В Мурманской области проект «Безопасный город», курирующий Алексеем Тюкавиным, буксует с 2015 года

29 декабря 2017 в 09:12, Мурманская область
На днях Федеральная антимонопольная служба обязала чиновников, ответственных за 1,5-миллиардную закупку АПК «Безопасный город» на территории пилотных муниципалитетов Мурманской области, аннулировать итоги конкурса.

К 2020 году в каждом, даже самом удаленном, уголке страны должен заработать проект аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». Таково поручение Президента РФ, датированное 27 мая 2014 года.

Функционал Комплекса очень широкий, но в первую очередь это обеспечение безопасности населенных пунктов: видеонаблюдение, фото- и видеофиксация нарушений ПДД, контроль за состоянием энергетических объектов, транспорта, экологии и т.д.

В перспективе на базе «Безопасного города», по данным замглавы МЧС Александра Чуприяна, планируется развивать и проекты эффективного управления городским хозяйством («Умный город», «Светлый город», «Чистый город» и др.).

Уже к 2016 году пилотные проекты АПК в одном или нескольких муниципалитетах должен был реализовать каждый регион. К примеру, в Петербурге в мае открылся Единый центр «Безопасного города», в котором разместились различные ведомства и службы, отвечающие за безопасность мегаполиса и его жителей.

«Программный комплекс с применением видеоаналитических решений… помогает быстро определить и оперативно отреагировать на всякого рода нештатные ситуации, а также вовремя принять меры по устранению их последствий», — поясняет первый замначальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Владимир Бирючков.

Однако справились с пилотными проектами не все: в апреле прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин раскритиковал несколько регионов, в их числе была и Мурманская область.

По словам вице-премьера, сегменты системы «Безопасный город» («112», видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, ГЛОНАСС, оповещения населения) в этих регионах развиваются хаотично, вне рамок, заданных общей концепцией проекта. Тогда же Д. Рогозин попросил руководство МЧС тщательно проверить, как реализуют «Безопасный город» в отстающих субъектах РФ.

Большая дружба с инвестором

В Мурманской области проект, который курирует первый вице-губернатор Алексей Тюкавин, откровенно буксует с 2015 года. Мы предполагаем, это происходит от того, что власти пошли на поводу у компании Ростелеком, пообещав (уж не знаем, за какие конкретно «шанежки») именно ей отдать на откуп перспективный местный рынок фото- и видеофиксации. Судите сами.

Поначалу власти Заполярья обещали внедрить только один из сегментов «Безопасного города». Дважды – в конце 2015 и начале 2016 года – управление автомобильными дорогами Мурманской области (учредитель – правительство региона в лице Минтранса области, возглавляемого Дмитрием Сосниным) проводило закупку, объектом которой были услуги по автоматической фиксации нарушений ПДД при помощи систем видеонаблюдения.

Почти за 1 млрд рублей компания-победитель должна была установить в ЗАТО Североморск, городах Апатиты, Мурманск, Оленегорск, в Печенском и Кандалакшском районах более 50 камер видеонаблюдения. И региональные антимонопольщики дважды аннулировали итоги конкурса.

Дело в том, что победителем закупок каждый раз оказывался единственный участник
ПАО «Ростелеком» ( чистая прибыль за 2015 год – 22 млрд рублей).

По версии первого вице-губернатора Алексея Тюкавина, потенциальный инвестор сам «вышел» на областных чиновников. Компания Ростелеком предложила за свой счет установить камеры в «точках», указанных региональным правительством, вести фото- и видеофиксацию нарушений ПДД и уведомлять о штрафах автолюбителей.

С помощью полученных штрафов область и должна была рассчитываться с Ростелекомом. «Инвестор выполнил расчеты и определил, какое количество снимков и по какой стоимости он должен нам реализовать за пять лет, чтобы полностью окупить свои затраты. Этот объем снимков и их общая стоимость и были выставлены на конкурс», — отмечает А. Тюкавин.

По сути, под конкретного инвестора и проводился конкурс. На этот факт обратила внимание Ассоциация организаций связи и информации (АОСИ), которая пожаловалась антимонопольщикам.

Как пояснил гендиректор АОСИ Денис Лукаш, конкурсная документация устанавливала к участникам большой список требований. «Потенциальный поставщик должен был иметь лицензии ФСТЭК, ФСБ и Роскомнадзора, сертификат соответствия от ФСТЭК России.

При том, что по техническому заданию было понятно, что фактически секретные или конфиденциальные данные при оказании услуг использоваться не будут», — отмечает Лукаш.

В Мурманской области фактически получить все эти лицензии и сертификат ФСТЭК может только Ростелеком, который и становился победителем закупки.

Антимонопольщики сочли установленные требования к участника излишними, и осенью 2015 года аннулировали итоги конкурса.

В следующий раз антимонопольщики рекомендовали организаторам аннулировать закупку в первой половине 2016 года. Тогда в УФАС по Мурманской области пожаловалось питерское ООО «МаксСтройПроект» (руководитель Екатерина Гордиенко).

Компанию смутил пункт о количестве и «единицах измерения» услуг, которыми были, по сути, квитанции о штрафах для нарушителей ПДД. Согласно требованиям заказчика (Мурманскавтодора) исполнитель в течение пяти лет должен был предоставить порядка 2, 9 тыс. «зафиксированных техническими средствами административных правонарушений в области дорожного движения, совершенных с использованием транспортных средств, на основании которых было вынесено постановление об административном правонарушении и фактически направлено лицу, совершившему административное правонарушение».

Антимонопольщики пришли к выводу, что такое требование носит «необъективный характер», и признали Мурманскавтодор «нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе».

Вскоре и активисты регионального отделения «Общероссийского народного фронта» призвали правительство Мурманской области отменить дорогостоящую закупку. По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ Татьяны Кусайко, заключение такого контракта – слишком большой риск для бюджета.

По мнению общественницы, в случае, если региональную программу повышения безопасности дорожного движения сократят, то регион вынужден будет расторгнуть контракт, причем, с огромными штрафными санкциями.

Под давлением антимонопольщиков и общественности власти региона вынуждены были отказаться от миллиардной закупки. Но лишь на время. Уже в апреле 2016 года Алексей Тюкавин заявил, что «федералы» настаивают на том, чтобы в регионе объединили системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД с АПК «Безопасный город».

Видимо, чиновник имел в виду критику вице-премьера Дмитрия Рогозина по поводу хаотичности внедрения сегментов АПК «Безопасный город» в Мурманской области. При этом Тюкавин как-то даже угрожающе заявил, что новый вариант будет еще дороже, порядка 1,5 млрд рублей!

Угроза вице-губернатора — в действии!

В ноябре 2017 года управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области (учредитель – правительство региона в лице областного Комитета по обеспечению безопасности населения, которым руководит Андрей Игнатенко) объявило обещанный А. Тюкавиным конкурс на 1 млрд 498 млн 160 тыс. рублей.

На эти средства область решила закупить услуги по лизингу АПК «Безопасный город» на территории пилотных муниципалитетов: ЗАТО Североморск, ЗАТО Апатиты, Александровск, Мурманск, Кандалакшский район. С реализацией проекта должны заработать три ключевых блока АПК «Безопасный город», в частности, «Координация работы служб и ведомств», «Безопасность на транспорте» (та самая фото- и видеофиксация нарушений ПДД) и «Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры» (включая создание Региональной автоматизированной системы экстренного оповещения населения Мурманской области).

Согласно условиям закупки, компания-победитель в течение года должна сначала создать и ввести в эксплуатацию АПК «Безопасный город» в пяти муниципалитетах, а затем передать Комплекс властям на 5 лет в лизинг, с правом последующего выкупа. Как ранее обещал А. Тюкавин, власти очень аккуратно проработают финансовую модель проекта, чтобы он не лег тяжким бременем на бюджет.

«Вот если мы сами будем собирать штрафы, и их не будет хватать для возврата инвестору предоставленных нам финансовых средств, тогда это будет проблема нашего бюджета», — говорил Тюкавин не так давно. Полагаем, что к этому все и идет.

Мы внимательно изучили конкурсную документацию, включая техническое задание на 180 страницах, и не заметили в ней никаких особых финансовых условий.
В нынешнем конкурсе ПАО «Ростелеком» среди участников не присутствовало. Видимо, инвестор по просьбе вице-губернатора Тюкавина отошел в сторону, чтобы в очередной раз не раздражать антимонопольщиков и общественность.

В результате до этапа «Рассмотрение заявок» дошли две другие компании. Это публичное акционерное общество «Мегафон» (г. Москва), аффилированное с Алишером Усмановым и показавшее за прошлый год чистую прибыль в размере 37 млрд рублей. А также ООО «А-лизинг» (С-Петербург), до последнего момента контролируемое бывшим топ-менеджером компании «Трансойл» Андреем Гомоном (с 15 декабря новым владельцем числится предприниматель Владимир Хаманов) и получившее в 2016 году 10 млн рублей чистой прибыли.

Причем, «Мегафон» готов был оказать услуги за 929 млн рублей, а фирма «А-лизинг» — за 1 млрд 495 млн рублей (всего «минус» три миллиона от начальной цены конкурса). Однако члены закупочной комиссии во главе с председателем Натальей Байковой отклонили заявку «Мегафона».

В результате конкурс был признан несостоявшимся, что позволяло организатору (по условиям ФЗ-44) заключить контракт с единственным оставшимся участником – ООО «А-лизинг».

Это веское слово — ФАС

Однако и по поводу этой закупки в антимонопольное ведомство поступили жалобы – сразу от пяти компаний: ООО «Проф-ИТ Групп» (г. Ульяновск), ООО «Аэль-РТС Инжиниринг» (г. Нижний Новгород), АО «Центргазстрой» (Мурманская область), предпринимателя Дмитрия Мурашова (г. С-Петербург) и уже упомянутой нами Ассоциации организаций связи и информации (г. Мурманск).

Предприниматели указали ФАС на целый ряд нарушений, допущенных, по их мнению, организаторами конкурса. Так, в жалобе Ассоциации организаций связи и информации значатся целых десять претензий, в том числе о предоставлении организаторами преимущества потенциальному участнику Ростелекому, «поскольку закупкой предусмотрено, в том числе, строительство средств звукового оповещения».

Обратила внимание АОСИ также на ряд других важных моментов:

1. что «организаторами не определены предмет и существенные условия договора лизинга, являющегося объектом закупки»;

2. что «уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе… по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

3. что «уполномоченным органом неправомерно выбран способ проведения закупки путем конкурса вместо электронного аукциона».

Претензии Комиссия ФАС, заседавшая 22 декабря в Москве, сочла обоснованными и своим решением аннулировала 1,5-миллиардную закупку.

Вопрос: как теперь поведут себя первый вице-губернатор Тюкавин и покровительствуемый (как мы предполагаем) им Ростелеком? Как отмечают эксперты, выручка Ростелекома от фиксированной телефонии (стационарных телефонов) с каждым годом снижается, и компания вынуждена выходить на новые для себя рынки, включая перспективный рынок фото- и видеофиксации.

И вряд ли она захочет терять эту нишу в Заполярье. Тем более, что куратора АПК «Безопасный город» в Мурманской области в Сети неоднократно называли главным лоббистом крупных бизнес-структур…
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter