Можно ли побороть детский алкоголизм

10 ноября 2010 в 08:38, Мурманск
- А ваш Сережа пьяный у подъезда сидит! - сообщили запыхавшиеся ребятишки.


Отец, несмотря на холодную ветреную погоду, как был, в домашних тапочках, выскочил из дома. На руках занес своего четырнадцатилетнего оболтуса в квартиру. Голова мальчишки безвольно болталась. Родители весь вечер хлопотали около своего ребенка, подставляя ему тазик, когда его рвало, затем напоили чаем, уложили в кровать, укрыли потеплее. Ночью отец не отходил от постели сына. Утром спозаранку сбегал в магазин за простоквашей.

- Голова сильно болит?.. Что пили-то? - ненароком поинтересовался, помогая донести кружку до рта. - Джин-тоник в банках? Ну-ну…

А когда мальчишка пришел в норму и на вопрос, не болит ли еще голова, беззаботно ответил, что не болит, отец сурово сказал: «Джин-тоник, значит? Ну, давай, поговорим по-мужски», - и взялся за ремень.

Эту историю рассказала одна знакомая. Взрослые в семье пьют мало: ну разве что по большим праздникам и в меру. В будние же дни, без повода, просто в голову не приходит. Работа, домашнее хозяйство, воспитание детей занимают все время. Дочка еще младшая подрастает. И вот ведь какой фортель выкинул старший сын! Но урок отца, думается, парнишка запомнит крепко.

Понимаю, что многие здесь протестующе встрепенутся: мол, это же не метод! Причем будут правы - бить детей нельзя. И я не собираюсь оправдывать отцовский ремень. Только хочу сказать, что, во-первых, он был пущен в ход не от злобы, а от страха. От страха за будущее сына - то есть от любви. А во-вторых, было бы гораздо хуже, если бы родители просто поморщились и «не заметили» этого в общем-то переломного момента в жизни ребенка. Или, того пуще, если бы отец утром поднес сыну стакан пива - в качестве назидания, что надо делать, чтобы не болела голова.

За 9 месяцев текущего года, как сообщили в отделе организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Мурманской области, уличены в распитии спиртных напитков и доставлены в отделения милиции 1340 ребят в возрасте до 18 лет, из них 131 не достиг 14. По сравнению с прошлым годом число подростков, замеченных в употреблении спиртного, значительно возросло. Как возросло и количество тяжких преступлений, совершенных ими в состоянии алкогольного опьянения.

- Тяжкие - это убийства и нанесение телесных повреждений, повлекших за собой смерть, - пояснила старший инспектор отдела Светлана Колесникова. - В этом году было три таких преступления: в Терском районе, Апатитах и в Первомайском округе областного центра. В последнем случае действовал несовершеннолетний из Оленегорска.

Все эти ребята - из неблагополучных семей, где пьющие родители неоднократно привлекались к ответственности за неисполнение своих родительских обязанностей. По большей части жертвами таких вот преступлений являются собутыльники. Так было и в этом году.

Что же пьют дети?

Как правило, пиво, джин-тоники и всякие «энергетические» напитки, которые приобретают в ларьках. В магазинах к юным покупателям относятся строже. Водка и вино потребляются малолетками гораздо реже, потому что не так доступны. По закону продавать спиртные напитки тем, кому не стукнуло 18, запрещено. Сотрудники милиции и представители прокуратуры регулярно проводят рейды по торговым точкам, проверяют соблюдение закона. Нарушителей штрафуют. Однако, несмотря на штрафы, пиво с тониками остаются для подростков доступными.

Немалую профилактическую работу проводят сотрудники УВД совместно с медиками в школах, лагерях, детских домах. Ребятам не только рассказывают о вреде алкоголя, но и выявляют тех, кто уже потребляет его.

О том, как дальше работают с такими подростками медики, рассказал заместитель главного врача Мурманского областного наркологического диспансера по детской наркологии Олег Шмидт.

- Количество наркозависимых у нас в области перестало расти, - отметил он. - Сказалась большая профилактическая работа, проведенная объединенными силами комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, милиции, специалистов здравоохранения, образования. Но повысилось число подростков, употребляющих спиртные напитки. С ними занимаются врачи-наркологи, психологи, специалисты по социальной работе. При необходимости такие ребята проходят медикаментозное лечение амбулаторно, некоторых кладут и на больничную койку.

Скоро, кстати, областной наркодиспансер переедет в новое здание, в котором вместо 10 стационарных мест для несовершеннолетних будет уже 15. Растет проблема, растет и потребность в местах. Хотя стационар нужен не столько для лечения запущенных случаев - таких нынче и нет, потребляющие алкоголь подростки, как считает собеседник, выявляются на ранней стадии. Зачастую помещать ребенка в больницу приходится, чтобы изолировать его от среды. Лечение добровольное - с согласия самого подростка и родителей. Бывает, такого согласия медики не получают. И это печально. Ведь дети спиваются быстрее, чем взрослые.

После лечения подросток, пока ему не исполнится 18 лет, находится под наблюдением наркологов.

Но вот при нашем разговоре позвонила доктору одна встревоженная мама. Ее мальчик, который являлся пациентом Олега Шмидта, на днях выпил. Мама волнуется и просит док-тора проконсультировать ее. Мальчику, как оказалось, уже 20 лет. Но в данном случае мама пытается помочь сыну наладить трезвую жизнь.

- От семьи очень много зависит, - не раз в течение нашего разговора повторял Олег Шмидт.

Так что же делать? А, пожалуй, каждому свое. Государству - строже спрашивать с тех, кто нарушает закон, продавая детям спиртное. И внимательнее реагировать на ситуацию, уточняя этот самый закон (ну сколько, право слово, можно писать о том, что всевозможные «энергетики», которыми пестрят наши киоски, самая настоящая отрава для молодняка?). Врачу - лечить, твердо стоя на своем: «Совсем и никому». Учителям и родителям - учить, воспитывать, говорить. Говорить больше, откровеннее, а главное, раньше - до того, как ребячья рука потянется к бутылке. Может, тогда не понадобится и ремень.

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201011104122
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter