Как депутаты защищают свои бизнес-интересы

07 апреля 2010 в 08:51, Мурманск
На последнем заседании Совета депутатов Мурманска обозначилось резкое противостояние внутри депутатского корпуса. Против концепции строительства социального жилья, по которой жители ветхих и аварийных домов могут бесплатно получать новые квартиры, резко выступили Юрий Макаренко и Василий Вологдин. НВК решил разобраться, чем же вызвана столь жесткая позиция народных избранников. Как выяснилось, эта нелицеприятная история связана с бизнесом депутатов Мурманского горсовета.

Вторая попытка

Если покопаться в недавней истории Мурманска, то окажется, что генеральный директор холдинга «ПЛАЗАГРУПП» Юрий Макаренко не впервые выступает против масштабного строительства. Еще во время споров вокруг гипермаркета «О,кей» он выступал одним из главных идеологов «движения сопротивления». Впрочем, в то время проходили выборы в городской Совет, куда Юрий Макаренко и баллотировался. А для некоторых в предвыборной борьбе, как известно, все средства хороши. В том числе и манипуляция общественным мнением. Но в тот раз Юрию Анатольевичу победить не удалось.

Депутатом Юрий Макаренко стал со второй попытки 1 марта 2009 года. И довольно продолжительное время - вплоть до осени - во время баталий в городском парламенте он воздерживался от обсуждения острых воп-росов.

Зато за этот период Юрий Анатольевич стал советником мэра Мурманска по экономическим вопросам. А в различных муниципальных структурах стали появляться аффилированные с ним персоны. Так, должность начальника городского отдела рекламы заняла Виктория Светличная, бывшая сотрудница «ПЛАЗАГРУПП».

А на должность директора одного из самых крупных муниципальных предприятий во многом благодаря усилиям Макаренко был утвержден Сергей Иванов, возглавлявший до этого ООО «Партнер» - дочернюю компанию «ПЛАЗАГРУПП».

Для полной ясности следует отметить, что Юрий Макаренко не является владельцем «ПЛАЗАГРУПП», он лишь ее генеральный директор. Принадлежит же эта группа компаний довольно известному мурманскому бизнесмену Игорю Ибышеву, который в свое время был весьма близок к губернатору Юрию Евдокимову и даже возглавлял скандально известное представительство Мурманской области в Москве. Правда, со сменой руководства области Игорь Ибышев очень быстро потерял этот пост.

Кольские шалости

Не прошло и полугода с момента назначения Сергея Иванова директором «Мурманнедвижимости», как название этого предприятия стало чуть ли не синонимом коррупционности и воровства.

Сначала достоянием общественности стала история с закладкой так называемого социального дома на улице Шестой Комсомольской Героической Батареи - строительство было начато безо всяких разрешительных документов, без экспертизы и даже без проекта. В конце концов надзорные органы остановили стройку.

Затем выяснилось, что «Мурманнедвижимость» при одобрении мэрии всячески тормозит продажу помещений малому бизнесу. Сергей Иванов открыто признавался, что считает крайне невыгодной реализацию Федерального закона-159, предоставляющего предпринимателям преимущественное право выкупа арендуемых ими помещений. Но все затмила вылившаяся наружу история с так называемой «кольской сделкой» - покупкой в Коле нежилого строения за 22 миллиона рублей. Ни директор МУПа Сергей Иванов, ни его куратор Андрей Серяков, ни мэр Сергей Субботин так и не смогли объяснить, зачем «Мурманнедвижимости» нужно это заброшенное здание, почему оно было оценено именно в такую сумму, а также массу других странностей.

Во время обсуждения отчета «Мурманнедвижимости» на заседании Совета 29 октября прошлого года, когда депутаты начали разбираться в «кольской сделке», Юрий Макаренко отчаянно защищал Сергея Иванова:

- Мне стыдно смотреть, как мы опустились до мелкого разбирательства вокруг одного купленного объекта, - упрекал Макаренко коллег.- Ведь предприятие «Мурманнедвижимость» обладает более чем полутысячей объектов. И каждый договор аренды, купли-продажи можно детально рассмотреть, раскрутить, снять не один фильм. И получится «Дом-3» из 500 серий. Особенно учитывая наши технологии и наши способности на сегодняшний день. Обсуждение отчета директора о деятельности предприятия скатилось до этих кольских объектов. А что мы обсуждаем-то? Ладно, если бы предприятие купило объект за 20 миллионов, а через день продало за 10 и нанесло урон. А сейчас-то объект куплен для определенных целей. Будут эти цели реализованы или нет - вот на что мы должны посмотреть. Мы как депутаты должны судить по результатам работы, а не по действиям во время работ.

Масштабы мышления депутата Макаренко, конечно, поражают. 20 миллионов рублей для него - мелочи! Впрочем, наверное, если бы речь шла о деньгах не муниципального предприятия, а холдинга «ПЛАЗАГРУПП», то Юрий Анатольевич расставлял бы акценты совсем по-другому.

Однако даже такая горячая защита не помогла. То, что Сергея Иванова нужно срочно убирать с этой должности, стало понятно даже городской администрации. И мэр предложил Совету на утверждение новую кандидатуру.

Золотой фасад

Александр Истратов стал исполняющим обязанности МУП «Мурманнедвижимость» в начале декабря 2009 года. И буквально на второй день своей работы он обнаружил «прощальный привет» от своего предшественника - еще одна странная сделка, но уже на 24 миллиона рублей. В такую сумму был оценен ремонт фасада муниципального нежилого здания по адресу: Кольский проспект, 22, находящегося в хозяйственном ведении «Мурманнедвижимости».

Значительные площади в этом здании сдаются в аренду. Один из арендаторов пожаловался, что обнаружил в стене трещину, и попросил произвести ремонт.

Осмотр «места происшествия» показал, что действительно в одной из некапитальных стен (фактически - в перегородке) образовалась сквозная трещина. Кроме того, в полу на первом этаже образовались дыры - видимо, просел грунт. Руководителей МУПа эта треснувшая перегородка почему-то встревожила до такой степени, что они решили сделать ремонт всего здания.

Составили смету на 9 миллионов 668 тысяч рублей и отправили ее в городское управление капитального строительства (УКС). В планы входило утепление и облицовка керамогранитом фасада, замена витражей, переделка двух крылец и замена шести окон, выходящих во двор. Специалисты УКС оценили фронт работ и посоветовали уменьшить стоимость на 500 тысяч. Муповцы выполнили рекомендации, но к основному договору составили два дополнительных соглашения. Первое подписано 19 ноября, а второе - почему-то 18 ноября. Видимо, тогдашний директор МУП Сергей Иванов очень торопился - ведь ему оставалось пребывать в этой должности меньше недели. Общая сумма работ увеличилась почти до 24,5 миллиона рублей. За эти деньги предполагалось утеплить и облицевать керамогранитом уже оба фасада - и тот, что выходит на Кольский проспект, и тот, что во двор. Кроме уже запланированных работ появились разбор бетонных полов, восстановление грунтового основания и укрепление злополучной перегородки. Для начала МУП в качестве аванса заплатил подрядчику 5 миллионов 900 тысяч рублей.

Любовь с интересом

Все работы должно было выполнить ООО «Стройтэкс». Кстати, работать со «Стройтексом» для «Мурманнедвижимости» было не в новинку. Ведь именно эта фирма несколькими месяцами раньше получила от МУПа подряд на ремонт фасада дома по адресу: ул. Воровского, 11. Многие мурманчане обратили внимание, что вдоль стены, которую заново штукатурили и красили в 2007 году, вновь появились леса, а на них - штукатуры и маляры. Но вряд ли кто-нибудь догадывался, что «косметика» фасада двух этажей обошлась муниципальному предприятию более чем в семь миллионов рублей.

А вот специалисты считают, что такой ремонт стоит максимум 2,5 миллиона. Более того, «Мурманнедвижимости» свои услуги предлагала строительная компания, которая была готова выполнить работу за один миллион рублей. Однако Сергей Иванов остановил свой выбор на «Стройтэксе».

Откуда же такая любовь именно к этой фирме? Может быть, потому, что она также аффилирована с «ПЛАЗАГРУПП» и выступает заказчиком-застройщиком по проектам холдинга? Причем связи между этими компаниями настолько прочные, что директор «Стройтекса» Михаил Щербин даже входит в совет директоров «ПЛАЗАГРУПП».

Так или иначе, но за несколько месяцев 2009 года «Стройтэкс» должен был получить от «Мурманнедвижимости» более 30 миллионов рублей.

Однако в результате разбирательства, учиненного по инициативе Александра Истратова, проявившего редкую принципиальность, история с «золотым» фасадом на Кольском вылилась наружу. Разгорелся очередной скандал. И подрядчик безропотно согласился со снижением цены с 24,5 миллиона до 8 миллионов 300 тысяч рублей. То есть в результате стоимость работ стала даже меньше первоначальных 9 миллионов 668 тысяч рублей. Что и говорить - случай из ряда вон выходящий. Интересно, а сколько же действительно должен был стоить ремонт?

Сейчас все работы, указанные в смете, выполнены. Однако «Мурманнедвижимость» пока отказывается подписывать акт приемки из-за низкого качества работ.

Номер не прошел

По идее, такая принципиальная и жесткая позиция директора МУПа Александра Истратова, благодаря бдительности которого «Мурманнедвижимость» не выбросила на ветер (или в карман конкретной строительной компании) более 16 миллионов рублей, должна была найти поддержку и одобрение у депутатов горсовета. Так оно, в общем-то, и получилось. За одним исключением - Юрий Макаренко стал усиленно настаивать на другой кандидатуре на должность руководителя «Мурманнедвижимости».

На заседании Совета 25 марта 2010 года, в повестке дня которого значился вопрос о согласовании кандидатуры Александра Истратова, депутат Макаренко заявил:

- Я бы двумя руками голосовал «за», если бы руководителем этого предприятия стал наш коллега депутат Вологдин. Более того, мы с ним уже обсуждали эту тему, и он сказал, что мог бы довести предприятие до качественно нового уровня, чтобы оно начало действительно зарабатывать деньги, а не искать крохи. Хочу с этой трибуны обратиться к администрации города рассмотреть такое предложение.

Каким образом можно увеличить доходность «Мурманнедвижимости», Юрий Макаренко говорил не раз.

- Город каждый месяц теряет сумму, равную стоимости кольских сараев, - считает депутат. - Мы 20 миллионов рублей в месяц могли бы просто собирать, если бы приняли решение о повышении арендных ставок на муниципальную недвижимость. Мы в течение 10 лет поддерживали предпринимателей низкими арендными ставками вместо того, чтобы помогать «Мурманнедвижимости» получать больше денег для выполнения социальных целей.

Добавим от себя, что повышение ставок на муниципальную недвижимость автоматически повлекло бы повышение ставок за недвижимость коммерческую, на рынке которой одним из крупнейших операторов является «ПЛАЗАГРУПП». Может быть, это и является той самой «социальной целью», о которой говорил депутат Макаренко? А также материальная поддержка связанных с холдингом фирм, таких, как «Стройтэкс»?

Впрочем, горсовет Александра Истратова согласовал. А Юрий Макаренко и Василий Вологдин в паре выступили уже по другому вопросу - по концепции строительства социального жилья.

Без комментариев

О своей позиции по этому вопросу и владелец компании «Риэлт» Василий Вологдин, и генеральный директор «ПЛАЗАГРУПП», имеющей проекты строительства недорогого коммерческого жилья, заявляли не раз. Вот цитаты из их выступлений на заседании комиссии по экономической политике 17 марта 2010 года.

Василий Вологдин:

- Я за строительство первичного рынка двумя руками. Потому что первичный рынок после его заселения приватизации сразу переходит во вторичный. Но я хочу сказать о концепции. Территория нашего Кольского полуострова перенаселена, особенно если сравнить с соседними Норвегией, Финляндией или другими российскими территориями нашей широты. И неизбежно идет отток населения, и он будет продолжаться. Так для кого мы будем строить это жилье? И еще важен вопрос цены. Вот, например, когда комитет имущественных отношений Мурманска объявляет конкурс на покупку однокомнатных квартир для детей-сирот, цена жилья в этом сегменте рынка сразу вырастает на 5-8 процентов. Я думаю, что при строительстве жилья, в том числе и для этих программ, будет все происходить наоборот. То есть стоимость вторичного рынка будет падать на 5-8 процентов в месяц. Наши с вами квартиры будут дешеветь. Словом, я за то, чтобы строить жилье, но не такими методами. Если это делать с помощью компании «Мурманнедвижимость» и вмешиваться в механизмы рынка, то мы можем очень много потерять.

Юрий Макаренко:

- Я активный противник строительства в городе. Есть одна цифра, которая говорит сама за себя. Мурманск входит в пятерку городов России по обеспеченности жильем на одного человека. Наш показатель - 22 квадратных метра на человека, а в Москве, например, всего 14 квадратных метров. И потом. Зачем нам строить жилье, ждать его полтора года, если мы можем уже завтра выдавать людям ключи от квартир? Покупка квартир на вторичном рынке имеет ряд плюсов. Во-первых, мы покупаем его уже сегодня. Во-вторых, люди могут переехать в новую квартиру в том же районе, где живут исторически. А это поликлиники, школы, детские сады и так далее. В-третьих, освобождаются участки под строительство на коммерческой основе и есть возможность привлечь инвесторов.

Мы же обесцениваем наши квартиры, обесцениваем город. Другие города, наоборот, бьются за то, чтобы квартиры там были дороже. И вспомните про задачу переселения северян в другие регионы. Наши пенсионеры не могут продать здесь квартиру и купить себе жилье на юге потому, что там оно дороже. А вот если бы мы выкупали жилье на юге по их ценам в 50 тысяч рублей за «квадрат» и метр в метр обменивали бы пенсионерам на их мурманские квартиры, это было бы справедливо по отношению к мурманчанам.

Личная шерсть или государственная?

Такая ярая оппозиция попыткам начать бесплатно переселять людей из ветхих деревяшек в новострой (в концепции речь идет о современных девятиэтажных зданиях) со сдачей там квартир в социальный наем наводит на невеселые размышления.

Понятно, что если какая-то строительная компания собирается строить коммерческое жилье невысокой ценовой категории, то появление бесплатного новостроя может серьезно нарушить ее планы. Особенно если нет уверенности, что собственный продукт будет конкурентоспособен. Ведь концепция предусматривает максимальную прозрачность на всех этапах - с конкурсными процедурами выбора подрядчика «Мурманнедвижимостью», коллегиального принятия решений, муниципальных тендеров на покупку жилья и так далее.

Понятно, что риелторским фирмам очень бы не хотелось, чтобы федеральные деньги, которые ежегодно выделяются муниципалитету на покупку квартир для детей-сирот, пошли на приобретение квартир на первичном рынке, а не на вторичном. И не хотелось бы, чтобы из-за того, что мурманчанам новое жилье будет предоставляться бесплатно, упали цены на квартиры в целом - ведь это значит, что сумма процентов от сделки купли-продажи жилья, в которой риелтор выступает посредником, тоже уменьшится.

Понятно, что фирма, специализирующаяся на сдаче внаем коммерческих площадей, крайне заинтересована в том, чтобы муниципальная ставка аренды не сдерживала ее аппетиты. Пусть даже при этом будут страдать другие коммерсанты. Это рынок, тут ничего не поделаешь.

Непонятно другое. Почему депутат от многострадального Больничного городка Василий Вологдин выступает против того, чтобы его избиратели получили новые благоустроенные квартиры?

Почему депутат Юрий Макаренко ратует за переселение мурманчан из ветхих деревяшек в квартиры, которые не сегодня-завтра станут аварийными? Ведь если муниципалитет будет покупать для этих целей жилье на вторичном рынке, то купит, естественно, то, что подешевле - квартиры в старых хрущевках.

Не хочется верить, что народные избранники, проработавшие в Совете всего год, начали путать личную шерсть с государственной и стали открыто лоббировать интересы своих бизнес-структур. Неужели депутаты новой формации придерживаются принципа «раскаяться никогда не поздно, а согрешить можно и не успеть»?
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter