Осторожно, Хибины!

26 апреля 2018 в 10:00, Мурманская область
В руководстве Мурманской области снова заговорили о туристической сфере и в первую очередь о растущем интересе к Хибинам. Возникает вопрос: насколько оправданны ожидания от турбизнеса, и не придется ли в очередной раз вспоминать легендарного Виктора Степановича Черномырдина с его незабвенным «хотели как лучше…».

Природа, действительно, очень щедро наделила Мурманскую область. Не обошла она своим вниманием и Хибины, куда начал расти туристический поток. Но причина, скорее всего, не в заслуге региональных властей, создающих замечательные условия для отдыхающих, а в том, что отдых за рубежом становится с каждым годом все дороже. Количество же «заболевших» горнолыжным спортом в стране не уменьшается.

Какие проблемы могут ожидать власти региона в связи с возрастающим, «по вине санкций», потоком туристов?

Лавины и фрирайдеры-невидимки

В первую очередь, это увеличивающееся количество так называемых фрирайдеров, на которых руководство региона предпочитает совсем не обращать внимание, так как доход от них меньше, чем от обычных горнолыжников, а вот проблем больше. Но хочется напомнить, что это такие же граждане нашей страны, как любые другие.

Фрирайдеры – это те, кто катается по горным склонам вне проложенных трасс. В России подобного увлечения раньше не было, но сейчас оно начинает набирать популярность. Естественно, увлечение достаточно опасное, и люди, занимающиеся им, гибнут очень часто.

К сожалению, невозможно найти информацию о том, что власти Заполярья создают какие-то специальные программы для уменьшения опасности подобных увлечений. В первую очередь разговор идет о сходах лавин, которые в Хибине очень часты. В Кировске сложился свой, особый микроклимат: снег ложится на две недели раньше, чем в соседних Апатитах, и тает на две недели позже. А высокие сугробы давно стали визитной карточкой города. Высокий сезон в Хибинах очень лавиноопасный, и первая в СССР лавинная служба была создана именно в Хибинах. В то время лавины сходили на Кировск, люди гибли десятками, пока не были построены специальные дамбы. Но и до сих пор под снежными обвалами ежегодно получают повреждения или гибнут люди.

Например, совсем недавно, 10 марта, в Кировске со склона горы Айкуайвенчорр сошла лавина, под которую попали два человека. На этот раз закончилось относительно «удачно» — все выжили: один из пострадавших смог выбраться сам, другому помогли. Но, хотя люди остались живы, у врачей есть подозрения на переохлаждение и травмы. Месяцем раньше, в феврале, под лавиной погиб один человек. В январе прошлого года под лавину попали 11 человек, из которых один погиб. И этот список можно продолжать долго, так как подобные события происходят ежегодно.

Жаль, что власти Мурманской области обращают недостаточное внимание на этот вопрос, особенно если они планируют развивать туристическое направление в регионе.

В первую очередь, разговор идет об обучении туристов. Чтобы сформировать минимальные навыки, связанные с предупреждением этой опасности, нужно два-три дня. Например, на курсах Канадской лавинной ассоциации есть любительские курсы двух уровней — level 1 и level 2, и три профессиональных уровня.

В России всего пять-шесть мест, где проводят лавинные курсы. Но их и курсами-то назвать нельзя. По большей части это два часа теории и два часа практики — введение, ознакомление, так что их уровень можно оценить как level 0.

И когда региональные власти, во главе с губернатором Мариной Ковтун, пытаются рекламировать курорты Мурманской области и торопятся считать потенциальный доход от туристов, они в первую очередь должны подумать о людях. О том, как обеспечить их безопасность: взять на контроль приезжающих, найти специалистов и подготовить качественные курсы безопасности.
Защитить природу от… человека

Следующая проблема Хибин – это не защита людей от природы, а наоборот, — защита уникальной природы от людей. И здесь снова не видим патриотичной позиции власти и губернатора Марины Ковтун, хотя Мурманская область для нее и родная.

Естественно, речь идет об экологии и о создании в Хибинах национального парка. Разговор об этом ведется уже более 100 лет. Сама идея создания национального парка была выдвинута географом Семеновым-Тян-Шанским. В 2016 году начался сбор подписей мурманчан под петицией председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой создания в Хибинах национального парка. Наконец, в 2018 году Медведев подписал постановление о создании национального парка «Хибины» с территорией почти в 85 тыс. га. Теперь предстоит сложная работа по межеванию территории и решению ряда других текущих вопросов.

Хибины – это действительно уникальное по красоте место, с огромным количеством редких растений. Проблема, с точки зрения экологии, заключается в том, что Хибины одни из самых доступных на постсоветском пространстве гор для пешего туризма. Кроме того, Хибины — это крупнейшее в мире месторождение апатитовой руды.

Соответственно, приходится не только решать вопросы с крупными финансово-промышленными группами по разработке месторождений, но и обеспечивать безопасность. Ведь поток туристов возрастет, отсюда заблудившиеся, переохладившиеся туристы и те, кто разводит костры.

Чтобы туристическая отрасль действительно приносила хороший доход в бюджет региона, необходимы инвесторы и серьёзные вложения в инфраструктуру. Нужны гостиницы западного уровня, транспортное сообщение, соответствующей сервис. Также нужно правильно просчитать вложения, чтобы не получилось, как с канатной дорогой: в нее вложили бюджетные средства, но пока дорога регулярно показывает убытки. До настоящего времени успешного опыта в области туризма у властей Заполярья, на наш взгляд, не было.

С момента подписания постановления о создании национального парка его территория формально выходит из-под контроля региональной власти. Так что теперь ни гостиницу, ни дачу не построишь. И главное – все вопросы по разработке месторождений уже не в компетенции региональных властей. Можно предположить, что именно поэтому Марина Ковтун в то время, когда жители собирали подписи под петицией Медведеву, даже не попыталась использовать свои связи в правительстве, чтобы сохранить уникальную природу Хибин. Скорее, губернатор была на противоположной стороне и использовала связи, чтобы максимально отсрочить подписание указа о создании национального парка. Наверняка ей не хотелось потерять контроль над территорией. И то, что указ, наконец, подписан, может говорить и о том, что действующий губернатор Марина Ковтун уже не видит себя в этой должности и готовится оставить пост. А, значит, активных действий региональной власти в решении вышеперечисленных проблем тоже ожидать не приходится.

Анатолий Алексеев

Источник: http://murmanskanticorruption.ru/
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter