В Москве понимают тревоги рыбаков и готовы помогать

18 ноября 2010 в 09:08, Мурманск
Прошло уже два месяца после подписания в Мурманске договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, страсти улеглись, появилась возможность более глубоко осмыслить, что же все-таки в итоге несет нам этот договор. Об этом корреспондент «Мурманского вестника» побеседовал с депутатами областной думы. В беседе приняли участие председатель думы Евгений НИКОРА, его первый заместитель, лидер фракции «Единая Россия» Игорь САБУРОВ, председатель комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу Андрей ИВАНОВ и Станислав НИКАНОРОВ. Андрей Степанович долгое время работал в рыбной отрасли и рыбном бизнесе, а Станислав Васильевич и сейчас руководит «Губернским флотом». В общем, рыбацкие проблемы знакомы всем участникам беседы.



Евгений НИКОРА:

- Россия и Норвегия в последнее время имеют очень положительные результаты двухстороннего сотрудничества - у нас практически не осталось нерешенных вопросов. Быстро растут и экономические отношения, и политическая составляющая. Наличие спорной зоны являлось единственным препятствием для поступательного развития соседских отношений. Очень важно было разрубить этот гордиев узел.

Поэтому считаю, что соглашение, подписанное в Мурманске с участием президента Дмитрия Медведева и премьера Йенса Столтенберга, имеет исторический характер для наших стран, а также для деятельности Российской Федерации в Арктике. Кроме того, подписание соглашения является положительным фактором для развития отношений внутри арктической пятерки.

Конечно, в таком соглашении всего не пропишешь. Поэтому, на мой взгляд, рыбаки, которые больше всего беспокоятся о последствиях реализации соглашения, должны быть на особом внимании органов исполнительной и законодательной власти как регионального, так и федерального уровней. Нужно защищать их интересы, но нельзя ставить на одну доску ратификацию соглашения и возможные последствия для рыбаков. Это вопросы разного уровня, и решаться они должны не параллельно, а последовательно.


Станислав НИКАНОРОВ:

- Если смотреть широко, учитывая не только интересы рыбной отрасли, то сам договор играет положительную роль, и его надо ратифицировать. Длительный период неурегулированности не дал ничего хорошего, должна быть ясность. Что касается рыболовства, то на первом этапе мы, безусловно, как работали, так и будем работать. После ратификации нужно будет согласовать правила поведения рыбаков в тех участках, которые отведены под юрисдикцию Норвегии, то есть мы должны будем соблюдать требования, которые соблюдаем в норвежской экономической зоне.

Норвежские рыбаки, конечно, заинтересованы в том, чтобы для них были наиболее благоприятные условия. Но я знаю, что есть рычаги и у России, чтобы Норвегия не принимала никаких мер для ухудшения ситуации - это просто должно быть не в ее интересах.

Какие-то поправки, предложения - это обычный, нормальный процесс. Договор является фундаментом, а к нему уже что-то приращивается. Надо, чтобы защита своей страны, отрасли были учтены и Госдумой, и правительством на перспективу.

Конечно, за 11 с половиной лет работы «Губернского флота» было всякое, были и аресты судов. Мы, естественно, всегда возражали против этого и оспаривали в судах, отстаивали свои интересы. Надо отдать должное - норвежский суд действительно независим. Он принимает сторону тех, кто прав по закону. Но береговая охрана действует очень жестко. Отношение к нам было, мягко говоря, недружелюбное.

Были случаи и незаконного промысла, рыба перегружалась на транспорты, уходившие в неизвестном направлении. Но уже года три-четыре это стало абсолютно невозможно делать. Сегодня контроль как в российской, так и в норвежской зоне поставлен настолько жестко, что никто не захочет нарушать правила рыболовства - себе дороже обойдется.


Евгений НИКОРА:

- После ратификации соглашения продолжит работу смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству (СНРК). Она будет оставаться работоспособной площадкой для разрешения всех спорных вопросов. Хотя вопросы там решаются нелегко, но ведь решаются!


Игорь САБУРОВ:

- Во всяком случае, я оцениваю подписание этого соглашения как серьезный позитивный шаг. Это новая платформа для сотрудничества. Соглашение - документ комплексный, и у нас с норвежской стороной серьезные намерения по совместному освоению арктического шельфа и добыче углеводородов.

Переходный период даст возможность за 15 лет увидеть, как выстраиваются взаимоотношения, не пытается ли одна из сторон «тянуть одеяло на себя». Пока нет смысла раньше времени «выхватывать шашки» и бросаться защищать то, чего еще нет, а только предполагается.

Мое мнение - все договоренности должны достигаться до подписания финального документа. Главную задачу должно было выполнить Федеральное агентство по рыболовству, и роль его здесь очень велика. То, что достигнуто, - позитивный шаг.

Всегда нужен практический период реализации того или иного соглашения. Да и СРНК действительно работает достаточно эффективно. В частности, она заседала уже после подписания соглашения. В ходе этого заседания выработаны положительные решения об увеличении квот, устраивающие обе стороны.

То, что мы подписали соглашение с норвежцами, укрепляет наши позиции в Арктике, дает нам возможность с высоты достигнутых позиций разговаривать с теми, кто придет позже. В свете территориальных амбиций, которые с недавних пор многие государства проявляют в отношении Арктики и богатств ее шельфа, России, несомненно, выгодно иметь в лице Норвегии не раз-обиженного соседа по «коммуналке», а союзника и единомышленника, в отношениях с которым все недоговоренности и споры остались позади.

Если касаться недавнего обращения областной думы с просьбой отложить ратификацию договора, то на сегодняшнем этапе вносить дополнительные предложения означает давать той же норвежской стороне нездоровую пищу для разговоров. Ведь соглашение еще не ратифицировано, не начало работать, и мы попросту не видим каких-либо ухудшений. Пожалуй, это обращение можно назвать преждевременным, пока под ним нет почвы.


Андрей ИВАНОВ:

- Вопрос о принятии обращения был вынесен на заседание нашего комитета и на круглый стол, поскольку тема эта резонансная и нам небезразличная. Кроме того, как штурман по первому образованию я руководствовался первейшим штурманским правилом: считай себя ближе к опасности. Мы приняли достаточно серьезную резолюцию, и нас очень многие поддержали. Например, такие весомые инстанции, как Совет Федерации и ЦК профсоюзов работников рыбной отрасли. Но поддержали только в части поправок. Отсрочку ратификации не одобрил никто.

Только что вернулся из Москвы, где в Госдуме участвовал в круглом столе комитета по природопользованию. Еще раз убедился, что страна рыбой занимается, совершенствуется законодательство, правительство и государственная власть в целом повернулись лицом к рыбакам. Ситуация вокруг данного договора очень четко показала, что за нашей работой скрупулезно следят, анализируют. Все, что мы пытаемся доводить до центра, внимательно изучается.

Скептикам, которые обязательно злорадно закричат, мол, включили задний ход! - отвечу, что на зону, которая идет к северу от Шпицбергена, претендуют и Америка, и Канада, даже Аргентина. Проведя ряд важнейших встреч в Москве, понимаю, что рыболовство в данном вопросе далеко не главное. Речь идет о разделении арктического шельфа, и желающих «прибежать на поляну» очень много. Кроме того, надо понимать, что дело касается стратегических национальных интересов всей страны, и за наши сегодняшние решения нам, возможно, будут благодарны дети и внуки.

Договор, конечно, будет ратифицирован, но работа над поправками ведется уже сейчас. Мы с Норвегией во многом «дышим в унисон» и понимаем друг друга. Как в коммунальной квартире соседи могут порой ссориться и мириться, но если надо заменить неисправный газовый клапан, тут же появляется единение - ведь если рванет, мало не покажется никому. Полагаю, не нужно опасаться каких-то специальных драконовских мер от норвежцев. Они разумные люди, и на это никогда не пойдут.


Евгений НИКОРА:

- Допускаю, что члены комитета, а потом и большинство депутатов областной думы действовали из благих побуждений. Мурманск - исторически город рыбацкий, и в душе мы не можем этим не болеть. И все же считаю, что мы допустили ошибку. Хоть сам я голосовал против, но с уважением отнесся к мнению депутатов, голосовавших за принятие обращения. После того, как документ приняли, я решил воспользоваться своим правом и предложил фракции «Единая Россия» вернуться к этому вопросу и отозвать обращение. Оценив более широкий диапазон плюсов и минусов, надеюсь, фракция и остальные депутаты согласятся с тем, что прежнее решение было излишне поспешным.

Мы и дальше будем бороться за интересы наших рыбаков, просто другими методами и не в этом формате. В легитимном формате дальнейшего развития наших межгосударственных отношений с Норвегией в сфере рыболовства.


Игорь САБУРОВ:

- Прежде чем прийти к этому решению, мы провели консультации в Москве по партийной линии, с министерством иностранных дел, Росрыболовством. Там уверили, что мы «дуем на воду, еще не обжегшись на молоке». Ни МИД, ни Росрыболовство, ни партия «Единая Россия» ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы подписание этого соглашения каким-то образом ухудшило ситуацию в этой отрасли. Наоборот, мы получили заверения, что соглашение будет способствовать не только улучшению наших отношений с Норвегией, но в первую очередь сработает на гармонизацию тех непонятных правил, что бытовали прежде. В Москве понимают нашу тревогу и помогут в решении многих вопросов. Наша фракция обратится к другим фракциям областной думы: поддержать предложение об отзыве обращения с тем, чтобы не вносить диссонанс в наши отношения с норвежскими коллегами.


http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201011184249
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter