уж это плохой закон, в нем очень много здравых вещей.



Вот вы говорите: ужесточить, ужесточить. Но закон и так достаточно суров. В Административном кодексе за нарушение правил содержания животных предусмотрены штрафы: для граждан - от 1,5 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 3 до 5 тысяч, для юридических – до 100 тысяч рублей. Составлять протоколы о нарушениях и передавать для наказания в административную комиссию - такое право дано милиции общественной безопасности. Много мы видим таких протоколов? А надо делать это больше и чаще. Требование регистрации животных, экспертная комиссия для оценки адаптации бойцовых собак – в законе очень много того, что сегодня почти не применяется. Традиционно, я бы сказала, не применяется – вот так уж сложилось, что не обращаем на это внимания.



Так что, если формально подходить к закону – вроде все учтено. А жизнь показывает совсем другую картину. Вот здесь много говорилось о стерилизации. Почему это положение в законе появилось – понятно: чтобы прекратить воспроизводство бродячих собак. Но армия их постоянно пополняется. Каким образом? - Заводчики выбраковывают неудачных щенков, выбрасывают на улицу (в больших городах, я знаю, таких случаев очень много), владельцы собак не решаются утопить щенят – и туда же, на улицу. Должно быть естественное вымирание, но человек не дает, подкармливает, а в результате эта ложная гуманность потом выходит боком тем, кто рядом.



Елена Жабыко, кинолог. Меня, как законопослушного владельца породистой собаки, волнует вот такой вопрос. Я по закону должна вести свое животное на поводке и в наморднике. Но если на мою собаку нападает безнадзорный пес, у меня нет другой возможности, как снять с нее намордник и дать себя защитить. Милиция имеет право составить на меня протокол. Но как у нас составляются протоколы? Вот картина: идет владелец с собакой в ошейнике, поводок в руке. Милиционер спрашивает: «Ваша собака?» Хозяин - поводок в карман: «Не моя». И все, его не оштрафуют: нет владельца – нет ответственности. То есть наказывают тех хозяев, которые от своих животных не отказываются. Получается, мне, как владельцу, проще снять с собаки намордник, ошейник и отправить ее гулять. И я буду знать, что ко мне никто не придет и никаких претензий не предъявит.



Надежда Максимова. По закону, без намордников можно выводить собак, которые ниже 35 см. Но я, кстати, была категорически против такого положения. Потому что низкий рост еще не гарантия неагрессивности пса. А ответственности нет, потому что нет неотвратимости наказания.



Клавдия Харитонова, главный врач Мончегорской ветлечебницы. В плане штрафов, что их накладывают мало, я бы не согласилась. Мончегорск – как раз один из немногих городов области, где эти штрафы взимаются на самом деле. Но здесь, и я солидарна с Еленой, мы вплотную подходим к вопросу об идентификации животного. В Законе Мурманской области прописано, что каждая домашняя собака должны быть зарегистрирована и иметь специальный жетон, а в европейских странах - чип. Владелец, потеряв «чипированную» собаку, легко сможет ее отыскать. Если же собака обнаружена, а заявлений на ее розыск не поступало – значит, владелец ее сам выбросил на улицу, и тогда органам власти нетрудно будет наказать уже человека. Может быть, в законе стоит прописать обязательное «чипирование» животного, тогда хозяина можно будет определить точно, и вопрос с неотвратимостью наказания решится сам собой? Другое дело, что и паспорт, и жетон, и чип – это не бесплатно. Стоимость чипа – порядка 500 рублей. У нас и сегодня-то далеко не все регистрируют животных, а уж если еще дороже будет... Но если эта проблема стала уже государственной, то, может быть, имеет смысл предусмотреть на эти цели финансирование?



Бездомные собаки – вне закона

Евгений Рухлов, мэр Мончегорска. Мне кажется, мы немного отвлеклись от темы. Мы собрались, чтобы поговорить о бродячих псах. Если у собаки есть хозяин – там порядок можно навести. И кстати, что касается работы милиции, то только за первый квартал этого года было оформлено 52 протокола на владельцев собак за нарушения правил содержания животных. Бездомные псы – вот действительно проблема. Я к собакам отношусь нормально, до 22 лет я жил в своем доме, и мы держали сразу несколько охотничьих собак. Но к бродячим собакам я отношусь плохо. Давайте зададим себе вопрос: что нам дороже – бродячая собака или ребенок? Думаю, ответ очевиден. И ставить на одну чашу весов жизнь человека и собаки нельзя. Когда защитники животных говорят: собаки – наши друзья, они или специально что-то недоговаривают, или действительно не понимают ситуацию. Собаки – наши друзья, когда мы их дрессируем, ими занимаемся и их воспитываем. Когда мы их бросаем на улице, это наши враги. Бродячие собаки ведут стайный образ жизни и представляют реальную угрозу для людей: они не только покусать – разорвать могут даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. А насчет закона мое мнение такое: любой закон примем, даже самый хороший, - он не будет работать без финансового обеспечения. Были бы средства на отлов и содержание бродячих собак – за месяц бы город от них очистили. А где муниципалитету деньги взять? У нас в бюджет ежегодно на содержание приюта для передержки собак закладывается сумма порядка полутора миллионов. Полтора миллиона! Это для городского бюджета немалые деньги. Нам что, некуда их больше потратить? Каждый год по полтора миллиона – это одних детских площадок сколько можно поставить! А мы на бездомных собак эти деньги тратим… Кстати, во многих городах, насколько я знаю, вообще никаких спецбригад по отлову нет, не тратят на это дело ни копейки.



Надежда Максимова. Да, Мончегорск в этом плане хорошо выглядит. Решение вопроса с бродячими собаками – это действительно обязанности муниципалитета. Но раз уж это стало всеобщей проблемой, то, наверное, пора и региону подключаться. Мне вот прямо сейчас пришла в голову идея: по многим направлениям мы делаем различные программы на условиях софинансирования, так, может быть, и здесь создать соответствующую региональную целевую программу - разработать комплекс мероприятий, которые будут выполнять муниципалитеты, но за счет областных денег. Конкретнее сейчас сказать не могу, здесь надо все продумать, но мне кажется, что, если мы по этому пути пойдем, с бродячими собаками будет справиться легче.



Клавдия Харитонова. Еще такой вопрос. Собак подкармливают не только добросердечные граждане. Мы все знаем магазины, около которых кормятся собаки. Но как это доказать, как принять меры к хозяину магазина? Он же скажет, что ничего подобного никогда не было.



Надежда Максимова. За магазином закреплена определенная территория, и хозяин должен следить, чтобы на ней был порядок. Если есть на его территории бродячие собаки – нужно подавать заявку на отлов. Не делается это – штраф на должностных, на юридических лиц.



«МР». Доказать на самом деле не так уж сложно – сегодня практически у каждого есть телефоны с фото- и видеокамерами, можно снять.



Евгений Рухлов. Лозунг здесь должен быть один: бродячие собаки – вне закона. Причем должно быть четкое понимание, что это зависит от всех. А то у нас дачники целое лето на Риж-губе собачек вскармливают. Приходят осень, хозяева уезжают в город – собаки перебираются следом. А потом эти же граждане кричат: безобразие, откуда столько собак, куда городская власть смотрит! Нам надо для себя решить: хотим мы, чтобы в городе не было бродячих собак или нет? Если хотим – давайте действовать все вместе.



Екатерина Курдина, заведующая ДОУ №30. Воспитание культуры, наверное, начинается у нас, в дошкольном учреждении. Мы должны прививать нашим детям любовь к животным. Но как это делать при той ситуации, которая складывается у нас на территории, когда наши дети не могут спокойно выйти на прогулку, когда наши дети боятся? Сегодня я не знаю ответа на этот вопрос.



«МР». Мы благодарим всех, кто принял участие в работе нашего «круглого стола». Думается, все согласятся, что разговор получился не только интересный, но и нужный. Озвучены самые острые проблемы, требующие как можно более быстрого разрешения. Навести порядок с регистрацией домашних животных – возможно, ввести обязательное «чипирование». Отдельно прописать в законе все, что касается бродячих собак, создать программу борьбы с ними на условиях софинансирования из бюджетов различных уровней. Возможно, имеет смысл ужесточить штрафы за нарушение правил содержания животных и эти деньги целенаправленно использовать на отлов бродячих собак. Теперь мы надеемся, что все, о чем здесь сегодня шел разговор, будет иметь продолжение в виде изменений, внесенных в Закон Мурманской области «О содержании животных».



Надежда Максимова. Разговор действительно был очень полезный, и все предложения, которые здесь прозвучали, я обязательно доведу до сведения депутатов Облдумы. Закон «О содержании животных» нужно дорабатывать, и мы обязательно будем это делать.

Глас народа

Марина Попова:

- Я думаю, что единственный выход из ситуации, когда численность бездомных собак становится катастрофической, - это создание специальных приютов. Пусть они будут временными, но цель пребывания животных в них будет состоять не в передержке стерилизированных собак после операции, а в том, что персонал такого «отеля для собак» будет искать им постоянное место жительства. Я знаю, что такая схема работает в Финляндии. Там собаки живут в приюте, пока их кто-нибудь не заберет. Думаю, что и у нас подобное возможно. К собакам надо относиться хорошо, они все-таки тоже живые существа. Убивать их ни в коем случае нельзя.



Анна Соловьева:

- Естественно, животных всем жалко, но бездомные собаки подобны стаям волков, они дикие и неуправляемые. От них можно ожидать всякое, поэтому, я думаю, что с ними надо бороться так же, как с животными, которые живут в лесу. Когда медведь нападает на человека или лиса расхищает курятник, никто не интересуется, как убийство животного будет встречено общественностью, люди просто защищают свою жизнь. Так и с бездомными собаками надо поступать. Иначе их численность уменьшить не удастся никогда. Стерилизация, приюты – все это не решает проблемы.



Дмитрий Алексеенко:

- Насколько я понял, бездомных собак нельзя убивать, потому что это противоречит нормам, которые проповедают защитники животных. Мне интересно, а что будут говорить эти защитники, когда их покусают или их детей. Я думаю, их мнение сразу изменится.

Гульнара Магамурова:

- За рубежом их вроде как держат определенное время в приюте, а потом усыпляют. У нас такого нет, хотя, я знаю, в нашей стране кое-где пытаются решить эту проблему с помощью приютов, но их максимум хватает на год - потом кончаются выделенные средства. Что можно сделать, я не знаю. Я пацифист и люблю животных, но бездомных собак, да и вообще собак, очень боюсь. Наверное, нужно принять специальный закон о бездомных собаках. Насколько я знаю, его пока нет в России.



Михаил Хрящев:

- Мне кажется, полностью эту проблему не решить никогда. Бездомные собаки всегда будут жить на улицах города, пока сознание людей полностью не поменяется. С одной стороны, все владельцы собак должны научиться относиться к своим питомцам как к живым существам, а не игрушкам и не бросать их на произвол судьбы, когда те надоедят. С другой – мы должны все-таки понять, что бездомные собаки – это наша вина. Мы сами их подкармливаем, сами жалеем, когда у нас определенное настроение. А когда они нас пугают, мы готовы их убить. Должна быть логика в действиях.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter