Директор Кольской АЭС Василий ОМЕЛЬЧУК об экологии и не только

23 декабря 2009 в 08:55, Полярные Зори
XXI век вынуждает нас по-иному смотреть на атомную энергетику. Причем не только политическую и экономическую ее составляющие, но прежде всего экологическую. Ту, что связана с самим существованием человеческой цивилизации.
Новый этап развития атомной энергетики начался с конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 году. И хотя совсем незадолго до того, в 1986-м, случилась трагедия в Чернобыле и память о ней резала сердца, все-таки крупнейшие ученые мира признали, что без атомной энергии путь в будущее невозможен.
Основной документ, принятый в Рио, называется «Повестка дня на XXI век». В нем были обозначены условия, нужные для устойчивого развития всех стран мира, и главное из них - бережное отношение к природе и природным ресурсам.
Будем конкретными.
Кольский полуостров - один из богатейших регионов страны. Здесь работают крупнейшие горнодобывающие комбинаты. Надо ли говорить, сколько требуется усилий, чтобы сохранить хрупкую северную природу?!
А теперь представим себе, будто каждый день по единственной железной дороге, соединяющей Большую землю с Мурманском, идут десятки составов с углем! Интервал между ними не более двадцати минут - именно столько потребовалось бы угля на Кольском полуострове, если бы здесь не было атомной станции. С ее работой связывают северяне сохранение природной среды, и убеждать их в этом уже не требуется: многочисленные опросы показывают, что преобладает именно такая точка зрения.
Правы ли они?
Мы беседовали с директором Кольской АЭС Василием Васильевичем ОМЕЛЬЧУКОМ о многих проблемах, но все-таки главной среди них была экология Севера.
Кстати, сам Омельчук родом из южных краев - из Одессы. Но, однажды попав на Север, остался здесь. Конечно, нашлась любимая работа, но и притяжение Севера сыграло свою роль.
- Давно вы в Заполярье?
- Работаю на Кольской атомной с октября 1975 года. Правда, перерыв был два года - меня командировали руководителем группы советских специалистов по эксплуатации на АЭС в Венгрию. Потом вернулся сюда. Это было в 1988 году.
- В 75-м кем начинали?
- Как и все мои коллеги-сверстники начинал работать с низших должностей. Я был оператором реакторного отделения, а потом прошел по всем ступенькам - их больше десятка. Был и начальником цеха, и заместителем главного инженера, затем главным инженером и вот теперь - директор.
- Итак, в чем особенности вашей станции?
- Наверное, на всех АЭС говорят, что их станция особенная. Не исключение и Кольская. Во-первых, она находится в Заполярье, и в этом районе она самая крупная. В мире нет такого значительного опыта эксплуатации больших атомных объектов в столь высоких широтах.
Вторая особенность: мы очень старые - нам уже значительно больше 30 лет, именно такой срок был первоначально определен для жизни атомного блока.
И еще мы особенны тем, что первыми начали заниматься стратегией продления срока эксплуатации. Первому нашему блоку 36 лет. Он был запущен 29 июня 1973 года. Соответственно, мы уже шесть лет работаем сверх проектного срока службы. То есть мы так организовали работу, чтобы это сделать. Это впервые, а потому сложно и интересно. Мы продлили срок эксплуатации первых двух блоков на 15 лет.
Конечно, впереди нас была Нововоронежская станция, поскольку она пускалась раньше на год и им необходимо было получать разрешение на эксплуатацию. Но они опирались на наш опыт, а потому прошли этот этап успешно.
Нас отличает то, что мы не останавливали на длительный срок свои блоки, укладывались практически в плановые сроки. Мы останавливали блоки на 80 и 100 суток. А другие атомные блоки, которые проходили процедуру продления срока эксплуатации, останавливались на более длительное время - от года и выше.
И, наконец, еще одна наша особенность - какая по счету, я уже сбился - состоит в том, что у нас довольно стабильный коллектив. Текучесть кадров на станции самая низкая, она составляет менее одного процента в год и всегда была такой. Естественно, чем стабильнее и теснее коллектив, тем он сплоченнее, квалифицированнее, патриотичнее, а потому способен решать задачи любой сложности.
Да, еще об одном следует сказать. Мы любим не только станцию, но и место, где живем. У нас город создавался для АЭС. Это город энергетиков, и мы являемся потребителями всего, что у нас есть в городе. Поэтому мы заботимся не только о хорошей работе нашей станции, но и об окружающей среде, о природе. Утверждаю, что атомная станция - это одно из чистейших предприятий, которое вообще-то выдумало человечество.
- В таком случае мы готовы выслушать ваши размышления на тему «Как АЭС сохраняет природную среду».
- Если говорить сухим профессиональным языком, то могу со всей ответственностью заявить: влияние Кольской АЭС на окружающую среду ничтожно. Сегодня мы достигли таких уровней влияния, которые вообще оценить невозможно. Приборы, которыми пользуются во всем мире, ничего не показывают, они не улавливают какого-либо отрицательного влияния Кольской атомной станции на природу.
Единственное, что можно увидеть и ощутить, это то, что вода после наших турбин нагревается приблизительно на 10 градусов и сбрасывается в канал. Вода зимой не замерзает, и в этом немало положительного. Здесь находится рыборазводное хозяйство. Результаты работы поразительные: выращивается форель, ведутся эксперименты по выращиванию осетров. Уже восемь лет живут здесь осетры, прекрасно себя чувствуют в условиях Заполярья, достигли уже громадных размеров…
Что же касается радиационного воздействия, то любой житель нашего региона, а также страны и мира может посмотреть в режиме онлайн состояние радиационной безопасности вокруг Кольской станции. Мы включены в единую государственную и отраслевую систему радиационного мониторинга окружающей среды в районе атомных объектов. Впрочем, можете и не смотреть: заверяю, никакого отрицательного влияния нашей АЭС нет.
Мне нравится выражение одного из наших директоров, которых, кстати, за сорок лет было всего пять по счету, я - шестой. Директор говорил: «Кольская атомная станция работает в режиме фильтра. Мы забираем более грязный воздух, фильтруем его на своих установках и через вентиляционные трубы выбрасываем уже чистый воздух. Мы забираем загрязненную воду, чистим и сбрасываем более чистую».
В его словах есть большая доля правды.
- Контроль осуществляет лаборатория?
- У нас действует целая служба, которая занимается всем комплексом работ по контролю, получению разрешений, выработке методик, подготовке нормативов влияния на окружающую среду. Такой службы, как у нас, нет, пожалуй, ни на одном предприятии Мурманской области. Мы открыты для государственных органов, которые занимаются регулированием влияния на окружающую среду, никого и ничего не скрываем, честно рассказываем, показываем, представляем. Сначала нам не верили, теперь верят!
Мы взаимодействуем со всеми природоохранными организациями, ведем большую работу со школьниками, рассказываем им о станции, в том числе и о том, как бережем природу.
Кстати, в последние годы вокруг появляется все больше зверюшек. В километре от АЭС находится блокпост, там постоянно встречаются лисы, много появилось белок и зайцев. Да и волков немало. Рядом со станцией лосей видели, однажды забрел медведь. На мой взгляд, это свидетельствует и о благоприятной обстановке, и о том, что здесь живут нормальные люди, которые не гоняются за птицами, зайцами и прочей живностью, так как берегут природу - красоту, которая нас окружает.
Я не знаю, следует ли этим гордиться, но лично я - горжусь!
- А перспективами атомной энергетики?
- Поскольку по образованию я атомный энергетик, в других отраслях не работал, то всегда верил, что наша отрасль очень перспективна. Я считал, что Чернобыль, реакция в мире на происшедшую трагедию, боязнь и страх перед атомными станциями, их отторжение - все это явление временное.
Мои надежды оправдались сегодня. Происходит новый виток развития нашей отрасли - правда, не все получается, как хотелось бы, так как двадцать последних лет застоя дали о себе знать. Во всех направлениях есть определенные утраты, но больше всего пострадала индустрия, атомное машиностроение. Но один блок в год вводить мы можем. Кроме того, Россия строит атомные блоки за рубежом - это Иран, Китай, Индия.
Я всегда верил и верю сейчас: пока человечество думает или разрабатывает новые источники энергии, атомная энергетика - это самый надежный и самый правильный источник энергии у нас в России.
Почему в России? Да потому что у нас он освоен. И нам сегодня намного и экономически, и стратегически, и политически выгоднее развивать и использовать атомную энергию. Вот то, что много так называемых экологических организаций выступает против атомной энергетики, тоже естественно. С одной стороны, они стимулируют нас на разработку абсолютно надежных технологий, а с другой - они не столько против атомной энергетики выступают, сколько против всего, что загрязняет окружающую среду. Я считаю, что мы своей работой и своим подходом к развитию новых технологий показываем, что атомной энергетике нужно и можно доверять.
Символично, что именно жители Мурманской области еще в 1992 году высказались за развитие атомной энергетики на Кольском полуострове. Они понимают, что здесь и энергия нужна, и сохранять природу тоже необходимо. Сделать это без АЭС невозможно.
В перспективе - строительство Кольской АЭС-2. Но ее появление зависит от развития экономики. Как местной, так и всей России.
- Рассказывают, что у вас появился новый уникальный комплекс по переработке ядерных отходов?
- Да, это так. Комплекс пока единственный в России. Его назначение - переработка жидких радиоактивных отходов. Их мы храним на территории Кольской АЭС в специальных хранилищах. Храним надежно, но по нормативным требованиям они могут считаться полностью безопасными, если переведены в безопасную форму, то есть если они сконденсированы. Но соответствующей технологии не было не только у нас, но и в мире.
Мы довольно долго создавали такой комплекс - где-то около 15 лет. Сначала были лабораторные работы, потом опытно-промышленные исследования. Нам, конечно же, помогали многие организации. В конце концов мы создали и освоили технологию, которая позволяет сократить количество радиоактивных отходов в 50 раз!
Но технологии мы еще дорабатываем. Производительность комплекса сегодня - 3 тонны готового продукта в неделю, но нам нужно вдвое больше. С нами работает большая наука, причем все, что предлагают ученые, мы реализуем буквально через месяц. Понимаем, что только в единении с передовой наукой можно рассчитывать на успех. Другие станции реализуют подобные комплексы, но пока нигде они еще не введены даже в опытную эксплуатацию.
Так что и в этом направлении Кольская АЭС немного впереди остальных.
- А если подвести итог?
- В 1989 году мы с директором Юрием Васильевичем Коломцевым провозгласили, что, несмотря ни на что, начинаем подготовку к продлению срока эксплуатации. Мы не верили, что такие блоки можно просто так взять и закрыть. Надо было довести эти блоки до международных стандартов, сделать из них конфетку.
И вот с 1989 года было реализовано более 700 проектов по повышению надежности и безопасности. Мы потратили на это более 400 миллионов долларов. Мы повысили безопасность более чем в 100 раз! Сегодня наши блоки отвечают всем современным требованиям как национальным, так и международным.
…Сейчас часто речь заходит об альтернативных источниках энергии. Кто же будет спорить: конечно же, их надо использовать.
Там, где много солнца, нужны солнечные батареи - пусть греют дома и дают свет.
Там, где есть приливы, должны появиться электростанции, использующие их энергию.
Там, где текут бурные реки, пригодятся мини-установки.
Ну а при наличии стада коров или баранов большая польза от биореакторов…
И, безусловно, при сильных ветрах незаменимы ветряные вертушки…
А теперь посмотрите в окно и выйдите на крыльцо вашего дома: есть ли у вас ветер, солнце, морские приливы и тучные стада животных?
К сожалению, все эти источники энергии не дадут ее столько, сколько нужно для наших городов, поселков и деревень, а также для заводов и ферм. Они просто не смогут ее выработать.
Так что не будем воевать с ветряными мельницами, а реально посмотрим на мир, в котором живем. Не обойтись нам без атомных станций до тех пор, пока не появится нечто новое.
Что именно? На этот вопрос смогут ответить лишь наши потомки…
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter