С 1 августа Вадим Свинин назначен директором по развитию горно-обогатительного комплекса ЗАО «ФосАгро АГ»

13 августа 2010 в 09:23, Кировск
Отец и сын – уже династия

Начнём с того, что Вадим Сергеевич – представитель горняцкой династии на «Апатите». Его отец, Сергей Павлович Свинин, приехал на Север сразу после войны, окончил Кировский горный техникум, потом Днепропетровский горный институт. На Кировском руднике он дорос до должности главного механика. Общий его стаж в «Апатите» составляет 40 лет, большую часть из которых он был заместителем главного механика предприятия. К сожалению, Сергея Павловича уже нет в живых. Все коллеги вспоминают его только добрым словом. «Штучный человек, таких очень мало», – говорят о нём все, кому когда-либо доводилось общаться, и отмечают в нём исключительную порядочность, ум, профессионализм, демократичность и чувство юмора.

У Вадима по окончании школы не было вопроса, куда пойти учиться: город горняцкий, какие могут быть варианты. Диплом горняка получил в Московском геолого-разведочном институте. Три года отслужил на Северном флоте, полтора из них – в Североморске и столько же – в Николаеве, где строился для Северного флота авианосец «Минск», и команду набрали ещё до сдачи судна. Там Вадим с ребятами организовал ансамбль, и так они здорово пели и играли, что их приглашали работать в Николаевскую филармонию. Музыкальность в семье Свининых передаётся, как и любовь к «Апатиту», по наследству. Второе, очевидно, сильнее, поэтому после демобилизации Вадим, не раздумывая, вернулся в Кировск.

«Апатит» для молодого инженера начинался, как и у его отца, с Кировского рудника. Первая запись в трудовой книжке – «ученик электрослесаря подземного участка сетей и подстанций». Ступени профессионального роста у горняков стандартные, и Вадим прошёл их все: помощник мастера, мастер, заместитель начальника горного участка. В 1986 году перешёл инженером в техотдел Юкспорского рудника.

Добываешь – строй

В 1990 году ведущему инженеру техотдела объединённого Кировского рудника (Кировский и Юкспорский объединились в 1989 году) Вадиму Свинину предложили должность главного инженера Расвумчоррского рудника. Буквально через полгода рудник стал совместным российско-норвежским предприятием. Техническому директору (так теперь стала называться должность Вадима Сергеевича) довелось постичь премудрости капитализации раньше, чем эти процессы пошли на самом предприятии («Апатит» акционировался в 1995 году).

90-е годы были очень непростыми для производства, тем не менее на Расвумчорре проводили техперевооружение, переходили на торцевой выпуск руды – новую для «Апатита», более производительную технологию добычи.

В 1996 году генеральный директор Юрий Шапошник предложил Вадиму Свинину должность главного горняка по подземным горным работам в техотделе управления. За очень непродолжительное время он дорос до технического директора предприятия.

– В те годы «Апатит» уже начал подниматься после провала начала 90-х?

– В советское время наши планы были расписаны на три пятилетки вперёд: во всех мелочах – на ближайшую, менее подробно – на следующую и прогнозное планирование – на 15 лет вперёд. В середине 90-х на предприятии в этом смысле был провал. У всех на слуху ещё были 20 млн тонн апатитового концентрата, а тут годовая производительность упала до 6 млн. Надо было выходить из этого состояния, учитывая, что капитальное строительство в последние годы практически полностью остановилось, следовательно, не было введено ничего из запланированных мощностей. Поэтому сначала мы сами определились, что мы можем, провели техсовет. В 1997 году Гипроруда по итогам техсовета выпустила ТЭО – технико-экономическое обоснование развития до 2005 года и на перспективу до 2015 года. Это наш программный документ, по которому мы работаем и каждые три года пересматриваем и уточняем.

Горное дело развивается по своим законам, которые нельзя нарушать безнаказанно. Основное правило: добываешь сегодня – строй новые мощности на завтра. Иначе готовую руду «съешь», новой не будет, и произойдёт падение объёмов. Чтобы этого не допустить, делается планирование на 10, 15, 20 лет вперёд, а сейчас даже на 50, в пределах которых речь идёт уже о вовлечении новых месторождений.

В будущее с оптимизмом

– Как вы считаете, что главное для специалиста, определяющего техническую политику такого супергиганта, как «Апатит»?

– Основное для горного предприятия, считаю, – увидеть проблему. Когда начинаешь заниматься, то видишь: тут не получается, там не получается. На первый взгляд – неразрешимые проблемы. На самом деле неразрешимых не бывает, они все решаемые, только одни – более удачно, другие – менее. Сумел разглядеть, значит, у тебя есть время, чтобы заранее выработать оптимальное решение. Наша текущая работа обусловлена решениями, которые принимались 10–15 лет назад. Вот сегодня на Расвумчоррском руднике идёт выбывание горизонтов. 600-го уже практически нет. Сейчас строим комплекс с конвейерной подачей руды. Когда введём, у нас будет руда с 450-го горизонта, которая скомпенсирует выбывание 600-го. А если бы не подготовили вовремя, то было бы не увеличение объёмов, а падение.

– Какие у «Апатита» первоочередные задачи сегодня?

– Как и всегда, рудно-сырьевая база. Я могу сказать, как будет развиваться «Апатит» до 2050 года, что будет вовлечено в отработку. В принципе определено, какие рудники будут работать в этот период, какие они будут давать объёмы, как будут развиваться. Но предстоит очень большая и кропотливая работа по разработке проектов реконструкции рудников, по поиску наиболее эффективных технических решений, по разработке новых технологических схем, модернизации оборудования и многое другое. Всё это сегодня делается. Я очень рад, например, что решён вопрос с Центральным рудником.

– Помните, поздравляя горняков Центрального с 600-миллионной тонной руды, вы сказали: «Ребята, я уверен, что будет и 700-миллионная», в то время как руды на перспективу там не оставалось, и вообще рудник собирались закрывать к 2015 году.

– Без оптимизма у нас нельзя. Так и было, сказал, веря в то, что техническая мысль не даст затухнуть одному из лучших рудников, но конкретного решения тогда ещё не было. После этого мы провели разведку Восточного Расвумчорра. По результатам бурения оказалось, что там очень даже неплохие запасы, которые можно попробовать забрать открытыми работами. Совместно с Гипрорудой сделали предпроектные проработки этого варианта, которые показали его жизнеспособность. Получается карьер в карьере. Найденные 130 млн тонн руды надолго удержат Центральный рудник в составе рудно-сырьевой базы. Таким образом, реальной становится работа «Апатита» на уровне 8 млн и более тонн апатитового концентрата в год на достаточно продолжительный период. На эту цель направлено также принятие решения об отработке прибортовых запасов Коашвинского карьера открытым способом. По руде это даст прирост 100 млн тонн и продлит жизнь карьера до 2054 года.

Но это уже более далёкая перспектива, а сегодня нашей первоочередной задачей является окончание строительства и ввод мощностей подземных рудников: на Расвумчоррском – в этом году, на Кировском – к 2013 году. Пусковые комплексы очень сложные, а на Кировском руднике так просто огромный, и обеспечение необходимых темпов их строительства потребует чёткой организации работ и привлечение значительного количества материальных и трудовых ресурсов. Необходимо также срочно начинать строительство подземного Ньоркпакха.

– Вадим Сергеевич, скажите, как себя ощущает человек, принимающий столь ответственные решения и на такую далёкую перспективу?

– Решения я принимаю не один. Это коллективный труд, и одному он не под силу. На «Апатите» всегда был замечательный инженерный корпус. Я ощущаю гордость, что выполняю важную работу и что могу её делать. И ещё очень здорово видеть плоды воплощения в конкретные дела тех решений, которые принимали давно: объёмы, на которые рассчитывали, выполняются, схемы, которые предложили, эффективно работают.

– Какие задачи вы будете решать в новой должности?

– Развитие горно-обогатитель­ного комплекса – понятие ёмкое, сюда входит много задач. Часть их я решал, находясь в Кировске, а сейчас буду решать на более высоком уровне. Соответственно остаются вопросы развития рудно-сырьевой базы и обогатительного комплекса. Очень важная составляющая – проектные дела. В Питере мне предстоит плотно работать с институтами Гипроруда и Механобр. Очень важно расширять взаимодействие с различными научными организациями. Кроме того, очень важной задачей является обеспечение необходимых темпов капитального строительства.

– Удачи вам на новом поприще. У вас есть возможность через газету обратиться к коллегам и сказать какие-то хорошие слова.

– Я работал только в «Апатите», и больше нигде, – 35 лет с первого дня. Поэтому немного жалко покидать его. Предприятие великое, и люди чудесные. Считаю своим долгом поддерживать эту марку и в новой должности, поскольку «Апатит» является сырьевой основой «Фос­Агро» и от его работы во многом зависит эффективность работы компании.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter