И снова здравствуй, ненавязчивый...

15 декабря 2009 в 09:11, Мурманская область
Не так давно северяне узнали, что вскоре между Мурманском и Москвой начнет курсировать новый фирменный поезд. Приятная новость, подумалось мне, вот бы прокатиться с комфортом в таком вагоне - с кондиционером, электронным табло и окнами со стеклопакетами! Однако когда это еще будет, да и один поезд погоды для мурманчан не сделает.

С такими вот мыслями полмесяца назад я садилась в вагон, который должен был доставить меня в белорусский город Бобруйск. Сразу оговорюсь, фирменным он не был, но комфорт ощутила сразу. Приветливые улыбки проводников, уют, чистота и тепло встречали пассажиров с первой же минуты, как они заходили в вагон, причем, заметьте, плацкартный. Не успел поезд дойти до Колы, а приветливые хозяйки тут же предложили пассажирам горячий чай.

Предусмотрительные северяне, получая пакеты с бельем, просили обеспечить их одеялами - вдруг из окон задует. Но утепление так никому и не понадобилось, надежные стеклопакеты хранили комфортную температуру всю дорогу. Работающие кондиционеры, электронные табло, график уборки вагона - все это для многих пассажиров было непривычно. Не приучены мы, честно говоря, к такому сервису.

Но больше всего удивила чистота в туалетах, которая поддерживалась всю дорогу. Жидкое мыло, рулоны бумаги, теплая вода. Приятные ароматы хороших освежителей заставляли забыть пассажиров ближних мест о нежелательном соседстве с санузлами. Опрятные проводницы-чистюли по два-три раза в день делали влажную уборку и вытирали пыль даже в тамбурах. В ответ на такую заботу и благодарные пассажиры старались не мусорить.

Два дня длилось это приятное путешествие. Подъезжая к Бобруйску, вышколенная российскими проводниками, я поинтересовалась у их белорусских коллег, когда надо сдавать белье.
- Не волнуйтесь, мы сами все снимем и уберем, - услышала в ответ. - Зачем же вам пылью дышать?..


На обратной дороге мне предстояло две пересадки: одна в Минске, другая в Питере. Два с половиной часа, проведенные на белорусском вокзале, пролетели как одно мгновение. Украшенный к Рождеству пушистыми гирляндами, большими разноцветными шарами и елочками, он сам сверкал и переливался, будто новогодняя игрушка. Просторные лифты, которые опускали пассажиров к перронам и поднимали в зал ожидания, в кафе и видеосалоны. Широкие пандусы, по которым было удобно катить коляски и чемоданы на колесиках. Чистейшие туалеты, где оборудованы просторные и удобные кабинки для инвалидов. И наконец, табло, на которых информация о поездах появлялась за полтора-два часа до их прибытия и отхода, включая сведения о платформе и пути, на которые прибывает состав.

Прямая противоположность нашим российским вокзалам, где узнать о том, на какой путь прибывает нужный вам поезд, можно в лучшем случае за полчаса. А потом приходится нестись в полуобморочном состоянии, преодолевая бесчисленное количество ступенек, застревая в узких проходах, ломая каблуки и проклиная тот час, когда ты решил отведать сервис российских железных дорог.

К сожалению, и современный Ладожский вокзал не составляет исключения. Выйдя на перрон, я застряла в пробке, которая образовалась невдалеке от «моего» 16-го вагона. У какой-то женщины сломалась коляска, и на узком перроне столпилось немало пассажиров, которые нервничали, толкали друг друга, пытаясь прорваться к заветному вагону.

Но это были еще цветочки… Ягодки преподнесли проводники родного поезда № 21/22 Санкт-Петербург - Мурманск. Их было двое, мужчины. В том рейсе больше половины вагона занимали дети: юные спортсмены ехали на сборы в Кировск, маленькие оркестранты возвращались с конкурса в Мурманск. Конечно, было шумновато, но вполне терпимо. Если бы не полнейший пофигизм хозяев вагона. Веник в руки один из проводников взял в середине дня и только после замечания пассажирки. Тамбуры украшали переполненные мешки с мусором. В туалет можно было зайти только в респираторе - зловоние, извините, как на плохой свиноферме. А перепачканный унитаз так и не дождался за всю дорогу ни щетки, ни хлорки.

Не избалованные кондиционером пассажиры тихо задыхались от жары в вагонах. Впрочем, мои соседи открыли окна и наслаждались морозным воздухом, уверяя, что северянину лучше чуточку померзнуть, чем умереть от жары. Моя коллега, ехавшая тем же поездом и тоже 7 декабря, но в 4-м вагоне, рассказала, что на вопрос, нельзя ли сбавить температуру, проводница заявила:
- Приказано протопить, вот и топим. Жарко - не холодно, зато пассажиры хоть минералку будут покупать.

Чугунная логика нашей «железки»…

Кстати, в «своем» поезде нам пришлось-таки самим снимать постельное белье. Ну ладно, не за границей, не в Белоруссии… Но где-то в районе Оленегорска проводники начали сворачивать матрасы и закидывать на верхние полки. В вагоне поднялась такая пыль, что пассажиры стали чихать и кашлять, а заодно и чистить одежду от пуха, который летел от подушек.

…Здравствуй, ненавязчивый российский сервис! За два десятка лет столько всего в стране переменилось, а ты никуда не делся. Так хотелось сказать тебе наконец «прощай», но не выходит. Ни перестройке, ни экономическим реформам - никому ты оказался не по зубам.
И скорее всего потому, что ощущение комфорта зависит не столько от наличия биотуалетов и прочих атрибутов, а от людей, которые его создают и поддерживают. Разве не так?
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter