Российско-норвежская комиссия осталась довольна реализацией проектов в Мурманской области по ядерной и радиационной безопасности

05 сентября 2018 в 14:54, Мурманск
Вчера в Мурманске состоялось 21 заседание Совместной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области повышения ядерной и радиационной безопасности.

Норвежская сторона обозначила основные вопросы, на которые хотела бы получить ответы: как идут проекты в губе Андреева, когда будут выводиться из эксплуатации старейшие реакторы Кольской АЭС, а также обсудила аспекты, связанные с сотрудничеством в области экологического мониторинга затонувших объектов в арктических морях, а также аварийной готовности и реагирования.

«Сотрудничество в области ядерной и радиационной безопасности очень важно для наших стран. Мы стараемся сделать мир по обе стороны границы безопаснее и довольны тем, как идут проекты по выгрузке и транспортировке топлива из губы Андреева, утилизации бывшей плавтехбазы «Лепсе», – начал заседание статс-секретарь Норвегии Аудун Халвордсен (Audun Halvorsen).

Естественно, норвежскую сторону также интересовал вопрос, потеряла ли Россия в Баренцевом море ядерную энергоустановку от ракеты, как об этом писали некоторые СМИ.

«Я не могу ответить на Ваш вопрос, потому что «Росатом» не запускает ракеты. Мы обратились в МИД России, который должен послать запрос в Министерство Обороны. Как только появится ответ, мы Вам его предоставим. К сожалению, мы живем в то время, когда «фейки» заменяют реальность», – ответил статс-секретарю заместитель директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО, начальник Управления международных программ ГК «Росатом» Владимир Поцяпун.

Губа Андреева

«Я хотел бы поблагодарить норвежскую сторону. Только благодаря помощи вашей страны мы в прошлом году смогли приступить к выгрузке ОЯТ из губы Андреева», – отметил директор СЗЦ «СевРАО» Валерий Еременко.

Он также рассказал, что к настоящему моменту из объекта вывезено на ПО «Маяк» пять эшелонов отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Формирование еще одного эшелона практически завершается. Всего на данный момент вывезено 2 985 ОТВС. А в 2019 году «СевРАО» будет готово приступить к работе с некондиционным топливом.

«Мы и правда, многое уже сделали в губе Андреева, но даже не приступали к работе с дефектным топливом. Мы еще не знаем, что нас ждет в хранилище 3А», – подтвердил Поцяпун.

Аварийная готовность и реагирование

По словам директора Норвежского Агентства по Радиационной защите (NRPA) Пера Странда (Per Strand), для Агентства крайне важен подписанный с Россией протокол о взаимном оповещении в случае аварий и происшествий. Он отметил, что норвежская сторона высоко оценивает сотрудничество с Россией в этой сфере.

«Важно быть готовыми к чрезвычайным ситуациям, а также иметь систему реагирования», – уверен Странд.

По словам статс-секретаря Норвегии, очень важно обеспечить чувство безопасности у граждан обеих стран, а это возможно только при хорошо построенной системе оповещения. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций население должно не просто получать информацию о том, что происходит, что делать и как себя вести, оно должно доверять источнику информации.

«Согласно опросу населения в нашей стране, 80% жителей Норвегии доверяет нашей информации и готовы следовать нашим инструкциям в случае ЧС», – отметил Странд.

В 2020-м году в Норвегии пройдут национальные учения в области ядерной и радиационной безопасности. Принять в них участие пригласили и российскую сторону.

По словам заместителя Губернатора Мурманской области Евгения Никоры, в регионе налажена эффективная система оповещения жителей. Она направлена на оповещение не только в случае ЧС, но и в случае неблагоприятных погодных условий, пожароопасной ситуации в лесах и т.д.

«Мы широко используем смс-оповещение, соцсети и т.д. Работоспособность этой системы доказана практикой. Однако хотел бы отметить, что вопросы ядерной и радиационной безопасности в озабоченности населения стоят далеко не на первом месте», – подчеркнул Никора.

Затопленные объекты

В 2012 году Россия обнародовала данные о затопленных в Арктических морях радиоактивных отходах (РАО) и ядерных реакторах: 17 000 контейнеров с РАО, 19 судов с РАО, 14 ядерных реакторов, в пяти из которых содержится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), 735 единиц радиоактивных конструкций, затопленная атомная подводная лодка (АПЛ) К-27 с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ, а также затонувшая АПЛ К-159.

Многие из этих объектов находятся в Карском море около архипелага Новая Земля. Они расположены в непосредственной близости от участков перспективной разработки углеводородов, а некоторые даже в нее попадают.

Наибольшее опасение среди российских и международных ученых вызывают именно АПЛ К-27 и К-159, поскольку на борту субмарин есть ядерное топливо, а аварийные ситуации с ними могут вызвать серьезные последствия.

Летом 2014 года прошла трехнедельная российско-норвежская экспедиция по мониторингу состояния затопленных контейнеров с РАО и ОЯТ, а также атомной субмарины К-159. Во время экспедиции брались пробы воды и донного грунта, которые потом норвежская сторона не могла получить несколько лет.

«В этом году мы наконец-то получили пробы 2014 года. Теперь можно планировать новые экспедиции, поскольку интерес к затопленным объектам очень большой», – отметил статс-секретарь Норвегии.

По словам заместителя руководителя ФМБА России Владимира Романова, необходим постоянный мониторинг затопленных объектов, поскольку их защитные барьеры будут со временем деградировать, а системных программ, работ по наблюдению за этими объектами нет – невозможно увидеть динамику состояния окружающей среды.

Отвечая на вопрос российской стороны о том, нужно ли поднимать АПЛ, генеральный директор NRPA Уле Харбитс (Ole Harbitz) отметил, что работа по мониторингу объектов должна быть интенсифицирована, особенно, когда это касается АПЛ К-159, затонувшей в районе интенсивного рыболовства.

«Мы не можем говорить России, поднимать объекты со дна, или нет – это должно быть только ваше решение. Вы должны провести исследование и понять, переживет ли объект подъем, или необходимо искать другие решения, может быть вокруг него нужно построить саркофаг», – отметил он.

Основная проблема отсутствия мониторинга и принятия решения по подъему заключается в отсутствии финансирования этих работ. У объектов нет собственника, который может эти работы оплатить.

Участие общественности

Говоря об успешном сотрудничестве в сфере ядерной и радиационной безопасности, представители правительства Норвегии большое внимание уделяли вопросам взаимодействия с общественными организациями.

Представители «Росатома» подчеркнули, что они постоянно работают с «Беллоной» и по вопросам утилизации птб «Лепсе», и по проектам в губе Андреева, и по подъему затопленных объектов, и по многим другим вопросам.

«Хотелось бы сказать спасибо «Беллоне» за то, что в свое время она вынесла эти вопросы на международную арену и привлекла к ним всеобщее внимание», – отметил Поцяпун.

Российские и норвежские участники оказались довольны заседанием комиссии. Следующее заседание пройдет в 2019 году в норвежском Тромсе.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter