Вопросы состояния воды и воздуха и утилизации отходов волнуют не только экологов, но и обычных горожан

07 мая 2010 в 08:37, Кировск
Вопросы состояния воды и воздуха и утилизации отходов волнуют не только экологов, но и обычных горожан. А когда под боком крупное горно-добывающее предприятие, требования к охране окружающей среды возрастают стократ. ОАО «Апатит» эффективно решает эти задачи. Главные дирижёры и контролёры в области экологии на предприятии – небольшой женский коллектив отдела охраны природы во главе с Эвальдом Шаллем.

В 70-е годы производственное объединение «Апатит» развивалось ускоренными темпами, вмес­те с этим назревали и экологические проблемы, которые надо было решать на более организованном уровне. Так, в 1975 году генеральный директор комбината Георгий Голованов принимает решение создать отдел охраны природы. Его возглавил специалист высокого уровня Александр Смирнов.

– Александр Петрович всегда повторял: «Прежде чем что-то контролировать, ты должен знать это сам», – с уважением говорит Нина Николаевна Счётчикова о первом руководителе. – Я этому принципу всегда следовала. Сколько было исхожено производственных объектов! Чтобы стать хорошим специалистом, потребовались годы.

Сейчас Нина Николаевна – заместитель начальника отдела охраны природы и опытный наставник, а когда-то, в 1979 году, она пришла в отдел, где предстояло решать глобальные проб­лемы.

Проблема из проблем

Тридцать пять лет назад первая задача, которая встала перед специалистами отдела, – это внедрение водооборотной системы на обогатительных фабриках. Объём сточных вод был очень велик – около 200 миллионов кубометров. Сброс стоков с хвостохранилища в речку Белую (далее в озеро Имандра) не соответствовал требуемым нормативам. Во время аэросъёмки Имандры были чётко видны области загрязнения (сверху грязная вода совсем другого цвета. – Авт.).

– Над решением проблемы работали такие крупные институты, как ЛИСИ, КФАН СССР, В­ОДГЕО. Задача была сложной, ведь вся технология фабрики была настроена на то, чтобы работать на свежей воде, – рассказывает о 80-х годах Нина Николаевна. – Переход на новую систему вызывал настороженное отношение у технологов, да и разработчики проекта предлагали примерно 40 % воды очистить до требуемого качества и сбросить в водоём, а 60 % пустить в водооборот. Тогда Голованов сказал: «Если вы обещаете очис­тить воду до таких показателей, что её можно сбросить в водоём, то почему нам не взять её в полный водооборот». И он поставил точку в этом вопросе. Технологи внедрили систему замкнутого водооборота на АНОФ-2.

Это было самое крупное достижение в 80-е годы. Объём стоков резко сократился, однако частично проблема осталась. За счёт водопритоков в хвостохранилища образовывались избыточные стоки, качество которых оставляло желать лучшего. Специалисты институтов и комбината начали заниматься вопросом доочистки излишков воды. Предложения были разные. В итоге остановились на реагенте ВПК (водорастворимый полиэлектролит), который предприятие использует и в настоящее время на обогатительных фабриках и Восточном руднике, связанном с водоразделом Умбозера.

Борьба с пылью

В 80-е годы перед комбинатом встала ещё одна не менее важная проблема – пылеподавление хвостохранилищ обогатительных фабрик. Быстрыми темпами росли хвостохранилища АНОФ-2. Стали возникать пыльные бури, образуя замкнутый поток, в цент­ре которого оказались Апатиты. Мельчайшая пыль витала над городом. В Кировске пылило отработанное хвостохранилище в районе реки Белой.

– Первыми, кого мы пригласили бороться с пылью, были сотрудники ботанического сада. Они стали заниматься биологической рекультивацией – высаживанием растений на отработанных участках хвостохранилищ, – продолжает Нина Николаевна. – Долгое время этим вопросом с душой занималась Нина Ивановна Подлесная. Чтобы растения прижились на наших песках, лишённых органики, необходимо несколько лет. Огромное количество трав было испробовано. Остановились на траве волосенец песчаный, произрастающей в Кузомени. Когда мы его попробовали на опытных площадках, нам даже не верилось, что на наших песках может вырасти такая растительность. Сначала из семени вырастает маленький росточек, через три года он начинает укореняться и обрастать дерниной, а через шесть лет вырастает огромный куст. Но это было частичное решение проблемы пылеподавления.

Помимо биологического за­крепления, потребовалось и химическое. Специалисты институтов (ГИГС, КФАН, ЛИСИ) предлагали разные идеи, как закрепить пылящие участки на действующих хвостохранилищах. Надо было найти метод экономически выгодный, экологически эффективный и в то же время для технологии предприятия безопасный. Вся сложность решения этой проблемы была в том, что, с одной стороны, хвостохранилище действующее, с другой – в результате водооборота реагенты, которые будут использоваться для закрепления, могут попасть в отстойник и вернуться на фабрику. Опытно-промышленные испытания показали, что эффективнее всего использовать латексную смесь, предложенную Горным институтом КФАН. Сотрудники института вложили в это дело много сил.

Комбинат «Апатит» первым применил промышленное закреп­ление хвостохранилищ латексами. На первых порах возникли сложности с техникой. Объёмы были большие, сотни гектаров нужно было покрыть в короткие сроки. Но сила инженерной мысли – великое дело! На базе самосвалов БелАЗ были сконструированы поливочно-оросительные машины. Впоследствии опыт с латексами пригодился, когда случилась авария в Чернобыле. На место происшествия работать по этой технологии выезжали специалисты ОАО «Апатит».

Технология с латексами успешно использовалась несколько лет, но специалисты предприятия продолжали искать более эффективные и менее затратные методы борьбы с пылью. Пять лет назад разработкой и внедрением новой технологии пылеподавления с использованием битумной эмульсии занялся Сергей Николаевич Панов, ранее возглавлявший отдел охраны природы, которая оказалась экономичес­ки выгоднее и создавала более устойчивое покрытие.

– Нина Николаевна, всё-таки у апатитчан есть нарекания, что хвостохранилища изредка, но пылят.

– Наша задача – сократить пылящие участки действующих хвос­тохранилищ до минимума. Жители должны понимать, что здесь на первом месте стоит безопасность эксплуатации. Не дай бог прорвёт дамбу! Тогда будет ни с чем не сравнимое бедствие. Мы должны так вести свои работы, чтобы соблюдать все требования безопасности объекта и сделать максимально возможное с точки зрения экологии. И мы стараемся это делать. Каждый год проводим и биологическое, и химичес­кое закрепление, очищаем стоки. ОАО «Апатит» тратит миллионы денежных средств на природоохранные мероприятия.

С гордо поднятой головой

Отдел охраны природы всегда состоял из 3–4 человек. Сейчас в небольшом кабинете пять человек занимаются тяжёлым аналитическим трудом и следят за состоянием трёх китов экологии. Екатерина Нефёдова, самый молодой специалист (23 года), контролирует состояние воздуха, Алёна Абакумова заправляет водой, Анастасия Николаевна Першакова – главная по отходам. Нина Николаевна Счётчикова занимается разработкой проектов по нормативам. Эвальд Эдуардович Шалль, специалист высокого класса с большим опытом работы на производстве, возглавляет отдел с 2001 года. Он достойно представляет предприятие на всех уровнях: региональном, всероссийском, международном.

Специалисты ОАО «Апатит» на совещаниях, конференциях, симпозиумах по экологическим вопросам всегда с гордо поднятой головой.

– Это достойная заслуга всего предприятия, а наш отдел – его неотъемлемая частичка. Наше производство не ограничивается выпуском продукции, – убеждённо говорит Нина Николаевна. – Конечная точка, когда решили экологические проблемы: всё очистили, разложили по полочкам, утилизировали.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter