Конец «узбекской» эпохи в Мурманской области

16 мая 2018 в 12:40, Мурманская область
В начале мая указом Президента РФ был уволен со своей должности генерал МВД #Игорь_Баталов, период работы которого в #Мурманской_области часто называют «узбекским» В самом начале мая в Мурманской области произошло знаменательное для областной власти, но давно ожидаемое событие. Начальник УВД области генерал-майор полиции Игорь Баталов указом президента Путина освобожден от занимаемой должности.

Красноярский след Баталова


Игорь Баталов возглавил УВД региона 30 мая 2011 года, в самый разгар переаттестации милиции. Мир силовых структур тесный, друг о друге все знают, и с приходом Баталова часть сотрудников сразу засобиралась в другие регионы, в частности сотрудники УБЭП – в Белгородскую область.

Как сообщал телеграмм-канал «Незыгарь», Баталов начинал свою трудовую деятельность еще в 90-е годы в Хакасии в РУБОПе, во времена «алюминиевых войн», а затем при губернаторе Александре Хлопонине в Красноярске возглавлял ГУБЭП.

По слухам, Баталов уже тогда помогал решать споры «хозяйствующих субъектов». Например, когда предложение Хлопонина объединить госпредприятия «Фармация» и «Губернские аптеки» натолкнулось на противодействие депутатов, руководителю «Фармации» Павлову быстро «предъявили» нецелевое использование бюджетных средств.

Умение выстраивать отношения с губернаторами пригодилось и в Мурманской области, главой которой 4 апреля 2012 года Дмитрий Медведев назначил Марину Ковтун. В дальнейшем о деловом альянсе Ковтун и Баталова не говорил только ленивый. Сама Марина Ковтун не только не скрывала этих отношений, но, по слова ее окружения, часто грозила строптивым подчиненным и бизнесменам, что «отдаст их Баталову». О переговорных способностях Марины Ковтун стали ходить легенды: подчиненные часто спорили, кому она пообещала «больший срок посадки».

На вертолете с губернатором Ковтун

Ярким примером дружбы стали скандальные рыбалки, для которых Баталов использовал полицейский служебный вертолет. Коммерческая стоимость одного часа подобного вертолета находится в пределах 140 тысяч рублей. На рыбалках, как стало принято говорить, была замечена «женщина, похожая на Марину Ковтун». По результату использования служебного вертолета Следственным комитетом была праведна проверка на наличие в данных действиях злоупотребления служебным положением и нанесенного ущерба в размере более одного миллиона рублей.

Когда информация об использовании вертолета попала в СМИ, Баталов подал заявление в суд с требованием запретить распространение этой информации. Это вызвало бурную реакцию не только региональной прессы, но и известных журналистов из центральных СМИ. Естественно, суд заявление, противоречащее Конституции РФ, отклонил. Ну а ведущему Интернет-ресурса под названием «Блогер51», первому написавшему об инциденте с рыбалкой, вскоре стали поступать угрозы, что ему «подбросят наркотики».

В то время проверка Следкома по факту использования вертолета была приостановлена прокуратурой. Позже, когда в Мурманской области поменялся прокурор, проверка возобновилась. Баталов, по словам окружения, ушел в «глубокий запой».

Сядут все!

Следствием дружбы Марины Ковтун и Игоря Баталова стала своеобразная обстановка, сложившаяся в Мурманской области, которую Интернет-пользователи стали открыто сравнивать с советским Узбекистаном эпохи застоя, где власть имущим позволено все, а правоохранительные органы подобострастно молчат.

В работе Баталов особое внимание уделял управлению по борьбе с экономическими преступлениями, которое курировал лично. В то время как сотрудники других подразделений не видели генерала месяцами. Появились слухи, что деятельность УБЭП ведется исключительно в «коммерческих интересах», которые были достаточно обширны. Все чаще раздавались голоса, что в работе УБЭП заказные уголовные дела стали нормой, а продержать бизнесмена несколько месяцев в СИЗО — излюбленным генеральским приемом.

Сфера «интересов» этого подразделения была весьма широка. Тут и крупнейшая энергетическая компания региона, подвергшаяся тотальным обыскам и работающая под непрекращающимся давлением со стороны силовиков. И достаточно большая торговая сеть «Евророс», один из акционеров которой Юрий Салаев оказался за решеткой. И крупнейший в Мурманской области колхоз «Полярная Звезда», акционер которого, находясь под следствием, традиционно просидел первые четыре месяца в СИЗО, а колхоз тем временем быстро перерегистрировался в Чеченской республике, существенно уменьшив доход бюджета Мурманской области. Уж не говоря про традиционный для региона рыбный бизнес…
Наиболее ярким примером деятельности подразделения Баталова остается конфликт губернатора Ковтун с бенефициаром ОАО «Кольская энергосбытовая компания» Геннадием Шубиным и его соратником, председателем Мурманской областной Думы Василием Шамбиром, о котором мы уже рассказывали. Шубин шестой год в тюрьме, Шамбир недавно вышел на свободу.

Как Баталову удалось заставить работать в таком «ключе» подведомственное подразделение? Очень просто: все несогласные просто изгонялись. Только руководителей УБЭП при Баталове сменилось трое, а обычные сотрудники увольнялись десятками. Есть и другая сторона вопроса — когда «своим», несмотря на достаточно «жесткое» финансирование МВД, выплачивались многомиллионные премии.

Дружба с замминистра

Естественно, многие сотрудники не стали «молчать». В результате 5 декабря 2014 глава МВД Владимир Колокольцев привлек Баталова к дисциплинарной ответственности и вынес постановление о его неполном служебном соответствии, предупредив о перспективе снятия с занимаемой должности. Понес наказание и начальник управления кадров УМВД области Александр Ермолин, который был понижен в должности. Среди претензий к Баталову в первую очередь были озвучены огромные премии, которые он выписал своим заместителям. В то время как премии рядовых сотрудников, непосредственно боровшихся с преступностью, по итогам 2014 года составляли 10-15 тысяч рублей, размер премий нескольких заместителей генерала суммарно достиг 6,5 млн рублей. Среди сотрудников ходили разговоры, что общий объем премий составил 20 млн рублей и что премии получали в основном те, чей вклад в борьбу с преступностью не виден. Ходили слухи и о том, что выгодоприобретателем огромных премий был сам Баталов, без которого они просто не могли быть выписаны.
Взыскания министра Колокольцева не оказали никакого влияния на «непотопляемого» генерала. Видимо, сказались личные связи как губернатора, так и самого генерала. Как следует из показаний офицеров полиции, эта схема продолжала работать и в 2015, и в 2016, и в 2017 годах. А вот с Баталова взыскание сняли и Александра Ермолина в должности восстановили.

Одна из причин подобной «непотопляемости», по мнению сотрудников полиции, в давней дружбе Баталова с первым заместителем министра внутренних дел Александром Горовым. Они вместе работали в Красноярске. Оттуда же в Мурманскую полицию пришли и многие сослуживцы Баталова, которые были назначены на руководящие посты не по деловым качествам, а, как выражаются заполярные полицейские, по принципам «кумовщины». На экс-красноярцах, как правило, замыкался «круг людей», получавших огромные премии.
Полицейские указывают и на большой штат секретарш у генерала Баталова. В период сокращений провести по штатному расписанию несколько секретарш для одного начальника крайне сложно. Значит, как подозревают сотрудники УВД, они были оформлены в качестве оперативных сотрудников, и их работа ложилась дополнительным грузом на плечи рядовых полицейских.

Обращают внимание и на жену генерала – подполковника полиции Анжелику Баталову, которая оформлена в Мурманском линейном отделе МВД России на транспорте. Однако сотрудники отдела ее на работе практически не видели. Зато, по словам знавших ее людей, Баталову можно было часто видеть в рабочее время в магазинах, куда она приезжала на штатном автомобиле тойота Ленд Крузер 200, закрепленным за Баталовым, либо на личном в авто семьи Баталовых – Лексус 470. Но в обоих случаях автомобилем управлял штатный водитель УВД Мурманской области.

«Бизнес-мент» из Мурманска

Принципиальные полицейские, верные присяге, не могли оставить без внимания подобное поведение генерала. Представленные материалы получили широкую огласку в СМИ и в репортаже «Арктик-ТВ», посвященном Баталову. Названия двух репортажей говорят сами за себя: «Бизнес-мент». Репортаж «Арктик-ТВ» был объявлен официальным обращением в МВД.
На сложившуюся в Мурманском УВД ситуацию постарался обратить внимание коллег из центрального аппарата полковник внутренней службы Герман Логвиненко. В своем сообщении Логвиненко обратил внимание на историю с ботинками из натуральной рыбьей кожи, подаренными инспектору Департамента государственной службы и кадров МВД РФ, приехавшему в Мурманск с проверкой. В настоящее время проверяющий уже уволился из рядов МВД. Сотрудники Мурманской полиции признали факт вручения подарка, но признавать его взяткой отказываются.

В результате сам полковник Логвиненко оказался под давлением, и в 2018 году был вынужден покинуть службу в Мурманском УМВД.

Неприглядную картину работы центра «Э» Мурманской области описал его бывший сотрудник Дмитрий Джулай. После назначения руководителем центра земляка и кума Баталова Александра Тимофеева, за три месяца из подразделения ушли 10 человек, и из 15 следователей остались только пять. В самом подразделении, по словам бывшего оперативника, главным направлением работы стал поиск в Интернете тех, кто сделал «неправильный репост».

Профсоюз Снятковой против премий Баталова

И уже совершенно сенсационным стало обращение заместителя начальника Следственного управления УВД Мурманской области, полковника юстиции Валерии Снятковой к первому заместителю начальника Следственного департамента МВД генерал-майору юстиции Николаю Патапене. Обращение попало в Интернет и получило не только широкую огласку, но и многочисленные отклики со всей страны.

В заявлении указывается на продолжающуюся практику многомиллионных премий, когда по итогам года только руководитель следственного управления областного УВД Руслан Ялалов (сегодня он исполняет обязанности главы ОблУВД) получил премию в размере 1,6 миллиона рублей, тогда как рядовые следователи получили по 10 тысяч.

В обращении Снятковой говорится и о подозрении на заказной характер целого ряда уголовных дел, в первую очередь в области ЖКХ и рыбопромышленной отрасли. К осени-зиме 2016 года ряд сотрудников был уволен по различным основаниям, но в основе увольнений было их несогласие скрывать «заказной» характер дел.

Обращается внимание и на то, что ряд высокопоставленных сотрудников УМВД Мурманской области живет явно не по средствам, даже с учетом огромных премий. В частности, тот же Ялалов, при среднем окладе, не превышающем 150 тыс. рублей, продает только один из своих домов за 20 млн рублей.

Сняткова привела примеры о наличии связей высокопоставленных сотрудников с представителями коммерческих структур. В частности, Ялалов продал гражданину Kaчану, неоднократно проходившему по уголовным делам, свою квартиру в городе Кола по цене, значительно выше рыночной, — в 2, 5 млн рублей, а СЧ СУ возбудила уголовное дело по ст. 163 ч. 2 п. «б» УК РФ в отношении «конкурента по незаконному бизнесу по скупке муниципального имущества по бросовым ценам» Качана – Субботина Н.

Также было обращено внимание на то, как высокопоставленные сотрудники полиции берут кредиты в банках, которые впоследствии погашают другие люди.

Полковник Валерия Сняткова организовала среди сотрудников УВД Мурманской области профсоюз, официально потребовавший от Баталова объяснений по целому ряду фактов, включавших и завышенные премии.

В настоящее время идет проверка результатов деятельности уволенного генерала Баталова. Все принципиальные сотрудники УВД области, а также простые жители, узнавшие благодаря СМИ о сложившейся ситуации, ждут, что всем представленным фактам будет дана соответствующая правовая оценка. Без этого вера жителей области и сотрудников полиции в справедливость будет окончательно подорвана!

http://murmanskanticorruption.ru/
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter