Куда пропадают бюджетные деньги?

03 сентября 2018 в 09:17, Мурманская область
Помощник президента Андрей Белоусов предложил увеличить налоги для ряда крупных компаний. Как это может отразиться на жителях Мурманской области и почему на эту тему не высказывается губернатор Марина Ковтун – читайте в нашем материале.

Недавно в СМИ страны разразился скандал. Достоянием общественности стала информация о том, что помощник президента РФ Андрей Белоусов предложил увеличить налоги для металлургических, химических предприятий, производителей удобрений и ряда других компаний. Инициатива объяснялась тем, что металлурги платят более низкие налоги, чем нефтегазовый сектор, а повышение налогов сможет принести в бюджет свыше 7,5 млрд долларов.

На первый взгляд, создается впечатление, что рядовых жителей это, если и коснется, то незначительно и в очень отдаленном будущем.
Это не совсем так. Возможно, для жителей регионов, где нет крупных финансово-промышленных групп, это окажется и не так существенно. Но для Заполярья это достаточно серьезный вопрос.

Бюджет Мурманской области в значительно степени зависит от поступлений от крупных компаний.

В частности, поступления в бюджет Мурманской области от крупных металлургических и химических компаний, работающих в регионе (ПАО ГМК «Норильский Никель», ПАО «Северсталь» (АО «Олкон»), группы компаний «ФосАгро» (Кировский филиал АО «Апатит») составляют около 14 млрд рублей в год. Это примерно 22% налоговых доходов региона.
Все эти предприятия попали в список компаний, которые собираются обложить дополнительными налогами. Только у «Норникеля» предлагается дополнительно изъять 114 млрд рублей, что составляет 2 годовых бюджета всей Мурманской области. А это предприятия уже давно работает в регионе и является одним из крупнейших «наполнителей бюджета».
Стоит учесть и то, что еще недавно, в конце 2016 года Минфин изменил механизм налогообложения добычи многокомпонентных руд, которые разрабатывает «Норникель». В итоге - налоговая нагрузка «Норникеля» в прошлом году выросла на $100 млн. И в случае введения новых налогов, согласно предложению Белоусова, основная нагрузка ляжет на «Норникель», АК «АЛРОСА» и «СИБУР».

Пока непонятно, в какой стадии находится процесс одобрения этой меры, но уже сейчас многие политики, которым небезразличны их регионы, озабочены последствиями предлагаемых мер. В частности, депутат Госдумы и бывший мэр Мурманска Алексей Веллер серьезно озабочен тем, что местные бюджеты недосчитаются миллиардов рублей налогов, которые платят эти компании.

Совершено очевидно, что в случае изъятия у крупных компаний дополнительных доходов, они, чтобы оставаться конкурентоспособными и иметь возможность вкладывать средства в развитие и модернизацию производства, постараются провести «оптимизацию» налоговых платежей. В первую очередь, это удобнее всего сделать с прибылью. И действительно, зачем «показывать» прибыль, если может последовать подобная реакция властей.

Так что опасения депутата оправданны, и региональные бюджеты ряда регионов, в их числе Мурманская область, могут действительно серьезно пострадать.

За последние годы бюджет Заполярья и без того «отощал». Начиная с 2017 года в него зачисляется не 18%, а только 17% от прибыли, а один процент «ушел» к федералам. На первый взгляд 1% – это немного, а вот в абсолютных цифрах для бюджета Мурманской области это означает потери в размере 1,2 млрд рублей. И это не единственное решение, негативно влияющее на региональный бюджет.

В Заполярье, с приходом Марины Ковтун, также возникла проблема большой закредитованности. Еще в январе 2012 года, за три месяца до вступления Ковтун в должность губернатора, госдолг Мурманской области составлял 3,7 млрд рублей. В настоящее время он составляет свыше 19 млрд рублей и продолжает неуклонно расти.

Снижается доход облбюджета и в связи с уходом ряда налогоплательщиков в другие регионы... Дополнительные проблемы бюджету создает и прогноз на предстоящее падение средних цен на никель, которые составят 9,6 тыс. долларов США за тонну в 2020 против 10,1 тыс. долларов США за тонну в 2017 году.

И если ко всем этим потерям прибавятся недополученные суммы из-за того, что такие компании как «Норникель» начнут оптимизацию налогов, уменьшая свою прибыль, то положение может стать более чем серьезным.

Удивляет, что губернатор области Марина Васильевна Ковтун не высказывает своего мнения по этому важнейшему вопросу. Вместо того, чтобы постараться на федеральном уровне отстоять интересы области, администрация Ковтун хранит молчание, видимо, боясь испортить отношение с кем-либо из федеральных чиновников.

Стоит напомнить, что бюджет – это та самая социалка, которая касается всех жителей области. Это новые детские сады, медицинское оборудование, машины скорой помощи, жилье для переселенцев из ветхого фонда и многое другое. При тощем бюджете социалку не вытянешь.
Только недавно прямом эфире мать восьмерых детей, у которой умер муж, пожаловалась властям региона на то, что не хватает денег даже на проезд детей.

В ответ женщина услышала, что бесплатный проезд не предусмотрен, а есть льготные билеты по 650 рублей. Для девяти человек – это почти шесть тысяч рублей в месяц, огромная для матери-одиночки сумма. Другая мать пожаловалась, что за все лето не смогла попасть с ребенком к детскому стоматологу. Все эти проблемы могли бы быть решены с помощью бюджетных средств, за которые и должна бороться губернатор Марина Ковтун.

Создается впечатление, что администрацию Ковтун беспокоят в первую очередь взаимоотношения с федеральными чиновниками, а уж как там жители области с их проблемами… Это можно понять, ведь в администрации задержек с зарплатами не бывает, да и попасть высокопоставленным региональным чиновникам к врачам – тоже не проблема. А через год у Марины Ковтун кончается губернаторский срок, нужно куда-то трудоустраиваться, желательно – в Москву. Но ведь и терпение рядовых жителей Заполярья тоже имеет границы!

Больше расследований: https://bit.ly/2Ca645g
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter