Сколько человек похоронено на воинских кладбищах Мурманска, никому не известно

07 июня 2010 в 09:20, Мурманск
«Гуляя» по просторам Всемирной паутины, наткнулся на статью английского журналиста, посвященную Мурманску. Что занесло автора в наши края, я так и не понял. Важно другое — британец весьма лестно отозвался о столице Кольского края. Одной из причин такого благожелательного отношения стало впечатление, которое произвели на него захоронения его соотечественников. Он добросовестно осмотрел все — и на кладбище интервентов, и на старом городском. Чуть позже в редакцию «Вечерки» пришло письмо от нашего читателя Е. Ю. Иртышова, просившего рассказать о нынешнем состоянии памятников на воинских кладбищах. Первоначально предполагалось опубликовать статью в преддверии 9 Мая, но по мере сбора материала становилось ясно, что получится она совсем не праздничной.

На Планерном поле

— Далеко не всегда воинские кладбища были в хорошем состоянии, — рассказывает автор книги «Мурманский некрополь», доктор исторических наук Павел Федоров. — Например, британские солдаты, погибшие в 1917—1919 годах, сначала были похоронены вместе с русскими в том месте города, где сейчас находится парк аттракционов, что на улице Буркова. Но в двадцатых годах, а по другим данным, в начале тридцатых было принято решение перенести останки иностранцев в другое место. Сейчас это улица Рогозерская.

Несколько десятков могил разрыли, гробы вытащили и на телегах отвезли туда, где они находятся и сейчас. Нынешнее Планерное поле в ту пору было далеко за городом и почти не посещалось. Желание предать забвению память о погибших англичанах отчетливо просматривается в таком решении. Именно тогда и была построена ограждающая его стена.

В конце 80-х начале 90-х годов кладбище действительно пришло в запустение — стена была полуразрушена, за могилами никто не ухаживал. Но вскоре времена изменились — общество, а потом и власть вспомнили о тех, кому во многом обязан Мурманск тем, что выжил в условиях революции и гражданской войны. В августе 1991 года заброшенное кладбище было превращено в мемориал и на сегодняшний день является муниципальной собственностью.

Сорок надгробий, сооруженных в 1991 году за счет средств ветеранов Великобритании, в виде низких стел одинакового размера выстроены в три ряда. К каждой стеле прикреплена табличка с информацией об умершем и часто с эпитафией в его честь. Еще 38 табличек вмонтированы в ограждение. Павел Федоров предполагает, что эти 38 человек похоронены не здесь. Об этом, по его мнению, свидетельствует отсутствие могильных холмиков и расположение табличек в алфавитном порядке. Например, точно известно, что указанный здесь майор Л. Дрейк-Брокман был убит в Карелии и похоронен в Масельге.

Бульдозерная память

Не менее драматична и судьба воинских захоронений на старом кладбище, что находится в Северной промзоне Мурманска, в той его части, которая примыкает к Верхнеростинскому шоссе. Еще во время войны с Финляндией там стали хоронить тех, кто погиб во время боевых действий, и тех, кто умер от ран в госпиталях.

— Всего, — говорит Павел Федоров, — с декабря 1939 по март 1940 года согласно официальным спискам, составленным и подписанным начальником штаба 14-й армии генерал-майором Б. А. Пигаревичем, на старом мурманском кладбище в восьми братских могилах похоронено 197 солдат и офицеров.

Прошло чуть больше года с момента окончания финской кампании, и грянула другая война. Тех советских воинов, кто погибал на фронте, хоронили на полковых кладбищах и в братских могилах. А иногда и вовсе не хоронили.

Раненых отправляли в мурманские госпитали, и тех из них, кто там умирал, стали хоронить на гражданском кладбище, поблизости с жертвами финской войны.

— Однако точно сказать, — прокомментировал этот момент Павел Викторович, — сколько здесь погребено солдат и офицеров, сейчас невозможно. По некоторым данным, около 1300 человек.

Свой вклад в статистическую неразбериху внесли и власти. В первой половине 80-х годов на воинском кладбище развернулись работы по созданию мемориального комплекса. Автором проекта стал известный архитектор Э. Емельянов. В ходе строительства большая часть надгробий, похороненным здесь солдатам, была снесена. Планировалось, что их имена будут выбиты на стене, расположенной слева при входе в мемориал. Однако, как часто бывает в нашей стране, к этой работе отнеслись без должного усердия.

— Списки составляли очень небрежно, — говорит Павел Федоров. — Например, из 197 человек, погибших во время советско-финлядской войны и похороненных на старом кладбище, на мемориальной стене удалось обнаружить лишь 123 имени. При этом 42 из них написаны с ошибками. Красноармеец Трофим Токун «превратился» в Какуна, а военфельдшер Устинья Пияро «сменила» фамилию на Пиярову. Этот список можно продолжить. И что самое печальное, имена 74 бойцов и командиров, погибших в 1939—1940 годах, вообще не упоминаются.

Все, кто бывал в этом некрополе, видели стелу, которая по своему стилю не вписывается в архитектурный ансамбль мемориала. Этот памятник был установлен в конце 40-х годов. Кто является его автором, пока установить не удалось.

Загадка Журбы

А вот надгробие с именем генерал-майора Александра Афанасьевича Журбы является скорее символическим. Напомним, что командир 14-й стрелковой дивизии пропал без вести 30 июня 1941 года. Долгое время судьба его была не известна. Но в середине 70-х годов ветеран войны Петр Терентьев не только рассказал о последних минутах генерала, но и заявил, что сможет найти место его гибели. В 1976 году была организована экспедиция, в ходе которой действительно обнаружены останки, по утверждению Терентьева, принадлежавшие Журбе. Они и были с воинскими почестями захоронены на мемориальном кладбище. Но уже во время поисков у многих появились сомнения в истинности рассказа ветерана. Уж больно часто Терентьев ошибался. Проведенное впоследствии расследование показало, что этот человек, действительно воевавший на Кольском полуострове, никак не мог находиться рядом с Журбой, поскольку его подразделение вело бой совершенно в другом месте. Таким образом, загадка Журбы не решена до сих пор. Более того, возникает вопрос: кто похоронен вместо него?

Кстати, здесь же находится надгробие Героя Советского Союза Анатолия Бредова. Но, как и в случае с генералом Журбой, это захоронение символическое. Герой похоронен в районе поселка Спутник.

Смерть по ленд-лизу

Теперь снова вернемся к союзникам. На территории старого кладбища есть небольшой некрополь, расположенный недалеко от мемориального кладбища советских воинов. Здесь нашли свой последний приют несколько десятков моряков союзнических конвоев, приходивших в Мурманск в 1942—1945 годах.

— Здесь покоятся 9 человек с английского парохода «Ланкастер Касл», — рассказывает Павел Федоров, — погибших 24 марта 1942-го во время налета немецкой авиации на заполярный порт. Мурманское кладбище стало последним пристанищем и для 16-летнего юнги Дж. Андерсона с транспорта «Индуна», шедшего в составе конвоя PQ-13 и торпедированного немецкой подлодкой. Одним из наиболее пострадавших военных кораблей стал польский эсминец «Гарланд». Он шел в охранении конвоя PQ-16, когда началась атака с воздуха. В результате прямого попадания бомбы на корабле погибло сразу 22 человека. Еще четверо умерло в мурманских госпиталях. Все они были похоронены на старом кладбище, но их могилы не сохранились. А вот четырем полякам с английского парохода «Тобрук» «повезло» в этом смысле больше — их надгробия уцелели.

Когда знаешь эти факты, меньше удивляешься тому, что именно польские ветеранские организации были первыми, кто начал проводить работу по благоустройству захоронений. В то время, а шел 1989 год, участок, где были захоронены союзники, представлял собой унылое зрелище — голая земля, после дождей превращавшаяся в скользкое, а местами вязкое месиво.

Именно в год, когда весь мир отмечал 50-летие начала второй мировой войны, появился памятник в виде каменного якоря-креста, на котором была высечена эпитафия на польском языке: «Прохожий, скажи Польше, что видел ты нас здесь, лежащих, когда святым ее правам послушны — мы пали».

Окончательный вид союзническое мемориальное кладбище приобрело к началу 1991 года. Благодаря средствам, выделенным ветеранскими организациями Англии и США и городскими властями, надгробия моряков приобрели вид гранитных четырехугольников.

http://vmnews.ru/city/2010/06/04/pomnim-no-ne-vseh
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter