«Апатит» наYARивает цену

15 сентября 2005 в 09:25, Кировск
В последний день августа Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил обеспечительные меры, запрещавшие взыскивать с ОАО «Апатит» налоговые долги, пени и штрафы, начисленные за 2001 год.

Это незаметное на первый взгляд постановление уже сегодня всколыхнуло без преувеличения все бизнес-сообщество России, тем более что эта история тянется еще с тех времен, когда страной правил «Менатеп».

Мало кто помнит, что дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева началось как раз с пакета акций «Апатита». Мошенничество с 20% акций этого затерянного на Кольском полуострове комбината, остающегося, тем не менее, монопольным производителем апатитового концентрата – базового сырья для фосфатных удобрений, и послужило причиной ареста олигархов. Позже уголовные дела богатейших людей России разрастутся до сотен томов, следствие обвинит арестантов в более тяжких преступлениях, а про «апатитовые» акции на время забудут.

Однако занимаемое положение на рынке (84% общероссийского производства апатитового концентрата) не позволило «Апатиту» уйти в тень. С конца девяностых годов этот комбинат входит в агрохимический холдинг «ФосАгро», не последнюю скрипку в котором играл лично Ходорковский.

Напомним, компания родилась на базе «Апатита» вскоре после дефолта 1998 года. Практически тогда же к ней присоединился подмосковный Воскресенский завод минеральных удобрений. К слову, во время этого «присоединения» при невыясненных обстоятельствах погиб гендиректор комбината. Кстати, несколько лет спустя так же внезапно скончался помощник министра сельского хозяйства Александр Кривенко, который выступал за официальное признание «Апатита» монополистом.

Впрочем, смерть гендиректора Воскресенкого химкомбината не только положительно сказалась на процессе слияния, но и повлияла на желание прочих компаний-производителей удобрений стать частью «ФосАгро». Те же заводы, которые пытались составить конкуренцию холдингу (Череповецкий аммофос, Балаково), в конечном итоге сталкивались с ценовым диктатом «Апатита» - практически единственного в России производителя сырья для их продукции. Соответственно, другой альтернативы у независимых предприятий не было – или войти в состав холдинга, или остановить производство. Как бы там ни было, сегодня «ФосАгро» - один из крупнейших производителей и поставщиков минеральных удобрений российским потребителям, занимающий 36% внутреннего рынка. Внушительное количество сельскохозяйственных угодий в России позволяют холдингу зарабатывать по 1,2 миллиарда долларов в год.

На закате 90-х годов главой «Апатита» становится Андрей Гурьев – знакомый бывшему руководителю ЮКОСа еще по комсомольской ячейке. И когда «менатеповское» руководство отбыло в места не столь отдаленные, именно у него в руках оказались рычаги управления «Апатитом».

После ареста непосредственных начальников дела Гурьева пошли в гору. Если Ходорковский продавал продукцию «Апатита» собственным посредникам (естественно по заниженной цене), которые перепродавали ценный концентрат за рубеж по рыночной стоимости, то нынешний глава комбината сделал ставку на отечественные оффшоры в Мордовии и Калмыкии (ЗАО «Апатит-Трэйд», ЗАО «Горхимпром» и т.д.). Таким образом, руководство комбината стало зарабатывать не только на спекуляции, но и на льготном налогообложении.

К 2002 году жизнь российских сельских хозяйств усложнилась настолько, что за них стали вступаться чиновники. В частности, губернатор Смоленской области Виктор Маслов тогда открытым текстом назвал деятельность «Апатита» «экономическим терроризмом», указав, что комбинат продает апатитовый концентрат производителям минудобрений (не входящим в «ФосАгро», разумеется) с наценкой до 230%.

Вместе с этим, заступничество губернаторов вряд ли могло побороть «административный ресурс» агрохимиков, которому, судя по всему, было уделено особое внимание. Например, инвестиционная программа «ФосАгро» разрабатывалась под патронажем не кого-нибудь, а Владимира Литвиненко – в прошлом научного руководителя аспиранта Владимира Путина. Затем холдинг активно спонсирует волейбол - Всероссийскую федерацию именно этого вида спорта возглавляет директор ФСБ Николай Патрушев. Кроме того, компания построила в Мурманской области горнолыжный комплекс, а в 2004 году стала генеральным спонсором Региональной федерации дзюдо Санкт-Петербурга. И даже если не вспоминать о том, что именно эти виды спорта сменили некогда популярный в правящих верхах теннис, достаточно нескольких бывших сотрудников ФСБ, которых холдинг принял на работу.

На этом фоне объяснима та легкость, с которой Андрей Гурьев добивается признания муниципального образования Апатиты наукоградом. Соответствующее решение уже принято Апатитским городским советом народных депутатов, поддержано Правительством Мурманской области и местным губернатором Юрием Евдокимовым. К 15 сентября специальная рабочая группа уже готовит предложения по мероприятиям и проектам программы социально-экономического развития Апатитов как наукограда.

Известно, российские наукограды имеют серьезные налоговые послабления, а стало быть, Андрей Гурьев сможет сократить штат своих калмыцких и мордовских сотрудников, на которых уже обратили внимание правоохранительные органы.

В апреле этого года межрайонная инспекция (МРИ) по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области предъявила химкомбинату счет за невыплаченные в 2001 году налоги. С учетом всех штрафов и пени цифра перевалила за 5 миллиардов рублей. Руководство «Апатита» подобного обращения «не поняло» и попыталось оспорить претензию в суде, а заодно попросило Фемиду запретить (!) МРИ принимать меры по принудительному взысканию недоимок. И суд, что удивительно, удовлетворил ходатайство «Апатита» в полном объеме.

Такого поворота событий уже не поняли чиновники МРИ и обратились в 13-й арбитражный апелляционный суд, однако и он не поддержал инспекторов. И лишь когда дело дошло до кассации, Федеральный арбитраж Северо-Запада отменил постановления как апелляционного, так и мурманского судов, восстановив, таким образом, МРИ в правах.

С другой стороны компания Гурьева получила неожиданный удар от антимонополистов. Если Министерство антимонопольной политики РФ в упор не хотело признавать «Апатит» монопольным производителем, то преобразование министерства в Федеральную антимонопольную службу осложнило положение химкомбината. Правда, следует признать, что и сам Андрей Гурьев подлил масла в огонь, ограничив в начале этого года поставки сырья на не входящие в «ФосАгро» заводы, вынуждая последние подписать договоры на невыгодных условиях. И хотя независимые производители согласились на подобные условия, уже сейчас ясно, что завышенная стоимость концентрата скажется на итоговой цене удобрений, которые из-за дороговизны станут попросту неконкурентоспособными. Тем не менее, «Апатит» до сих пор не признан монополистом. Точно как и «ФосАгро», который, по мнению многих специалистов, пользуется недобросовестной конкуренцией.

Однако экспертов больше всего тревожит другой факт. В минувшем году холдинг продал своей продукции на 27% больше, чем произвел. Вместе с этим, собственная торговая сеть «ФосАгро» покупает удобрения у конкурирующих производителей, например, у «Еврохима». Налицо признаки завышения собственных показателей, сходятся в едином мнении эксперты. Как правило, к подобным ухищрениям бизнесмены прибегают, желая продать свое дело, выставив его потенциальному покупателю в наиболее выгодном свете.

Прямым подтверждением данной гипотезы может послужить информация, полученная от одного из менеджеров «Апатита», который сообщил, что недавно в Апатиты приезжал на рыбалку Даниель Кло – глава норвежской Yara International. Во всем мире эта компания известна как ведущий производитель и продавец минеральных удобрений. Рыбачил господин Кло, по информации источника, в компании с Андреем Гурьевым.

Желание Гурьева продать бизнес «ФосАгро» понятно: завинчивающиеся гайки напоминают о том, что его может постигнуть участь его же экс-начальников. Однако переговоры именно с Yara – крайне неприятная новость для российских производителей и потребителей удобрений. И не только потому, что норвежцы заинтересованы в фосфатном сырье и, непосредственно, в «Апатите».

Если раньше столь влиятельным в жизни российских аграриев химкомбинатом правил гражданин России, то теперь на его место может придти крупнейшая компания из Европы. Стоит ли объяснять, что приоритетными для нее будут являться собственные производители удобрений с Запада, нежели их российские коллеги? Эксперты уверены, что сколь бы корректно не повели себя пока еще потенциальные хозяева, вопрос конкуренции на российском рынке будет закрыт. Да и о какой-либо поддержке отечественного фермерства говорить будет бесполезно. При этом специалисты соглашаются друг с другом в том, что Yara для России обернется еще большей бедой, нежели «ФосАгро». Вот только к тому времени Андрею Гурьеву, где бы он ни находился, будет уже все равно.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter