Уникальную Кольскую сверхглубокую скважину разбирают на металлолом

07 июня 2010 в 09:01, Мурманская область
Давид Губерман - личность в Заполярье очень известная. Всемирно известный ученый, бессменный руководитель Кольской сверхглубокой скважины. Под его началом земная кора была пробурена более чем на 12 км. Кольская скважина занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня он постоянно живет в Москве, но на прошлой неделе посетил Мурманск. Корреспондент НВК встретился с Давидом Мироновичем и расспросил про сегодняшнее состояние дел на Кольской сверхглубокой.

Глубинные достижения

- Давид Миронович, какими судьбами вы в Мурманске?

- Приехал на заседание Арбитражного суда по процессу о банкротстве ОАО «Кольская сверхглубокая», где я являюсь сегодня научным руководителем. Хочу встретиться с новым губернатором. Рассказать о том бедственном положении, в котором находится предприятие. И эта встреча, и беседа с вами - это, если хотите, крик о помощи! Больше нет никаких сил терпеть происходящее.

- Напомните, пожалуйста ,историю, как развивалась ситуация на Кольской сверхглубокой?

- Говорить о советском периоде можно бесконечно. Самая глубокая скважина в мире. Книга рекордов Гиннесcа. Уникальные результаты по исследованию земной коры.

Десятки лет мы изучали, что такое планета Земля. Как она себя ведет в разных условиях. Изучали ее температуру, радиацию, термодинамику… Кольская скважина охарактеризовала становление планеты на срок от 1,5 до 3 миллиардов лет. А учитывая, что предполагаемый возраст Земли - 4,5 миллиарда лет, то получается - здесь, на Кольском полуострове, исследованы 2/3 истории планеты. На поверхность был поднят богатейший и уникальнейший материал, порядка 4600 кубометров образцов породы - керна.

Этот керн исследуется до сих пор и будет исследоваться еще многие годы. Открытия потрясающие. Когда сравнили образцы привезенного американцами лунного грунта с нашими образцами, оказалось, что лунный камень очень похож на керн с КСГ, добытый с глубины в 3 км. Возникла даже смешная теория, что Луна оторвалась от Кольского полуострова. Это, конечно, шутка, но и в каждой шутке может быть доля правды.

Мы в свое время вверх тормашками перевернули множество представлений о строении земной коры. Таких скважин в древних породах больше нет нигде. И по нашему разумению, лет 50 еще не появится.

- Но бурение было прекращено в 90-е годы. Есть ли сегодня варианты практического использования скважины?

- Конечно же! Сегодня у Кольской сверхглубокой есть рабочий ствол диаметром 200 мм до глубины 4000 метров. Далее, до глубины 8000 тысяч метров, также идет живой ствол. Но его диаметр уже около 100 мм. Этот ствол - главный актив Кольской сверхглубокой. В него можно опускать геофизическое оборудование, проводить мониторинг состояния континентальной коры.

Да, уже нет подъемного оборудования. Нет вышки, все демонтировано. Но спускать кабель с аппаратурой можно. Для этого необходим мощный каротажный подъемник с длиной намотанного кабеля до 7-8 км. Такое оборудование сегодня производят, приобрести его не сложно. Вопрос только в деньгах.

С помощью этого мониторинга можно получить огромную практическую пользу. К примеру, давать прогнозы сдвижек земной коры - землетрясений.

Вспомните землетрясение, случившееся несколько месяцев назад на Гаити. Гигантское количество жертв и разрушений. Мировая наука его просто прозевала. А мы спокойно могли его спрогнозировать, если бы работала Кольская сверхглубокая скважина.

Еще один пример. Когда произошла катастрофа с «Курском», нам звонили круглосуточно. Военное руководство, научные институты… Всех интересовало, работала ли в стволе в момент гибели лодки записывающая аппаратура. Но мы к тому времени уже ничего не записывали. А если бы мониторинг проводился, его данные могли бы помочь в восстановлении картины трагедии.

- Но если у скважины такие возможности, то почему она не используется в военных целях?

- К сожалению, наши предложения к командованию флота использовать Кольскую скважину для прогнозов в интересах флота… не нашли поддержки, если так можно выразиться. Я тогда лично разговаривал к командующим. Предлагал, убеждал. Тот говорил: да, это нужно, пришлю к вам людей. Но, сами видите… Наверное, не те люди занимались в то время этим вопросом.

Принято говорить: информация стоит денег. А сколько стоит незнание? Можно вывести цифру? Можно! Одно пропущенное землетрясение, которое мы могли бы спрогнозировать, а значит, уменьшить последствия, и цифры сразу же появятся. Но этим надо заниматься. И КС сегодня этим может заниматься!

Заколдованный круг

- Вы сказали в начале беседы о процедуре банкротства. Как КС пришла к такому состоянию?

- Да, Кольская сверхглубокая сегодня нищенствует. Она в жутком состоянии, с огромными долгами. Особенно беспросветной ситуация стала в 2008 году, когда ФГУП «Кольская сверхглубокая» была акционирована. Сегодня 100 процентов акций принадлежат государству. Но впечатление такое, что государству это предприятие не нужно. Моя точка зрения как специалиста, который посвятил КС всю жизнь, - это был идиотизм в чистом виде. Такие объекты нельзя приватизировать!

- Но, наверное, когда шла реорганизация, ставились какие-то цели. Выделялись ресурсы…

- Ресурсы? Да нам включили в уставный капитал 40 миллионов рублей. А дальше - крутитесь, как хотите. Казалось бы, неплохая сумма. Но как она складывается? Это имущество, которое находится на промышленной площадке, и два земельных участка.

Государство дало нам два куска земли, которые само же и оценило в 36 миллионов рублей! Один - это собственно промплощадка в Заполярном, второй - участок в безлюдной тундре. Под эту землю определили сумасшедшую кадастровую стоимость - около миллиона руб-лей за гектар! И за эту землю КС должна платить государству земельный налог более 540 тысяч рублей ежегодно! А большая часть территории предприятию просто не нужна - эти площади скважина занимала в советские времена, когда шло активное бурение.

А денег у КС нет. Значит, налоги мы не платим. Начинаются суды. Нас пытаются банкротить. Мы не можем сдать эти участки в аренду. Не можем продать. Кто их купит при такой цене? Никто! Теоретически мы можем продать их иностранцам. Но это нужно согласовывать с собственником - Российской Федерацией. А даст ли согласие? Там же погранзона. Но главный вопрос: почему это не нужно собственной стране?

Сегодня скважина должна около 5 миллионов рублей. Это и налоги, и другие обязательства. Только по выходным пособиям мы должны работникам более полумиллиона рублей. Люди увольняются, а мы их не может рассчитать. Осталось пять человек, которые работают, по большому счету, только на энтузиазме. Охраняют периметр.

- Неужели государство не может выделять финансирование хотя бы на поддержание минимального уровня исследований?

- О финансировании никто даже не разговаривает! Представители Росимущества, которому принадлежат 100 % акций ОАО «КС», говорят нам: да, мы понимаем, как это важно и нужно, но мы не может выделять средства на вашу деятельность, у нас нет таких источников, мы не для этого созданы.

Тогда мы обращаемся в свое профильное Министерство природных ресурсов. И там нам говорят: да, мы понимаем, как это важно и нужно, это наш профиль, но юридически мы не имеем права выделять вам деньги, вы же принадлежите Росимуществу! Получается заколдованный круг! Это перепихивание с одного ведомства на другое продолжается уже третий год.

Кто-то должен разрубить этот гордиев узел, стукнуть кулаком по столу и сказать: прекратите заниматься идиотизмом! Я приехал с очень большим желанием пообщаться с Дмитрием Дмитриенко, просить его вмешательства. Мы подготовили соответствующие предложения и просим, чтобы руководство региона вышло в правительство РФ или прямо к премьер-министру.

- А что конкретно вы хотите? От губернатора? От правительства?

- Нужны элементарные вещи. Цена вопроса в сравнении с тем, что получит государство, - мизерная! Нужно забрать назад ненужную землю. Разобрать старые не- используемые корпуса, привести в порядок территорию. Помочь с приобретением современного подъемника. Но главное: нужно выделять средства на мониторинги и научные исследования. Государство имеет уникальнейшую исследовательскую площадку, которая никак не используется.

Буквально сегодня (встреча состоялась 28 мая - прим. НВК), я получил предложения от Кольского научного центра. Ученые предлагают преобразовать Кольскую сверхглубокую в межведомственный глубинный исследовательский центр. Отличная идея! Но необходимо разрешить вопросы, связанные с нашим статусом.

Еще одно потенциальное направление - туризм. Я был в Германии, где неподалеку от Мюнхена находится самая глубокая скважина в Европе, ее глубина 9100 метров. Вы бы видели, как немцы гордятся этой скважиной! Там целая культура. Люди приезжают, фотографируются, покупают кусочек керна. Есть экскурсии. Все в восторге.

Но, конечно, это мелочи. Огромных денег стоят научные исследования. Убежден, что найдется много желающих, особенно за рубежом, которые за счастье посчитают заказать какие-то исследования земной коры на базе Кольской сверхглубокой. Институты со всего мира до сих пор проявляют интерес. Многие хотят просто приехать, посмотреть своими глазами, как у нас все было устроено. Но стыдно приглашать, показывать тот позор, что там сейчас есть. Пустые корпуса, разбитые стекла…

- Чем закончилось заседание Арбитражного суда?

- К своей радости я обнаружил, что Арбитражный суд - это не просто так. Судья подошла к делу неформально, она пытается детально разобраться в ситуации. Понять, в чем причины бедственного положения предприятия. Процесс отложен на несколько месяцев. Я очень надеюсь, что за это время ситуацию на Кольской сверхглубокой скважине удастся изменить к лучшему.

P. S. Встреча Дмитрия Дмитриенко и Давида Губермана в минувшую пятницу не состоялась. Губернатор не нашел времени для беседы со знаменитым ученым, и тот улетел обратно в столицу.

Андрей Кирашев

Справка

Давид Миронович Губерман - советский и российский геолог, доктор технических наук, заслуженный геолог РСФСР, академик РАЕН.

Один из авторов первого в мире проекта бурения скважин глубиной 15000 метров, под его руководством и при непосредственном участии была пробурена глубочайшая в мире Кольская сверхглубокая скважина.

Родился 9 июля 1929 года в г. Харькове. В 1957 году окончил горно-нефтяной факультет Московского нефтяного института им. И. М. Губкина. В 1949 - 1964 годах работал буровым мастером, начальником геологоразведочных экспедиций Мингео СССР и Минтоппрома РСФСР.

С 1964 года являлся научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института буровой техники в г. Москве.

В 1968 году был назначен начальником Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения, которой руководил до 1991 года.

Сегодня является научным руководителем ОАО «Кольская сверхглубокая».

Почетный гражданин Мурманской области

К теме

Кольская сверхглубокая скважина, пробуренная в 10 км от г. Заполярный, является и, по всей видимости, на долгие времена останется мировым рекордсменом глубины (к 1990 году скважина достигла глубины 12 тысяч 262 метра). Ни одна страна в мире не смогла пробиться в глубь Земли на столь запредельную глубину.

Место бурения - Балтийский щит в районе Кольского полуострова - выбрано не случайно. Здесь на поверхность выходят древнейшие изверженные породы возрастом около 3 миллиардов лет. Бурить именно в древнейших изверженных породах было интересно, потому что толщи осадочных пород до глубины 8 км уже неплохо изучены при добыче нефти.

Бурение скважины началось в 1970 году. Проходка до глубины 7263 м заняла 4 года.

Потом был годовой перерыв, связанный со строительством новой вышки и монтажом специально разработанной буровой установки.

Технологии бурения, применявшиеся на КС, были уникальны. Масса колонны, погруженной в скважину с буровым раствором, около 200 тонн, и это при том, что использовались специально разработанные трубы из легких сплавов. Если же колонну делать из обычных стальных труб, она разорвется от собственного веса.

В среднем за месяц удавалось пробурить 60 м. На проходку последних 5 км скважины было использовано 50 км труб. Такова степень их износа.

До глубины примерно 7 км скважина пересекала прочные, сравнительно однородные породы, и поэтому ствол скважины был ровный, почти соответствующий диаметру буровой головки. Однако на глубине 7 км бурение усложнилось. Участились аварии.

1983 год ознаменовался непревзойденным до сих пор рекордом: глубина бурения превысила 12 км. Но уже в 1984 году на скважине случилась крупнейшая авария: обрыв более чем 5 км труб. Пришлось снова начинать бурение с 7 км.

К отметке в 12 км снова подошли лишь через 6 лет. В 1990 году был достигнут максимум - 12 262 км. После еще нескольких аварий убедились, что глубже не пробиться. Все возможности современной техники были исчерпаны. Бурение прекратили в 1992 году.

Предполагалось, что Кольская сверхглубокая скважина после завершения ее проходки будет превращена в уникальную природную лабораторию для исследования с помощью специальных приборов глубинных процессов, протекающих в земной коре. Однако распад СССР нарушил планы ученых.

В 1995 году все научные работы из-за отсутствия денег были прекращены, а сама скважина законсервирована. Оборудование стало ржаветь, а производственный комплекс пришел в аварийное состояние
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter