Александр Макаревич прокомментировал постановление Конституционного Суда по северным надбавкам и позицию Марины Ковтун

20 декабря 2017 в 09:37, Мурманская область
Александр Макаревич: Позицию Марины Ковтун о решении Конституционного Суда по северным надбавкам нельзя расценить иначе, как плохо скрываемое лукавство.

На прошлой неделе губернатор Мурманской области Марина Ковтун неоднократно комментировала принятое 7 декабря постановление Конституционного Суда РФ по северным надбавкам, которое имеет огромное значение для жителей всех северных регионов.

Свою точку зрения по этому поводу высказал председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения, депутат Мурманской областной думы от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Александр Макаревич:

– В Постановлении Конституционного суда есть два принципиальных момента. Во-первых, наконец-то, поставлена точка в спорах и судебных разбирательствах относительно того, входят или нет наши северные надбавки (районный коэффициент и "полярки") в МРОТ (минимальный размер оплаты труда), устанавливаемый федеральным законом.

Вывод суда однозначный и безапелляционный – не входят! Поэтому они для всех северян, работающих в государственном или частном секторе экономики, должны начисляться сверх этого МРОТ.

Другим важнейшим выводом КС является его правовая позиция – районный коэффициент и полярные надбавки также должны начисляться на минимальную заработную плату, которая может устанавливаться в регионах.

В Постановлении КС, как и в статье 131 прим.1 Трудового кодекса говорится, что региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения и не может быть ниже минимального размера оплаты труда,установленного федеральным законом.

Однако именно эту правовую новацию и позицию Конституционного Суда губернатор Ковтун в своих комментариях тщательно обходит, плохо скрывая лукавство и, видимо, готовя почву для предстоящей отмены новой величины минимальной заработной платы в регионе, которая с 1 января 2018 года должна составить 15185 рублей.

В одном из комментариев она заявила следующее: "Очень хорошо отношусь к решению Конституционного Суда о том, что северные надбавки не могут входить в МРОТ. Теперь точка отсчета – это федеральный МРОТ – 9489 рублей. На них будут начисляться полярные надбавки и коэффициент".

Если судить по этому заявлению, то Марина Ковтун в упор не увидела вторую сторону решения КС, а именно о МЗП. Ее слова о "точке отсчета" есть ни что иное, как свидетельство уже принятого политического решения об отказе от права устанавливать минимальную заработную плату в регионе. Теперь регулятором в сфере оплаты труда будет не региональная МЗП, а федеральный МРОТ с начисленными на него северными надбавками.

В другом своем комментарии, как мне кажется, губернатор даже раскрыла крапленые карты, которыми пытается играть с жителями региона, заявив: "Мы защищаем интересы наших жителей, и будем действовать в соответствии с решением Конституционного Суда, который внес изменения в федеральное законодательство. Оно сейчас абсолютно понятно, нет разночтений".

Это заявление, мягко говоря, не блещет юридической грамотностью. Во-первых, никаких изменений в действующее законодательство Конституционный Суд не вносил и в принципе вносить не может: такое право есть только у Федерального Собрания Российской Федерации. Во-вторых, губернатор так и не сказала, какую из двух частей постановления КС она намерена выполнять – по МРОТ или по МЗП?

Особенность ситуации заключается в том, что в течение длительного времени (и до Ковтун и в период ее губернаторства) правительство Мурманской области последовательно отвергало точку зрения, ныне подтвержденную Конституционным Судом.

В мае этого года в рамках отчета губернатора перед областной думой я задал Марине Ковтун вопрос – готово ли правительство области довести размер минимальной заработной платы в регионе до величины, определяемой по формуле: "МРОТ, установленный федеральным законом, + районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера"? В вопросе я подчеркивал, что именно такой позицией руководствуются суды при рассмотрении вопросов о начислении северных надбавок, принимая решения в пользу работников.

Привожу часть ответа губернатора: "Эта проблема связана с отсутствием четкого определения структуры минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимальной заработной платы (МЗП) в трудовом законодательстве".

По словам губернатора, созданный Верховным Судом РФ прецедент (о том, что "полярки" и коэффициент должны начисляться на МРОТ, установленный федеральным законом), на протяжении ряда лет позволял низкооплачиваемым работникам добиваться установления более высокого размера оплаты труда. Однако это не является основанием для пересмотра размера МЗП, поскольку не носит нормативного характера".

На сегодняшний день у меня нет сомнений, что в отношении трехстороннего соглашения о МЗП Марина Ковтун уже в ближайшее время даст "обратный ход", настояв на его отмене, несмотря на неизбежные и вполне закономерные репутационные потери. Ведь с учетом постановления Конституционного Суда и недавно подписанного трехстороннего соглашения выходит, что с 1 января 2018 года МЗП в Мурманской области должна составить почти 35 тысяч рублей (15185 х 2,3 = 34925,5). Но исполнительная власть региона к этому явно не готова.

Когда Марина Ковтун говорит, что она действует в интересах граждан, давайте посмотрим, так ли это на самом деле? Нынешняя МЗП в регионе составляет 14291 рубль, а МРОТ, с учетом районного коэффициента и полярных надбавок, равен 17940 рублям (7800 х2,3). Так где же правда и где забота? При самых элементарных подсчетах получается, что работники Мурманской области, оплата труда которых была привязана к МЗП, недополучили в 2017 году около 35 тысяч рублей, и, кстати, могут обратиться в суд о частичном взыскании этих средств.

После отмены трехстороннего соглашения о МЗП никто из работающих северян в Мурманской области с 1 января 2018 года не должен будет получать менее федерального МРОТ с начисленными на него районным коэффициентом и полярными надбавками, то есть меньше 21824,7 рубля.

А если бы в регионе продолжало действовать соглашение о МЗП, то работникам с 1 января 2018 года должны были бы начислять 34925,5 рубля (при МЗП в 15185).То есть, по году они опять недополучат, но уже около 136 тысяч рублей. Правда, в первом случае речь идет о реальных денежных потерях работников, а во втором – о виртуальных.

Кстати, хочу привести другой пример. В Ханты-Мансийском автономном округе все эти годы власть поступала более честно и справедливо по отношению к работающим гражданам. При том, что федеральное законодательство о северных надбавках было для всех одинаковым.

Видимо, губернатор округа Наталья Комарова, кстати, являющаяся пришлым для региона человеком, намного лучше понимала особенности оплаты труда в районах Крайнего Севера и соблюдения действующего законодательства, чем наш – местный – губернатор. Там МЗП давно установлена в размере федерального МРОТ с начисленными на него районным коэффициентом и процентными надбавками.

В Постановлении Конституционного Суда также указывается, что минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, и может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий. Какое это отношение может иметь к нам? Самое прямое! 12 декабря Марина Ковтун, выступая с ежегодным докладом, заявила: "2017 год я смело могу назвать успешным для Мурманской области.

Общие усилия тружеников Мурмана позволили краю подняться на восьмое место в стране по итогам социально-экономического развития". Очень бы хотелось услышать комментарий главы региона по этому поводу и узнать, есть ли основания для того, чтобы действовать вопреки данной правовой позиции Конституционного Суда, даже не попытавшись рассмотреть вопрос не об отмене МЗП, а об изменении ее размера? Тем более, что не так давно губернатор делала громкие заявления о том, что "размер минимальной заработной платы в Мурманской области – один из самых высоких среди субъектов СЗФО".

И последнее. Вряд ли можно считать взвешенными сделанные губернатором Мариной Ковтун заявления о том, что для выполнения постановления КС область будет, в том числе, входить в долговые обязательства. С моей точки зрения, долгов правительство Мурманской области уже набрало с лихвой. Необходимо безотлагательно стучаться "в двери" федерального центра, прямо говоря, что без дополнительной помощи регион не сможет справиться с возникшей ситуацией, и при этом не занижать объемы необходимых финансовых потребностей

P. S. Постановление Конституционного Суда дает право каждому работающему жителю Заполярья, у кого начисленная заработная плата в 2017 году была меньше 32846 рублей, взыскать в судебном порядке ее недополученную часть. Максимальная сумма иска в этом случае может составить до 55 тысяч рублей.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter