Село Кузомень отмечает 350-летие

01 августа 2017 в 12:09, Кузомень
На небольшом отрезке суши между Белым морем и рекой Варзугой давным-давно поселились люди, поставили свои дома и живут вот уже 350 лет. Кем были эти люди и что привлекло их сюда, в такое не совсем приветливое место, где на открытом пространстве господствуют ветра, снежные бури зимой и песчаные — летом, cейчас трудно определённо сказать.

Одни скажут, что поселились ради промысла, ведь рыбачить можно и в реке, и в море. Другие предположат, что пытались жить самостоятельно и независимо. Всё может быть. А исторические документы, датированные 1667 годом, подсказывают, что поселились здесь варзужане, даже фамилии первых поселенцев называют: Фёдоровы да Рогожины.

Правда, сейчас фамилия Рогожины звучит иначе — Рогозины. В других документах говорится, что первыми поселенцами были монастырские бобыли, поскольку многие вотчины в то время принадлежали сразу нескольким монастырям, самым богатым из которых был Соловецкий монастырь. Точно известно, что поселение возникло не сразу, а на месте тоневого участка «Кузонема».

Объяснить происхождение названия сейчас уже невозможно: исчез, потерялся во времени диалект местного населения — терских лопарей, а жившие на Терском берегу корелы — ассимилировались с пришедшими сюда русскими людьми из Новогорода и других мест России, потеряли свой язык.

Кто сейчас может с уверенностью сказать, что «Кузомень» — означает «еловый мыс»? Есть село Кузомень и на другом берегу Белого моря в Архангельской области, и река Кица, кстати, там тоже есть поблизости, но никакого «елового мыса» там нет. Так что название села Кузомень — это историческая загадка.

Такое непростое село

Пересказывать историю села — дело неблагодарное, а порой — непростое. У исследователей истории села, почти у каждого, на этот счёт своё мнение, свои приоритеты. Не хочется спорить, доказывать, кто и в чём прав, а где ошибается. Просто надо признать очевидные факты.

А они таковы. Небольшое поселение со временем превратилось в большое село. В разные годы кузомляне поставили несколько церквей: церковь во имя Великомученика Дмитрия Солунского, Сретенскую церковь, Покровский храм, часовню во имя Соловецких святых Зосимы и Савватия, причём две церкви пришлось отстроить заново: Дмитриевскую (старая сгорела) и Покровскую церковь.

Это говорит не только о том, что поморы были людьми богобоязненными, ходили в церковь Божию и молились, но и о том, что село было многолюдным. За 110 лет со дня поселения в Кузомени уже насчитывалось более 100 дворов, а в 1913 году (раньше многие сравнительные данные приводились именно по 1913 году) — так вот в этом году в селе был 141 дом, в которых проживали 758 человек.

А сколько человек сейчас проживает в Кузомени, спустя 350 лет? Оказывается чуть больше 70 человек. Сколько же поколений поглотили время и песок за околицей села! Об ушедших в веках напоминают лишь старинные, чудом сохранившиеся деревянные кресты на погосте.

Из выселка Варзуги в 1841 году Кузомень становится волостным селом, где располагались контора волостного правления (волостной старшина), пункт полиции (пристав, урядник, полицейские), почтово-телеграфное отделение, церковно-приходская школа (с 1862), сельское училище Министерства народного просвещения, фельдшерский пункт, библиотека (в 1907 фонд составлял 1760 томов), лесничество (с 1870), магазины. С 1871 года осуществляется пароходное сообщение с Архангельском (Архангельско-Мурманское пароходство).

Пароход приходил раз в 11 дней. В 1912 году в Архангельской губернии была создана единая сеть гидрометеорологической службы, и Кузоменская метеостанция, открывшаяся в этом же году, вошла в единую сеть.

После революции в селе также произошли перемены в жизни людей. В первую очередь, произошли социальные перемены, но и в экономической жизни села тоже многое изменилось.

В 1929 году образовалась общественная организация — коммуна «Рыбацкий путь», которая в 1930 году преобразовалась в колхоз «Моряк», объединив хозяйства бедняков и жителей со средним достатком. Так стало легче выживать в сложных социально-экономических условиях.

У колхоза появилось общее имущество: поголовье оленей, лошадей, коров, построили МТФ (молочно-товарную ферму), птицеферму, разработали за рекой поля под картофель, капусту, турнепс, имелись в хозяйстве трактора.

Открыли в 1926 году школу-семилетку и детские ясли (первые в районе). Позже открыли интернат (в 1929) для учащихся из других сёл. Проведена была радиофикация села (в 1927). Открыли сельский клуб. С 1933 года в Кузомень стали прилетать самолёты, которые перевозили почту, пассажиров по маршруту Кировск-Умба-Кузомень и обратно. Вполне цивилизованное село.

В связи с введением нового административного деления страны Мурманский губком партии предложил провести партийную конференцию и существовавшие волости объединить в один район — Терский.

И, как ни удивительно, именно в Кузомени в августе 1927 года на партийной конференции ВКП (б) было принято решение о создании Терского района. Открыл конференцию секретарь Кузоменской партийной организации М.А.Карпов. Было предложено объединить три волости Умбскую, Тетринскую и Кузоменскую в Терский район. На этой же конференции родились и Терский райком ВКП (б) и Терская районная партийная организация ВКП (б). Село Кузомень стало важным райцентром.

Благие намерения

Жизнь жителей села шаг за шагом улучшалась. В 1957 году в селе построили новое здание (в то время — районной) больницы вместо существовавшего маленького медпункта, в 1954 году в нижнем конце села построили двухэтажную школу, а 100-летие Кузоменской школы отметили открытием памятной мраморной доски на стене новой школы.

В память о погибших земляках установили в 1961 году обелиск, у которого каждый год в День Победы собирались на торжественный митинг. Интересная деталь: если во всех сёлах побережья были магазины смешанных товаров (и продукты, и промтовары в одном здании), то в Кузомени имелись продуктовый и промтоварный магазины.

Лично мне довелось не только бывать в Кузомени, но жить и работать там, потому о многих вещах знаю не понаслышке. О чём больше всего сейчас сожалею, так о том, что мало общался с коренными жителями села. А люди там замечательные, открытые, доброжелательные и гостеприимные. Все жили мечтами о лучшем будущем села. Но жизнь распорядилась по-своему.

Ещё в 1961 году руководители района и колхозов приняли роковое решение об объединении колхозов в одно хозяйство. Сказано — сделано. Чапомский колхоз «Волна» объединился с пялицким колхозом «Прибой», «Беломорский рыбак» в Чаваньге слился с «Терским рыбаком» из Тетрино, а колхоз «Моряк», созданный кузомлянами, и «Всходы коммунизма» варзужан объединили хозяйства.

Это объединение привело к разорению сёл Пялицы, Тетрино и Кузомени. Несмотря на разделение труда в колхозах, в названных сёлах для молодёжи не стало работы, сократились рабочие места. В Кузомени со временем закрыли МТФ, птицеферму, забросили колхозные поля, часть колхозного имущества перевезли в Варзугу.

Перемены произошли не только в хозяйственной жизни объединённого колхоза, в социальной сфере эти перемены никого не радовали. Год за годом привычная и размеренная жизнь кузомлян изменялась не в лучшую сторону.

В 1969 году закрыли районную больницу. В 1981 году Кузоменскую школу перевели в Варзугу, где была своя начальная школа, но она превратилась в 8-летнюю (позже — в девятилетку). Посчитали, что будет экономически выгоднее перевести школу в Варзугу, чем тратиться на содержание интерната и школы в Кузомени. Особенно трудоёмкой была заготовка дров.

В ней принимали участие не только колхозники, но и сами ученики старших классов вместе с учителями. Это сейчас ученикам запрещено трудиться в школе, вплоть до уборки в классах. Всё сильно изменилось, думаю, не в лучшую сторону, и это не только моё личное мнение.

Всегда хотят сделать как лучше, но не всегда так получается. В Кузомени вновь открыли начальную школу только в 1990 году в специально построенном для этого здании. Зато в 2011 году закрыли почту.

В какой-то степени отсутствие почтового сообщения компенсируется современными средствами связи — мобильной связью и Интернетом. Люди могут общаться, звонить, правда, с переменным успехом: не всегда и не из любого места можно дозвониться до адресата по мобильному телефону.

В настоящее время в Кузомени есть начальная школа, сельский клуб, библиотека и два продуктовых магазина (один частный). Медпункта (ФАПа) нет, хлебопекарня закрыта, хлеб привозят на несколько дней из Варзуги.

И, тем не менее, люди живут и надеются на перемены в жизни в лучшую сторону. Важное событие в жизни села — появление круглосуточного энергообеспечения от ЛЭП, а это значит, что можно пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, электрочайником, холодильником и морозильной камерой, можно зарядить аккумуляторы, есть возможность не только приготовить пищу, но и подогреть. В свободное время можно смотреть телепрограммы, поработать на компьютере, выйти в сеть Интернета.

Это уже немало для жителей села. Конечно, будущее любого села в руках молодёжи. Останется молодое поколение кузомлян в селе или покинет его — вопрос непростой. Поскольку крупных предприятий нет даже в районном центре, то вряд ли такое появится в селе. Вся надежда на малый бизнес.

Смогут его наладить молодые предприниматели — хорошо. Начало уже есть: индивидуальные предприниматели из Кузомени организовали торговлю в своём селе, а также в сёлах Терского берега. Реализуют в основном продукты питания, и некоторые бытовые товары.

Во всех сёлах есть необходимость в стройматериалах для терчан, которые занимаются ремонтом своих домов, но привезти их — проблема, а услуги, предлагаемые в настоящее время перевозчиками, слишком дороги, людям не по карману. Решить такую проблему с выгодой для обеих сторон — задача малого бизнеса.

Рыболовство — также выгодный бизнес, если правильно его организовать, он лишит возможности браконьеров спекулировать рыбой и наживаться на этом. Можно о многом говорить, но нужна также и поддержка правительства, чтобы хорошие идеи послужили развитию района и сёл Терского побережья.

Юбилей села можно отпраздновать, но он должен послужить отправной точкой для конкретных и полезных дел. Всех жителей Кузомени с праздником, с замечательным юбилеем села! Столько лет село жило полнокровной жизнью, и хочется, чтобы источник жизни в нём не иссяк.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter