Сейсмическая активность в Мурманской области увеличилась почти в два раза

27 января 2010 в 09:03, Мурманская область
Сейсмическая активность в Мурманской области, как и на всей планете, за последние тридцать лет увеличилась почти в два раза. К такому выводу пришли ученые Кольского научного центра РАН. Данные были получены на основе мониторинга состояния земной коры. Кстати, в ушедшем году в нашем регионе зафиксирована почти тысяча подземных толчков. Несмотря на то, что Кольский полуостров характеризуется слабой сейсмичностью, время от времени здесь происходят события, вполне сопоставимые с тем, что случилось на Гаити.
Напомним, 13 января в 0 часов 53 минуты по московскому времени на территории одноименного с островом государства произошло землетрясение магнитудой семь баллов. По информации геологической службы США, очаг подвижки земной коры находился в 22 километрах от Порт-о-Пренса (столицы страны) на глубине всего 13 километров. Затем последовало еще несколько подземных толчков. Впрочем, выброс сейсмической энергии зафиксировали не только американцы. Сейсмоинфразвуковой комплекс, который расположен в Мурманской области, также отреагировал на гаитянское землетрясение.
О том, может ли произойти аналогичная трагедия в нашем регионе, мы побеседовали с руководителем сейсмостанции «Апатиты», главным ученым секретарем Кольского научного центра Российской академии наук академиком РАЕН Анатолием Виноградовым и заместителем директора по научной деятельности Кольского филиала геофизической службы РАН Юрием Виноградовым.
Ю. В.: Сейсмостанция построена в Апатитах еще в советские времена, в теперь уже далеком 1956 году. Правда, сейчас мы получаем информацию не только от старого комплекса, в который входят аналоговые длинно- и короткопериодные сейсмометры, производящие запись на фотобумагу, но и при помощи современной цифровой аппаратуры.
Почему не отказались от «дедовского» способа фиксации землетрясений? Старое - не значит плохое. Прежний комплекс пока не убираем, так как полученные с него данные передаем в Обнинск, куда стекается информация из всех региональных сейсмических центров, а также используем эти записи в качестве эталона при тестировании современной аппаратуры. Однако, как показывает практика, с цифровыми станциями работать лучше. Правда, это не значит, что они более чувствительные. Просто с них мы получаем информацию в реальном времени, со старых же датчиков - только после смены и проявки фотолент.
А. В.: Кроме этой станции в нашем распоряжении имеется первый в России эффективно действующий сейсмоинфразвуковой комплекс, находящийся в 19 километрах от города и состоящий из 11 сейсмических датчиков и 3 микробарографов. Кроме того, в Апатиты поступает вся информация от небольших станций, расположенных в разных частях Мурманской области и на архипелаге Шпицберген. Кстати, до 2008 года наш комплекс был единственным в стране. Сейчас аналогичные системы действуют на Камчатке и под Москвой.
- Как вы определили, что всплески на сейсмограмме и есть гаитянское землетрясение?
А. В.: Сравним данные, полученные в спокойный день и когда произошла трагедия. Обычно сейсмограф лишь чуть-чуть колеблется, обратите внимание - небольшое волнение. А в тот период он аномально быстро задергался. На сейсмограмме видны резкие, плотно прилегающие друг к другу сильные всплески.
Ю. В.: А так выглядит землетрясение на Гаити по данным с цифровой станции (показывает на мониторе компьютера изображение, отдаленно напоминающее кардиограмму. - Авт.). Вот этот первый толчок. Его очень хорошо видно. После получения информации мы высчитали силу и координаты толчков. Поэтому уверены, что сигналы вызваны гаитянским землетрясением.
- В Мурманской области возможны подобные землетрясения?
Ю. В.: На острове произошло не самое сильное сейсмическое событие. Его магнитуда равнялась 7 по шкале Рихтера. Такие случаются на планете 30-40 раз в году. Разрушения и значительные человеческие жертвы на Гаити вызваны тем, что эпицентр землетрясения находился практически под городом. В этом оно очень похоже на Спитакское 1986 года.
В нашей области столь сильные толчки маловероятны, но и более слабые могут нанести серьезный вред. Приведу пример. 17 августа 1999-го в Ловозерском горном массиве произошло мелкофокусное землетрясение с магнитудой 4. Его эпицентр находился в 10 километрах от Ревды. Ощутимые сотрясания поверхности в населенном пункте имели интенсивность 5-6 баллов по шкале МСК-64. Поэтому здания не пострадали. Разрушения начинаются при 7-7,5 балла. Однако расположенный прямо над эпицентром сейсмического события Умбозерский рудник сложился как карточный домик. Ведь там сотрясание поверхности достигло 8 баллов. Люди не пострадали лишь по счастливой случайности. В тот момент рабочих в шахтах не было.
Или другой пример. В 2008-м в районе острова Западный Шпицберген произошло достаточно сильное землетрясение с магнитудой 6,2. Интенсивность над эпицентром составила 8 баллов. На расстоянии 150 километров находились российские и норвежские поселки. Там это землетрясение ощущалось с интенсивностью всего 3,5-4 балла, и разрушений тоже не отмечено.
А. В.: На Гаити подземный толчок был хотя и не самый сильный, но располагался очень близко к поверхности земли. А последствия как раз и зависят от того, на какой глубине происходит землетрясение и каков масштаб выделения энергии. На Курилах и в Японии в год фиксируют до 10 землетрясений с большим выделением энергии. Однако они бывают на глубине примерно 300 километров, а потому, дойдя до поверхности земли, их сила гаснет. Людьми такие сейсмические события могут восприниматься как легкое потряхивание.
Кстати, 16 апреля 1989 года в районе Кировского рудника в Хибинах произошло землетрясение, чем-то похожее на гаитянское, но более слабое. Оно вызвало частичное обрушение стенок штольни и деформацию рельсовых путей в ней. 800 метров рельсов превратились в гармошку…
- Есть ли в Мурманской области опасные с точки зрения сейсмической активности участки?
Ю. В.: На Кольском полуострове выделяют три сейсмогенные зоны. Первая, включая город Колу, расположена вдоль разлома Карпинского, протянувшегося по Мурманскому побережью, там где поднимается Балтийский щит. Вторая - в районе поселка Териберка. Третья зона, на наш взгляд - самая опасная, находится в горле Белого моря и окрестностях Кандалакши. Кстати, при оценке сейсмичности той или иной территории обычно ориентируются на мелкомасштабные карты общего сейсмического районирования России 1997 года, на которых балл ожидаемой сейсмичности нашего края равен 6 по шкале МСК-64.
Однако более поздние исследования, в том числе Геологического института, выявили доказательства случившихся на Мурмане за последние 10 тысяч лет землетрясений с магнитудой до 7,5 по шкале Рихтера, что может вызвать сотрясаемость на поверхности до 9 баллов.
А. В.: Сейсмические события такой интенсивности в Мурманской области возможны. К счастью, их повторяемость - примерно раз в 10 тысяч лет. Старший научный сотрудник Геологического института Светлана Николаева, обследуя четвертичные отложения на побережье Баренцева моря, обнаружила, что 8 900 лет назад на Кольском полуострове происходили землетрясения до 8 баллов по Рихтеру. Чтобы было понятно: в этом случае начинают рушиться стены - появляются трещины, глинобитные сооружения разваливаются, лопаются магистральные газопроводы. Однако когда в Заполярье следует ожидать мощное землетрясение, никто сказать не может. Пока мы предполагаем увеличение числа слабых землетрясений магнитудой от 2 до 4.
- Есть ли необходимость увеличения числа сейсмостанций на Кольском полуострове?
А. В.: Три года назад координационный совет по промышленной и экологической безопасности при областном правительстве принял наше предложение о выделении средств для установки станций в районе Ловозерского массива, поселков Териберка и Ковда, чтобы контролировать сейсмически активные зоны. Однако по сей день на этих участках датчиков нет. Дело в том, что региональный закон «О промышленной безопасности» (сейсмология относится к классу промышленной безопасности) пока не принят, соответственно, средства из областного бюджета не могут быть выделены. Мы получили несколько цифровых датчиков по линии геофизической службы России. Но их количество явно недостаточно.
Ю. В.: Сейчас у нас действуют 6 станций, причем две на Шпицбергене. Для сравнения: на острове Хоккайдо установлено около тысячи станций. Мне кажется, было бы оптимальным создать региональную сеть сейсмического мониторинга, дополнив ее как минимум четырьмя-пятью цифровыми станциями, расположенными в районах с повышенной расчетной интенсивностью землетрясений
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter