Страсти вокруг областного турнира по джип-триалу накалились до предела

25 июня 2010 в 09:01, Кандалакша
В минувшую субботу, 19 июня, в Кандалакше состоялись… Самое интересное, что автор этих строк совершенно не представляет, как закончить эту фразу. Разобраться во всех перипетиях страстей, захлестнувших в последнее время региональную тусовку автоспорта, очень непросто, поэтому и чёткого ответа на вопрос, что же за мероприятие проходило в соседнем городе, у меня нет. Одни уверяют, что это был очередной этап чемпионата Мурманской области по джип-триалу, другие – что открытые городские соревнования в той же дисциплине. Самое любопытное: и у тех, и у других на руках имеются официальные бумаги с утверждённым регламентом. Ни один из опрошенных корреспондентом «ХВ» спортсменов, к слову, тоже не смог внятно ответить на вопрос, в каких именно состязаниях он участвует. В общем, сплошная загадка.

И снова РАФ

Так получилось, что наш путь из Апатитов в Кандалакшу пролегал через Мончегорск: оттуда надо было забрать председателя местного джип-клуба «Лапландия» Анатолия Еремеева, у которого в тот день сломалась машина. Анатолий Алексеевич – человек в мире мурманского автоспорта более чем известный, и его авторитет ни у кого сомнений не вызывает. Весь прошлый год он был главным судьёй неформального чемпионата области по джип-триалу. Планировалось, что аналогичную должность он займёт и в году текущем. Но…

– Ничего не понимаю, – говорит Еремеев. – Вот смотри, у меня на руках официальный регламент чемпионата 2010 года. Он подписан председателями всех оффроад-клубов, согласован с администрациями городов, где должны проходить этапы, утверждён Комитетом по физической культуре и спорту правительства Мурманской области. Однако нас, организаторов турнира, на него не допускают. Обязанности по проведению гонки захватили в свои руки местные представители Российской автомобильной федерации.

«ХВ» уже писал про эту запутанную историю, из-за которой многих джиперов Кировско-Апатитского района фактически не допустили к первому этапу чемпионата в Мурманске. РАФ – это организация, имеющая эксклюзивное право осуществления спортивной власти на всей национальной территории России. Иными словами, как утверждает руководитель федерации Мурманской области Дмитрий Ходий, если организаторы хотят, чтобы состязания имели официальный статус чемпионата – они должны проходить исключительно под эгидой РАФ.

Такая постановка вопроса обернулась для джиперов дополнительными расходами: в среднем стоимость участия в гонке увеличилась на тысячу рублей за один автомобиль. Но деньги – не главное. Один лишь комплект резины для тюнингованного УАЗа стоит в сорок раз дороже, так что лишняя тысяча – не проблема. Людей возмущает другое. Если раньше соревнования проходили по более демократичным правилам, но зато единым для всех, то теперь получается, что кто-то имеет преференции, а кто-то – нет.

«Гелендваген» преткновения

– Я подаю протест! – «обрадовал» судей пилот из апатитской команды «Хибинский вседорожник» Андрей Виноградов. – Считаю, что этот автомобиль оборудован резиной, которая не соответствует заявленному классу.

Речь шла про тюнингованный «Гелендваген», принадлежащий представителю РАФ Дмитрию Ходию (он также заявился на учас­тие в чемпионате. – Авт.). Строго говоря, от первоначального вида машины производства концерна Mercedes Benz у спортивного внедорожника осталась, пожалуй, только эмблема с трёхконечной звездой. С первого взгляда понятно, что этот зверь «заточен» скорее под серьёзный всероссийский рейд вроде «Арктик Трофи», чем под областные соревнования.

В одной номинации с УАЗами и «Нивами» ему делать нечего, это очевидно. С таким же успехом можно было выпустить обыкновенный УАЗ состязаться на бездорожье, скажем, с десятком-другим Daewoo Matiz: результат получится слишком предсказуемым. Но официально всё в порядке, потому что по новому регламенту «Гелендваген» входит в категорию «подготовленных», а значит, формально приравнивается к УАЗу с 35-дюймовой резиной и лебёдкой.

– У нас в Мончегорске тоже есть машина подобного класса, – поясняет Анатолий Еремеев. – Это «ниссан», оснащённый рамой и шасси от армейского ГАЗ-66. Проходимость у него просто чудовищная, но мы, когда являлись организаторами гонок, никогда не заявляли его к участию в соревнованиях, а использовали лишь для технической помощи и буксировки. Понятно, что все первые места будут у пилота этой машины, если он выйдет на трассу. Такое поведение неспортивно, и за него, я считаю, должно быть стыдно.

Протест Андрея Виноградова так и не удовлетворили. Впрочем, этот факт присутствовавших на состязаниях не удивил.

– Здесь всё было понятно с самого начала, – утверждают джиперы. – Дмитрий Ходий проводит чемпионат «под себя». Победитель областного турнира автоматически становится кандидатом в мастера спорта. В этом и кроются ответы на все вопросы.

Мнение другой стороны

– Всё должно быть прозрачно и открыто, – пояснил свою позицию сам Дмитрий Ходий, отвечая на вопросы «Гаража». – Раньше проводимые в области соревнования по джип-триалу носили скорее характер дружеских покатушек, нежели серьёзной гонки. Здесь же, я считаю, должен всё-таки присутствовать дух соперничества, дух спортивной злости, если хотите. Что изменилось с тех пор, как организатором чемпионата, замечу, на совершенно законных и легитимных основаниях стал РАФ? Однозначно, стало больше порядка. Мы, как организаторы, несём полную ответственность за то, что происходит на трассе и вокруг. Простой пример: на легальных состязаниях, проводимых под эгидой РАФ, во время гонки не действуют Правила дорожного движения, то есть, если на трассе происходит, скажем, авария, она не квалифицируется как ДТП. Здесь другой уровень ответственности, другие требования. Это спорт, а не любительские поездки в лес за грибами. Да вы и сами могли это оценить, правильно? Вам, как представителю прессы, выдали спецжилет, вы получили законное право работать на трассе, но расписались за то, что принимаете на себя всю ответственность за возможные последствия.

Что же будет?

Судьба самого чемпионата облас­ти сейчас находится под большим вопросом. Всего должно быть пять этапов, два из которых – в Мурманске и Кандалакше – уже состоялись. Гонку в Полярных Зорях пришлось отменить. Остались два города – Мончегорск и Апатиты. И там, и там представители местных джип-клубов настроены по отношению к РАФ предельно критично.

– Мы приняли решение отказаться от официального статуса этапа чемпионата области, – говорит Иван Дмитриев, председатель апатитского клуба «Хибины 4x4 off road». – Нам важнее, чтобы приехало побольше участников из других городов, чтобы пришло много зрителей, чтобы гонка получилась яркой и красочной. Это событие в жизни Апатитов, и очень не хочется, чтобы оно было омрачено какими-то разборками. Пусть это дело потом обзовут «покатушками», мы не против.

Руководитель мончегорского клуба «Лапландия» Анатолий Еремеев выразился по этому поводу более ёмко, но, к сожалению, в выражениях, далёких от парламентских. И добавил (цитата): «Никакого РАФа в Мончегорске не будет!»

И о главном

Мне, как человеку, долгое время пишущему про автоспорт, тоже не нравится, когда в газете прос­то не остаётся места на сам репортаж со спортивного мероприятия, потому что большая часть полосы уходит на описание кулуарных разборок. Но, увы, про яркие моменты гонки, мужество пилотов и прочий экстрим придётся написать как-нибудь в другой раз. Пока же ограничимся сухими цифрами: наши ребята выступили в Кандалакше более чем достойно. Сергей Паюсов («Хибинский вседорожник») занял первое место в классе «стандарт», его одноклубник Андрей Виноградов – второе место в классе подготовленных автомобилей. На третьем месте в том же классе оказался Иван Дмитриев («Хибины 4х4 off road»). На первом… Да-да, вы абсолютно правильно догадались, Дмитрий Ходий и его «Гелендваген».
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter