Прибрежников в Москве не поняли

21 октября 2010 в 10:47, Мурманск
С переменным успехом для мурманчан завершилось в Москве заседание Северного научно-промыслового совета. Наш рыбохозяйственный комплекс на встрече представлял заместитель председателя регионального профильного комитета Вадим Соколов. Тон, по его словам, сразу был задан деловой. Да и то сказать, расслабляться некогда, коли речь идет о распределении между северянами квот на весь следующий год. Делили ту самую долю, точнее, ее часть, доставшуюся по договоренности с соседями на завершившейся не так давно сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству.


Начали с палтуса, вкус которого многие начали забывать после нескольких лет запрета на его вылов. Исследования заполярных ученых-ихтиологов подтвердили, что запас ценного промыслового вида восстановился. Вести добычу мурманчане будут в норвежской экономической зоне. Пока квота на него не выделялась, по совместным нормам регулирования палтус шел в качестве прилова при промысле трески и пикши (до семи процентов от общего объема рыбы в трале). Теперь же он считается самостоятельным объектом.

Еще один важный вопрос - перегрузка рыбы в укрытиях на побережье. Его не решить без согласования с министерством обороны. Относится это и к внеплановым заходам судов в защищенные бухты на время шторма. Разрешение пока есть только на естественные укрытия на берегах Новой Земли. Однако впереди мойвенная путина. И становится актуальным вопрос о таких заходах на побережье Кольского полуострова. Ведь основной промысел мойвы ведется поблизости от него. С пограничниками необходимо также договориться о возможности многократного упрощенного пересечения границы и об открытии дополнительной точки ее прохождения и отметки «Север-2» на постоянной основе. Единственная - «Север-1» - вынуждает моряков совершать переходы длиною в 500 миль. Хотя в разгар путины дорог каждый час, и решать эти проблемы надо до ее начала.

Кстати, почти одновременно со слушаниями на СНПС состоялось рабочее совещание рыбопромысловых организаций с представителями пограничной службы. Сделано это было по инициативе ее руководства, что уже само по себе хороший знак. По словам представителя «зеленых фуражек», вопрос с зонами укрытия для грузовых и технологических операций находится в процессе решения. По предложению рыбопромышленников подготовлен законопроект, разрешающий судам, оформленным для выхода за границу, посещать свои территориальные воды и российскую исключительную экономзону в случае неблагоприятных условий для осуществления перегрузок на транспортные суда. Правда, при соблюдении определенных требований. В частности, при наличии на борту рыбинспектора и после уведомления пограничников. По их заверению, данный законопроект правительством одобрен и в настоящее время вносится в Госдуму.

Кроме того, руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев в рамках совещания дал поручение до нового года решить вопрос и о контрольных точках. О необходимости введения режима постоянного действия морского контрольного пункта «Север-2» как раз и заявляли неоднократно мурманские рыбаки. Так что, похоже, ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Чего, к сожалению, нельзя сказать о прибрежном промысле. Наши земляки давно и настойчиво предлагали увеличить квоту для прибрежников аналогично тому, как выросла общая квота для «океанистов» - на 16 процентов. Сейчас прибрежная квота составляет 21 тысячу тонн, что явно маловато. Каждый год многие компании уже через несколько месяцев вынуждены ставить половину флота на прикол, выбрав свою долю. Страдают, получается, в первую очередь самые активные и быстро работающие предприятия. А ведь именно прибрежники практически сто процентов улова, в том числе охлажденки, везут на родной берег.

Увы, опять не сложилось. Хотя на уже упомянутой Смешанной российско-норвежской комиссии нас поддерживали коллеги из соседней страны. Со своими рекомендациями вмешалась ИКЕС - международная организация по контролю за сохранением водных биоресурсов.

- Тем не менее, компромисс мы все-таки сумели найти, - подчеркнул Вадим Соколов. - Ежегодно часть квот выделяется для обмена с третьими странами. Теми видами рыбы, которые в основном водятся в их водах. Например, скумбрия и путассу. По разным причинам доля квоты остается невостребованной. А это все же 29 тысяч тонн, которые единодушно на Совете решено было рекомендовать Росрыболовству передать прибрежникам. По моим подсчетам, это количество никак не меньше предлагавшегося увеличения прибрежной квоты на 16 процентов.

Ожидается, что окончательное решение будет принято до конца года, когда завершатся переговоры с этими самыми третьими странами - Фарерскими островами, Гренландией и так далее. Тогда в Росрыболовстве будут иметь точное представление, чего и сколько можно прибавить прибрежникам.

По положению главное рыбацкое ведомство страны имеет право перераспределять эту часть квоты по своему усмотрению. А ближайший прецедент имел место не далее как в конце минувшего года: прибрежникам дополнительно выделили полторы тысячи тонн трески и пикши. Не ахти какой, конечно, объем. Но вот уж в буквальном смысле на безрыбье.

Зато кому «повезло», так это камчатскому крабу. За его поголовье можно не беспокоиться. Мурманчане предлагали оставить квоту хотя бы на уровне прошлого года. Аргумент приводили следующий: в открытых водах квота на краба росла все последние три года. Вот только к прибрежным краболовам это почему-то не относилось. Если теперь общая квота уменьшится в два раза, то прибрежникам ее логично оставить, по крайней мере, на прежнем уровне.

Есть предложение, опять же от мурманчан, разрешить прибрежным краболовам вести промысел не только в узкой 12-мильной береговой полосе, но и во всей российской экономической зоне. А это 200 миль. Прибрежным рыболовам-то уже разрешили. С крабами пока вопрос положительно не решен. Ну и, наконец, кроме обычно заступающейся за крабов отраслевой науки мурманчан не поддержали соседи из Карелии, Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Что, в общем-то, объяснимо. Их доли добычи краба незначительны, погоды в общих показателях промысла не сделают. Так чего ссориться с учеными и Росрыболовством? «Северная солидарность» на этот раз, увы, не сработала.

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201010213886
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter