Кому в Заполярье нужен газ?

30 апреля 2018 в 11:57, Мурманская область
26 апреля Марина Васильевна Ковтун держала отчет перед Облдумой. В этот раз лейтмотивом выступления стали тарифы на услуги ЖКХ, в частности, на отопление. Губернатор по традиции заявила о необходимости сдерживания тарифов, что ни для кого не явилось новостью – местный прайс и так один из самых высоких по стране. Тем не менее, Марина Васильевна не преминула указать и на пути выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации и провозгласила лозунг, вызубренный еще к заседанию в СовФеде: «Региону нужен газ!».

Как заявила Марина Васильевна в ходе недавнего «Часа субъекта РФ» в Совете Федерации, отсутствие газификации региона – одна из главных проблем Мурманской области. По ее мнению, именно здесь кроется причина регулярных перебоев в теплоснабжении населенных пунктов.

Подобное заявление жителями региона было встречено с некоторым недоумением. Напомним, переговоры по газификации Мурманской области ведутся уже не первый год. О необходимости перевода области на «стабильное в своем ценообразовании, эффективное и экологически чистое топливо» заявлял еще губернатор Дмитриенко.

О важности газификации Кольского полуострова говорил и Владимир Путин в 2011 году. «Газпром» взял под козырек и в том же году утвердил «Генеральную схему газоснабжения и газификации Мурманской области». Основной упор делался на то, что к 2014-2016 годах в регионе появятся элементы инженерной и сырьевой базы проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Но уже в 2013 году «Газпром» пересмотрел свои инвестиционные планы.

В 2014 году правительство Мурманской области озадачилось прогнозом энергопотребления, для чего был проведен масштабный энергоаудит объектов коммунальной сферы и энергетического хозяйства области. Исследования показали отсутствие роста и даже некоторое снижение уровня потребления энергоносителей в коммунальной энергетике региона. То есть предстоящая газификация не могла иметь цели покрытия энергодефицита в регионе. Что же касается разработки Штокмановского месторождения, то еще в 2013 году Марина Ковтун открыто называла проект по Штокману мифом. Все же прочие проекты на сегодняшний день вызывают серьезные сомнения с точки зрения экономической целесообразности.

Во всяком случае, если речь идет о проброске газовой ветки с Кольского полуострова до газотранспортной системы Северо-Запада. Более чем лаконично и доходчиво свое мнение по этому поводу высказал пресс-секретарь председателя правления ОАО «Газпром» Сергей Куприянов в 2014 году: «Какой газопровод? Он золотой будет!»

Буквально год назад о бесперспективности газификации региона высказывался и министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Гноевский. «Сегодня газ нам не выгоден […] в первую очередь «Газпрому», – сообщил министр. – Труба у нас заканчивается в Петрозаводске, другим способом, как из Петрозаводска сюда газ не доставить. Нам не нужен газ любой ценой, чтобы он был золотой. Если доставлять его сюда, то он будет дороже, чем мазут, уголь». Таким образом, по словам Гноевского, на сегодняшний день по той газотранспортной системе, которая существует в Российской Федерации, газ для Мурманской области нерентабельный.

И даже если предположить, что федеральный центр широким жестом выделит необходимые миллионы и миллиарды, есть большая вероятность того, что эти самые деньги в самом буквальном смысле окажутся «зарыты в землю».

В 2012 году председатель комитета по энергетике и ЖКХ Облдумы Вячеслав Безуглый высказывал серьезные опасения по поводу целесообразности вложения средств в прокладку газопровода. Помимо проблем с высоким классом опасности пропана-бутана и наличием специалистов соответствующего уровня для обслуживания нового оборудования, он называл еще и климатические особенности региона.

«Необходимо будет установить насосы и горелки, смонтировать испарители, заглубить в землю газгольдеры. При чем, учитывая наши отрицательные температуры, для испарения бутановой составляющей СУГ, газгольдеры придется заглублять ниже точки промерзания, а там могут быть препятствия в виде скального грунта или, наоборот, осадочных пород»,— пояснял Безуглый.

В случае же более чем близкой перспективы разработки Штокмановского месторождения, вся выстроенная и выстраданная инфраструктура окажется не у дел. Конечно, областным властям к такому результату своих начинаний не привыкать: они уже установили ветряки, не приспособленные к заполярным температурам. Итог: ветряки сломаны, миллионы, отданные на программу развития альтернативных источников энергии, пущены по ветру.
Потому очередные заявления и выступления Марины Ковтун на тему привозного газа, на наш взгляд, выглядят банальным популизмом.

Интересна еще одна линия развития событий. Переговоры о газификации правительство Мурманской области вело не только с Газпромом, но и с еще одним промышленным гигантом – «Роснефтью». Еще в 2013 году Игорь Сечин и Марина Ковтун подписали договор о сотрудничестве при реализации проекта Мурманского транспортного узла.

Помимо всего прочего, в договоре шла речь и о возможностях развертывания на территории региона объектов нефтеперевалки, нефтепереработки и автономной газификации. И тут вспоминается история с Мурманским морским рыбным портом, который в последние годы взял курс на перепрофилирование. После смены собственника от ММРП стали отпочковываться «дочки» с интересными названиями: ООО «Эко ойл» (основной вид деятельности – «Транспортирование по трубопроводам нефти») и АО «Нефтеперевалочный комплекс» («Производство нефтепродуктов»).

Не потому ли областные власти хранят стоическое спокойствие, наблюдая за крахом рыбной отрасли в регионе, что подобные пертурбации с одним из стратегически важных предприятий страны отвечают интересам определенных финансово-промышленных групп?
Примечательно, что в соцсетях инициатива Марины Васильевны была встречена без энтузиазма: горожане боятся газа в многоквартирных домах.

И в самом деле, взрывы газа, которые регулярно фиксируются в многоэтажках по всей стране, вызывают опасения. В самом Мурманске не далее как в марте в результате взрыва бытового газа обрушилась часть жилого дома, похоронив под собой двоих человек. Еще шестеро пострадали.

Санкт-Петербургским Законодательным собранием месяц назад в Государственную Думу был внесен законопроект об обязательной установке счетчиков утечки бытового газа. По мнению депутатов, подобные меры могут сократить риски возникновения пожаров и взрывов. В ноябре же 2017 года в Госдуму был внесён законопроект, который предполагает запрет на проектирование многоквартирных домов, в которых используется газ в жилых помещениях. К примеру, в той же Москве новостройки не газифицируются, а застройщики переводят потребителей на электрические плиты.

Так куда же тянет область Марина Ковтун? Вперед в прошлое? Интересная получается ситуация: газ в регионе не только не выгоден, но, по сути, и не нужен, так как вложения в прокладку газопровода или в его поставки в сжиженном виде не подкрепляются спросом. Потому вдвойне непонятно, почему после многих лет расчетов и исследований губернатор вдруг вновь подняла эту тему в Совете Федерации? Обычно подобное поведение именуется аббревиатурой «ВБД» — видимость бурной деятельности.

Источник: http://murmanskanticorruption.ru/2018/04/30/%...0%b7/
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter