Стремительная алкоголизация сегодня стала настоящей бедой России

13 января 2010 в 09:56, Мурманская область
Если посчитать все последствия - от совершенных в пьяном угаре ДТП до болезней, вызванных злоупотреблением горячительными напитками, то получится, что ежегодно пьянство сокращает население страны на 750 тысяч человек. Как бороться с этим злом? Как добиться отрезвления страны? Об этом шел разговор за «круглым столом» в редакции «Мурманского вестника».
Его участниками стали члены общественного совета при УВД по Мурманской области. Трое из них одновременно представляли Общественную палату Мурманской области - директор «Бункерной компании «Лидер» Юрий Мананков, руководитель общественной организации «Лотос», адвокат Любовь Вертинская, директор Еврейского благотворительного центра «Сияние Хэсэда» Диана Раскина. От имени общественности выступали также председатель «Конгресса женщин Кольского полуострова» Светлана Паршкова, руководитель кризисного центра для женщин «Приют», ассистент кафедры социальной психологии МГПУ Мария Штылева, руководитель представительства «Российского кадетского братства», директор веб-студии «Полярные волки» Олег Федоров, исполнительный директор регионального отделения Союза армян России, старший преподаватель МГТУ Овсеп Какосян, священник кольского Благовещенского храма отец Алексей. Официальные власти представляли ответственный секретарь комиссии по правам человека и реабилитации жертв политических репрессий при правительстве области Александр Патрикеев, главный специалист-эксперт отдела управления Роспотребнадзора Ольга Котлярова, начальник отдела развития потребительского рынка администрации Мурманска Ольга Яшутина. Точку зрения органов правопорядка представляли сотрудники УВД по Мурманской области - заместитель начальника УВД Эрик Хисматуллин, начальник пресс-службы Людмила Рудакова, начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Сергей Орлов, замначальника управления по профилактике в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства Сергей Паутов и замначальника УБЭП Игорь Михайлов.

ЛТП - еще не забытое старое…
Юрий Мананков: Распространение алкоголизма не может не волновать всех разумных людей. И особенно тревожит алкоголизация подрастающего поколения. Надо серьезно подумать, как противодействовать этому злу. Одним правоохранительным органам с ним не справиться, нужны совместные действия, в том числе и рука об руку с общественными организациями. Необходимо распространять неравнодушное отношение к этой проблеме. Поделюсь собственным опытом. Иду как-то вечером по улице Карла Либкнехта, смотрю, двое ребятишек, которым лет эдак по 13-14, остановили какого-то дядю и попросили купить им пиво. Он согласился. Пришлось буквально за шиворот хватать, от ларька оттаскивать. Говорю ему: «А если бы это твои дети были? Ты понимаешь, что творишь?» В общем, считаю, нужна особая программа, как с таким отношением, с попустительством злу бороться. Но вначале хотелось бы узнать более подробно об общей ситуации в нашей области.
Сергей Паутов: Рынок алкоголя делится на три части. Первая - это легальная, лицензированная торговля в магазинах и торговых центрах. Вторая - продажа спиртного в неразрешенных местах - с лотков, в ларьках, с автомашин, в квартирах. И наконец, третья, самая для нас проблемная часть - продажа алкоголя в магазинах бытовой химии. Она является завуалированной формой торговли без лицензии. Если говорить о цифрах, то только по линии нашего управления в 2009 году было зарегистрировано 46 преступлений в сфере оборота алкогольной продукции. 4 из них были связаны с незаконным предпринимательством или незаконным сбытом, а 42 - с продажей спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности покупателя. Нами изъято почти 1300 литров спиртного на сумму более чем в миллион рублей. За этот же период зафиксировано 39,6 тысячи административных правонарушений, связанных с распитием алкоголя в общественных местах и появлением на улицах в нетрезвом виде. Заметную их часть совершили несовершеннолетние. За год в медвытрезвители доставлено 10 тысяч 330 человек…
Овсеп Какосян: А чем вам общественность может помочь в этом? Мы думаем, что требуются новые специальные учреждения, где станут лечить больных людей.
Сергей Паутов: На мой взгляд, нужно возрождать лечебно-трудовые профилактории, которые действовали раньше. Полезное было дело! Сам был участковым - помню, пригрозишь вроде бы неисправимому пьянице, что его отправят в Оленегорск, в тамошний ЛТП, и это сразу оказывало нужное действие. Нередко человек остепенялся. Может, следует в Государственную думу с этим вопросом обратиться?
Юрий Мананков: Вот как раз и думаем об этом.

Горький осадок в пивной бутылке
Юрий Мананков: Еще один момент - пиво. Против самого напитка ничего не имею, но парадоксально, что в отличие от других стран в России оно не считается алкогольной продукцией. Этот парадокс, считаю, надо срочно ликвидировать. Как сделали это в некоторых государствах: меньше 1,2 градуса в напитке - он слабоалкогольный, если же больше - то крепкоалкогольный.
Диана Раскина: Я часто прохожу и по улице Челюскинцев, и по улице Карла Либкнехта и каждый раз пытаюсь сосчитать: сколько там и какого вида пива продается? Но это просто невозможно. Причем все доступно с раннего утра и до поздней ночи. По наивности своей думала, что весь алкоголь с 23.00 уже запрещено продавать. А оказывается, после этого времени свободно идут с прилавков спиртосодержащие напитки до 15 градусов! Так о какой же борьбе с алкоголизмом в таком случае можно говорить?.. А взять места, где проходят массовые мероприятия, вроде площади Пять Углов. Ну зачем там этот киоск стоит - чтобы в нем любой малец мог приобрести пиво? Я видела передачу о Швеции, так вот там если несовершеннолетнему продадут спиртное, то продавца ждет огромный штраф. А у нас что? Каких-то пятьсот рублей!
Юрий Мананков: К сожалению, на пиво ограничения по времени продажи не распространяются. Мы сейчас хотим подготовить письмо и поднять в нем вопрос чрезмерной доступности алкоголя. Как представляется, одна из важных мер противодействия алкоголизации общества - это сделать спиртное менее доступным.
Диана Раскина: Да мы сами и толкаем несовершеннолетних на пьянство!
Светлана Паршкова: Я не понимаю того, как у нас в государстве строится политика борьбы с пьянством. Мы же лукавим перед собой: с больших экранов говорим, что надо противодействовать алкоголизму, и в то же время пиво продается на каждом шагу! Можно выйти на улицу хоть в тапочках и купить столько, сколько нужно. Стоит ли удивляться росту алкоголизма среди молодежи!
Сергей Орлов: За одиннадцать месяцев органами внутренних дел области зафиксировано более 1800 фактов нарушения несовершеннолетними законодательства об обороте алкоголя. Причем почти в половине случаев речь идет о подростках, не достигших 16 лет. Кстати, ответственность при этом всегда возлагается на родителей. Нас очень беспокоит пивная алкоголизация молодежи. Но с этим трудно бороться: штрафы невысокие, а что касается лечения… Знаете, странная какая-то ситуация: по нашим законам подростка в возрасте до 15 лет можно лечить только с согласия родителей, а после несовершеннолетний уже сам решает, лечиться ему или нет. Ну какой же родитель согласится с тем, что его сын - алкоголик? Какой несовершеннолетний признается в том, что он запойный пьяница? Нужно менять наши законы, приводить их в более соответствующие сегодняшним реалиям формы. И шире привлекать к борьбе с алкоголизмом те же волонтерские движения.

Культуру - выше, штрафы - круче
Юрий Мананков: Я предлагаю обратиться в Госдуму, чтобы законодатели больше внимания уделили конкретным вопросам борьбы с пьянством. И в частности, приняли решение по поводу излишней доступности пива.
Олег Федоров: Полностью согласен. Считаю, что нужно уменьшить количество мест, торгующих спиртным. Как пример: в Швеции таких торговых площадок - на всю страну, заметьте - всего четыреста. А у нас в одном Мурманске раза в два больше! Но просто запрещать - не выход из положения. У нас же как порой бывает: начинает государство ограничивать изготовление и продажу водки, производители немедленно переключаются на пиво. Власти плотно берутся за пиво, производители в ответ выбрасывают всякие там энергетические напитки. И еще одно замечание: молодежь почему хватается за алкоголь? Да потому, что ею никто не занимается, она, по сути, предоставлена сама себе, никому не нужна!
Овсеп Какосян: Я вот что еще хочу сказать: у нас народ очень талантливый, сообразительный - всегда найдет выход из положения. Одними запретами и повышениями цен на водку проблему действительно не решишь, поскольку люди не привыкли выполнять законы. Нужно больше внимания уделять воспитанию, и начинать с детского сада, со школы. И прививать культуру. Культуру поведения в быту, культуру употребления алкоголя.
Ольга Яшутина: Сегодня, к сожалению, закон не позволяет ограничить продажу того же пива. Мы можем только следить, чтобы она не велась ближе пятидесяти метров от образовательных учреждений. Но и то предприниматели возмущаются и порой норовят устроиться чуть ли не рядом со школьной оградой. И никакие штрафы не помогают! Мы тут с прокуратурой проводили как-то проверку. Нашли такого торговца, сказали, что будет оштрафован. А он спокойненько так достает триста рублей: «Вот, пожалуйста. Но я как продавал здесь, так и буду продавать. И готов хоть каждый день штрафы платить!» А вот было бы не триста рублей, а триста тысяч - глядишь, и задумался бы, стоит ли нарушать закон.

Зона нетерпимости
Эрик Хисматуллин: Проблема алкоголизации сегодня действительно стоит очень остро. А в будущем она может просто взорваться: мы получим спившихся с детских лет уродов, готовых на любое преступление. Я предлагаю обратиться к губернатору с предложением создать новую программу профилактики алкоголизма. Причем принимать ее следует под конкретный бюджет. И уже в июле следует обсудить ее основные пункты, если мы хотим, чтобы финансирование было предусмотрено в 2011 году. Я понимаю, что кризис и свободных денег нет, но нужно постараться отыскать какие-то средства. Хотя бы на начальную стадию программы.
Александр Патрикеев: Действительно, может, пока стоит говорить не о финансировании всей программы профилактики, а только о реализации ее отдельных этапов?
Овсеп Какосян: А вот у меня есть такое предложение - пусть оно и покажется несколько утопическим. Надо объявить Мурманскую область зоной нетерпимости к алкоголизму, разработать пиар-акции, которые позволили бы сделать так, чтобы люди, и в первую очередь дети, стали нетерпимы к алкоголикам.
Юрий Мананков: Может, стоит еще запустить на телевидении социальную рекламу? О вреде спиртного. И чтоб шла постоянно, и была более зрелищной, более доходчивой и запоминающейся. Чтобы сразу воздействовала на человека!
Светлана Паршкова: И лечение должно быть. Пусть даже принудительное, но оно должно вестись обязательно
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter