Как начальник Апатитской ГАИ изменил ПДД

20 ноября 2009 в 08:59, Апатиты
Чем запомнился автомобилис­там нашей страны конец восьмидесятых годов прошлого века? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, не существует. В те времена было довольно много явлений, претендующих на звание «приметы эпохи». Например, выпуск в серию первых переднеприводных вазовских машин, которым посвящали целые песни (помните хит «Твоя вишнёвая «девятка»?). Или небывалый разгул преступности, когда с оставленных без присмотра автомобилей за несколько минут снимали колёса, дворники и даже лобовые стёкла. Или зарождение свободных автоСМИ, из которых пока ещё советские водители с удивлением узнавали, что действия инспекторов дорожной милиции, оказывается, можно обжаловать, причём небезуспешно.

Если же говорить про Апатиты, то конец восьмидесятых принёс городу первую самостоятельную структуру Госавтоинс­пекции – отделение ГАИ. До 1987 года такого подразделения просто не существовало: за порядком на дорогах следили немногочисленные сотрудники милиции, подчинявшиеся старшему госавтоинспектору. А первым начальником отделения стал майор милиции Евгений Гельц, занимавший этот пост до своего увольнения в запас, случившегося в 1993 году. Корреспонденту «ХВ» удалось встретиться с Евгением Валентиновичем и расспросить его о том, чем жила дорожная милиция Апатитов в переходный период от Советского Союза к молодой Российской Федерации.

«Пьяных было много»

Сегодня в это трудно поверить, но двадцать лет назад в Апатитах было зарегистрировано всего две тысячи легковых автомобилей (сегодня в Кировско-Апатитском районе их в десять раз больше). На дорогах не было пробок, надобность в светофорах практически отсутствовала, но, как ни парадоксально, улицы города и тогда не были безопасными для пешеходов. В конце восьмидесятых аварийность росла буквально космическими темпами: количество людей, оказавшихся под колёсами авто, увеличивалось каждый год в два–три раза. А «разруливать» всю эту ситуацию должны были три инс­пектора дорожно-патрульной службы: на первых порах существования отделения больше ставок в штатном расписании просто не было. В распоряжение инспекторов предоставили две машины – «Волгу» ГАЗ-24 и УАЗ-469.

– Наверное, автолюбители меня сейчас закидают камнями, но именно я был инициатором введения жёсткого скоростного ограничения на улице Бредова, – смеётся Евгений Гельц. – Поведение пешеходов с тех пор практически не изменилось: они и тогда не больно-то смотрели по сторонам, переходя дорогу. Водители не всегда успевали затормозить, ведь в то время по улице Бредова можно было ехать со скоростью 60 км/час. Поэтому, чтобы снизить аварийность, было принято решение установить знаки, которые действуют до сих пор.

Зато трасса между Кировском и Апатитами, получившая в наше время неформальное название «дорога смерти», в восьмидесятые годы инспекторов почти не беспокоила. Скоростной режим в 90 км/час устраивал всех, а любителей обгона по встречной в закрытых поворотах было гораздо меньше. Да и технические возможности автопарка того времени не идут ни в какое сравнение с возможностями современных авто. Тогда вообще трудно было себе представить, что под капотом может скрываться целый «табун» лошадиных сил. «Жигулёвский» двигатель считался верхом техничес­кого совершенства.

– А вот миф о том, что раньше на дорогах было меньше пьяных, могу развеять, – утверждает Евгений Валентинович. – В численном отношении – да, но не стоит забывать, что и машин в городе было в десять раз меньше. Как ни печально, но водителей, садящихся за руль после алкогольного возлияния, хватало всегда, и для отделения ГАИ эта тенденция и двадцать лет назад была серьёзной головной болью.

Рапорт министру

С именем Евгения Гельца связан довольно любопытный факт: дотошный майор умудрился уговорить руководство МВД… поменять Правила дорожного движения. В ПДД, вступивших в силу с 1 января 1987 года, говорилось, что водитель, подъезжая к пешеходному переходу, должен снизить скорость вплоть до остановки, чтобы предоставить пешеходу преимущество. Евгению Валентиновичу очень не нравилось слово «должен»: по мнению начальника Апатитской ГАИ, оно не воспринимается как категорический приказ.

– Я никогда не скрывал своей позиции и даже писал в газеты разъяснительные статьи, мол, товарищи пешеходы, будьте внимательны, потому что по Правилам дорожного движения водитель должен, но не обязан вас пропускать, – рассказывает Евгений Валентинович. – Тогда на страницах «Кировского рабочего» развернулась целая дискуссия. Евгений Сенюрин, учитель из шестой школы, написал в редакцию другое письмо, где утверждал, что «должен» и «обязан» – понятия тождественные. Я же с таким подходом решительно не согласен и до сих пор считаю, что это принципиально разные термины.

Пока в печати шла полемика, Евгений Гельц написал рапорт на имя министра внутренних дел, в котором доказывал, что слово «должен» в ПДД надо заменить на «обязан». Парадоксально, но факт: в МВД к майору прислушались и термин поменяли! С девяностых годов прошлого века в пункте 15.1 Правил написано, что водитель на переходе обязан уступить дорогу пешеходам.

Против «палок»

Как писал классик, «человека из ранешнего времени видно сразу». Сегодня трудно представить себе, чтобы после выхода на пенсию бывший начальник ГАИ устроился крутить баранку простым водителем. Евгений Валентинович же поступил именно так: отработав в милиции двадцать семь лет, отправился трудиться в гараж управления социальной защиты населения. Затем на несколько лет уехал из города, но недавно вернулся обратно в Апатиты: говорит, что после Севера трудно приспособиться к жизни в другом регионе, здесь привычнее и проще. Евгений Гельц и по сей день остаётся за рулём. Ездит спокойно, правил не нарушает. Когда его всё-таки останавливают инспекторы ГИБДД (а такое иногда, но случается), то даже и не подозревают, что за рулём неприметной Hyindai Elantra сидит бывший начальник их подразделения.

– Нововведения и реформы, которые проводятся в ГИБДД, мне нравятся, – говорит он. – Вообще эта система всю жизнь была «палочной», с сотрудников требовали не профилактику аварийности, а количество составленных протоколов. Сегодня в МВД, судя по действиям и внедряемой новой технике, всё-таки начинают больше думать о профилактике. Системы видеонаблюдения, автоматические «штрафокамеры», отказ от милицейских скрытых засад на дороге – показатель того, что правонарушение стараются предупредить, а не покарать за него. И это правильно, так и должно быть
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter