Чиновники пускают налево коммунальные деньги

03 декабря 2010 в 08:57, Мурманск
«Если я беру у вас в долг тысячу рублей, это моя проблема. Если я беру у вас миллион - это ваша проблема». Считается, что это ироническое высказывание Григория Явлинского характеризует эпоху девяностых, когда кредиторов нередко убивали, чтобы не отдавать долги. Времена изменились. В условиях объявленной президентом РФ Дмитрием Медведевым «диктатуры закона» договорная дисциплина и неукоснительное выполнение обязательств должны были бы стать нормой отношений в бизнесе. Но правила цивилизованного рынка, увы, не действуют в Мурманской области. Более того, зачастую финансовые отношения чиновников с энергетиками можно назвать последними пережитками социализма.

Причины для холода

С этими проблемами пытались в начале нынешней недели за круглым столом разобраться депутаты Мурманской областной думы. На повестке дня один вопрос - расчеты за электроэнергию.

Народные избранники, бизнесмены, чиновники, общественники, фермеры и даже жилищные инспекторы в течение нескольких часов спорили не только о том, как погасить задолженность региона перед энергетическими компаниями, но и пытались выяснить, кто виноват, что долги растут в геометрической прогрессии.

Суммы долговых обязательств в сотни миллионов рублей и рассказ первого заместителя генерального директора ОАО «Колэнергосбыт» Анны Стогний о ситуации в энергетической отрасли произвели на собравшихся почти убийственное впечатление. Даже депутат Владимир Ахрамейко, всю сознательную жизнь честно ненавидящий Чубайса, признал: долги - тяжкие.

Энергетики были еще более пессимистичны: долги предприятий тепло- и водоснабжения, включая многочисленные электрокотельные, являются не просто тяжким грузом для гарантирующего поставщика электроэнергии. Эти долги подрывают всю энергосистему, блокируя возможность регулярно и в полном объ-еме платить на оптовый рынок и сетевым предприятиям за доставку электроэнергии до потребителей.

Вообще сегодня деятельность электроэнергетических компаний после реформ ненавистного В. Ахрамейко Чубайса хотя и называется рыночной, по сути целиком и полностью регламентирована. Государство пишет для них объемные тома правил организации розничных и оптовых рынков, по которым обязаны работать не только так называемые гарантирующие поставщики, но и независимые продавцы, производители, покупатели, потребители. И хотя правила называются рыночными, но в этой системе есть и дотации, и перекрестное субсидирование, и прочие признаки социального распределения и внерыночного регулирования. Таким образом, энергетика сегодня - это пока еще в меньшей степени бизнес, а в большей - социальная сфера. Возникает вполне закономерный вопрос: каким образом жестоким энергетическим олигархам удается прикидываться социально ориентированными и зачем им это вообще нужно? Кто нарушает правила игры, установленные государством?

Странно, но это отнюдь не злые дяди с рубильником, а добрые чиновники, живущие в муниципалитетах. Попробуем разобраться.

Муниципалитет является таким же участником энергетического рынка, как и энергетические компании. Это означает, что он ведет не только институциональную деятельность, устанавливая размеры коммунальных платежей, но еще и хозяйственную, закупая электро-энергию и продавая ее населению. Однако при этом муниципальный чиновник в отличие от энергетиков не несет никакой ответственности.

Простой пример. Глава муниципального образования при формировании бюджета сознательно не закладывает деньги в расходную статью, которая бы в полном объеме могла профинансировать платежи за энергию. Кто накажет чиновника за столь скудные бюджетные выделения? Никто! А перед кем ответит такой избранник? Правильно, он вообще не будет нести ответственности.

Вот и получается, что муниципальные власти либо вообще не закладывают в собственные бюджеты энергетические затраты, либо тратят эти деньги по собственному усмотрению. А то, что глаза местечковых чиновников зачастую не видят дальше собственных карманов, наглядно демонстрируют не только суммы долговых обязательств муниципальных образований Мурманской области, но и зарплаты глав городов и районов.

Чем беднее организация, тем богаче ее начальник

«Новый Весть-Курьер» составил рейтинг муниципальных должников на основе данных, озвученных представителями энергетической компании на заседании круглого стола в Мурманской областной думе. Для лучшего понимания ситуации мы сравнили долги муниципальных образований с заработной платой, которую назначают себе главы.

В тройке лидеров-должников: Мурманск, Кольский и Кандалакшский районы.

Понятно, что Мурманск как самый крупный город с большим количеством населения имеет и наиболее крупную задолженность, которая вот-вот преодолеет рубеж в один миллиард рублей. Очевидно также, что заполярная столица вполне способна рассчитаться с энергетиками. Чего не скажешь, например, о Кольском районе.

Этот муниципалитет - «серебряный призер» антирейтинга - накопил долгов на 734 миллиона рублей. Для сравнения: весь бюджет Кольского района на 2010 год составляет 1 миллиард 311 миллионов рублей. А теперь вопрос на засыпку, когда глава районной администрации Михаил Чекрыгин будет готов рассчитаться с энергетиками? Верный ответ - Михаилу Чекрыгину об этом думать некогда.

Глава района зарабатывает 124 тысячи рублей в месяц. Хорошо живут и подчиненные главы. Вот, например, что написано в аналитической записке районных финансистов: «В первую очередь бюджетное финансирование направлялось на оплату труда и начисления на оплату труда. Более 53 процентов всех расходов бюджета составили расходы на оплату труда и начисления на оплату труда. За 9 месяцев 2010 года выплачено заработной платы с начислениями на общую сумму 485 миллионов 99,7 тысячи рублей». Согласитесь, весьма неплохо для муниципалитета, который собственные долговые обязательства финансирует по остаточному принципу. Да и зачем главе района платить энергетикам, когда есть более важные расходы.

Впрочем, система управления в Кольском районе, похоже, вообще выстроена по принципу: «Они никогда не платят». Долги района за воду также исчисляются десятками миллионов рублей. Однако ни поставщики электроэнергии, ни поставщики воды не могут отключить социальные объекты от света и воды. Запрещено государством и законом.

На каком топливе работает сам глава района - неизвестно, но работает он бесперебойно. Потому что в отличие от энергетиков Чекрыгин свою зарплату получает регулярно и в кассе, а энергетики денег ждут годами. И эта жизнь им так надоела, что впору затянуть песню:

- Товарищ, я вахту не в силах стоять, - Сказал кочегар кочегару.

- Огни в моих топках совсем не горят,

В котлах не сдержать мне уж пару.

В порядке эксперимента можем предложить хотя бы на зимнее время такой вариант: энергетикам платить, а главе района и его подчиненным дать пожить до весны без зарплаты.

Новые формы управления

Бронзовый призер антирейтинга Кандалакшский район с долгом в 243 миллиона рублей. При этом ежемесячная заработная плата главы районной администрации Ольги Михеевой, если верить бюджетной росписи, составляет почти 130 тысяч рублей.

На подведомственных району территориях чиновники тоже неплохо устроились. Например, в Алакуртти бюджетная статья «общегосударственное управление» съела 37 процентов всего бюджета - это более 9 миллионов рублей. А на всю отрасль ЖКХ чиновники из Алакуртти направили почти вполовину меньше денег - около 5 миллионов рублей.

Еще трагичнее ситуация в Зареченске - это такой поселок в 120 километрах от Кандалакши. Согласно последней переписи населения в этом поселении проживают около тысячи человек. Бюджет поселка - 26 миллионов рублей. Из этих денег на государственное управление и общегосударственные вопросы чиновники потратили больше 7 миллионов. Вот что написали представители контрольного управления Кандалакшского района, изучив бюджетную смету зареченских чиновников: «наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета поселения занимают расходы на содержание администрации поселения - 16 883,9 тысячи рублей (77,95 процентов расходов)».

Очевидно, что с такими затратами на себя любимых об энергетиках с их долгами и о жителях с их бедами вспоминать как-то не хочется.

Более того, муниципальные чиновники стали активно внедрять «новые формы управления», которые в бизнес-среде цинично именуются «кидаловом». Хотите примеров? Их есть у меня.

Поселок Зеленоборский. Электрокотельная, которая поставляет тепло и горячую воду в квартиры жителей, находится в собственности муниципалитета. Местные чиновники передали котельную на баланс дышащего на ладан предприятия «Жилэкс» Зеленоборский». Жильцы ежемесячно перечисляют муниципальному предприятию немалые суммы за отопление. Работники деньги с благодарностью принимают и осваивают. Дальше денежные концы теряются. Во всяком случае за весь отопительный сезон предприятие из собранных коммунальных денег не заплатило энергетикам ни копейки.

А что же думает по этому поводу глава муниципального образования Зеленоборский - Дмитрий Николаевич Каменецкий? А зачем господину Каменецкому думать, если он уже принял грамотное управленческое решение: доверил сбор денег и жизнеобеспечение населения предприятию, находящемуся на грани краха. Можно смело предположить, что следующим шагом станет банкротство муниципального предприятия «Жилэкс» Зеленоборский» со всеми вытекающими последствиями. Что с банкрота смогут получить энергетики? Видимо, не зря говорят: банкротство - это уверенность в том, что украсть уже больше нечего. На месте предприятия-банкрота можно создать новую контору, вновь передать ей муниципальную котельную, собирать коммунальные деньги с жителей, «пользовать» энергетиков и спустя какое-то время обанкротить.

Если вы думаете, что это частный случай, то ошибаетесь. Это система - отработанная, безотказная и защищенная.

Наглядный пример из того же Кандалакшского района. Созданное муниципальными властями ООО «Лувеньга» эксплуатировало котельную в одноименном селе. Предприятие исправно собирало деньги с населения. Не платило энергетикам за поставленные ресурсы в течение всего отопительного сезона. А в конце сезона по-тихому скончалось, объявив себя банкротом. До погашения долгов энергетики прекратили подачу электричества на котельную. Но местный прокурор опротестовал это решение, а Кандалакшский суд обязал «Колэнергосбыт» поставлять электричество в котельную. С тех пор энергетики по решению суда отапливают Лувеньгу бесплатно. Повторюсь: система отработанная, безотказная и защищенная. Со всех сторон.

Глухая оборона

В конце октября на заседании правительства Мурманской области заместитель губернатора Александр Ведерников открытым текстом предложил муниципалитетам не рассчитываться с энергетическими долгами. В частности, Ведерников на заседании правительства посоветовал чиновникам на местах не подписывать акты сверки задолженности за поставки электроэнергии. Логика проста: если такие акты вами будут подписаны, «Колэнергосбыт» через суд легко заберет у вас деньги. А на нет и суда нет.

Если заместитель губернатора призывает муниципалов не к повышению налогооблагаемой базы и экономии собственных расходов, а к саботажу платежей, то система надежно защищена. Со всех сторон. При таком государственном подходе неудивительно, что Мурманская область занимает второе место в стране по количеству накопленных долгов в системе ЖКХ.

На недавнем заседании Госсовета президент Дмитрий Медведев про состояние дел и расчетов в системе ЖКХ высказался лаконично: «бардак». К сожалению, президент не уточнил - бардак в клозетах или в головах?

К ТЕМЕ

Министерство регионального развития выпустило приказ № 273, которым утверждается методика расчета целевых показателей энергоэффективности, которые должны применяться в регионах и муниципалитетах. Приказ зарегистрирован в минюсте, и поэтому применение методики в принятом виде обязательно.

Демографическая и экономическая ситуация в регионах меняется постоянно. Для того чтобы объективно судить об уровне энергоэффективности в различных сферах деятельности и чтобы показатели не плыли сами по себе, необходимо принять стандарт подсчета соответствующих показателей, что и обеспечит принятая методика.

Как считают в минрегионе, работа с показателями энергоэффективности заставит органы местного самоуправления детально рассматривать состояние энергосбережения в контролируемых сферах деятельности и учитывать результаты этого анализа при разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Специалистов для обеспечения этой работы в органах местного самоуправления как правило нет. Бюджетное финансирование на возможное привлечение специалистов со стороны также не предусмотрено. Поэтому основной «тренд» деятельности по разработке программ энергосбережения в муниципалитетах - ориентация на собственные силы и на выращивание своих специалистов. По сути, это правильно, поскольку обеспечение порядка в небогатом доме - дело рук хозяина этого дома

КСТАТИ

30 ноября в Мурманской областной думе состоятся депутатские слушания по вопросу «О ситуации в сфере энергоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Причины системного кризиса неплатежей в жилищно-коммунальной сфере. Энергосбережение и энергетическая эффективность». Решать проблемы нашего региона будут не только областные законодатели, но и депутаты Государственной думы.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter