Жить в Мурманске можно только здоровым, сильным, молодым, небеременным и бездетным

30 января 2017 в 08:14, Мурманск
Креативные» решения областных чиновников по его оптимизации северян сначала удивляли, потом возмущали, а недавно даже стали причиной яростных выпадов в адрес заполярных реформаторов.

«Жить в Мурманске можно только очень здоровым, сильным, молодым, небеременным и бездетным» — так пишут пользователи в социальных сетях после последних инициатив нашего минздрава.

Ростинская битва

Первая волна массового недовольства управленческими решениями главы министерства здравоохранения Мурманской области Валерия Перетрухина накрыла город-герой весной прошлого года. Через несколько месяцев после того, как все муниципальные поликлиники и больницы перешли в подчинение областным властям.

В свое время депутаты Мурманского горсовета настаивали на сохранении полномочий по организации здравоохранения за городом. Однако областные чиновники от медицины стояли на своем. В этом вопросе их тогда поддержала и областная Дума. В итоге городское здравоохранение стало областным. И сразу в его отлаженном механизме начались сбои. А ведь чиновники убеждали, что реорганизация никак не отразится ни на пациентах, ни на медперсонале.

В мае 2016 года стало известно о закрытии филиала детской поликлиники № 5 в Росте. Причина — несоответствие помещений, где располагается филиал, санитарным нормам и правилам. Главные претензии были к вентиляции и общему входу — на одном этаже соседствовали филиал детского медучреждения и отделение взрослой поликлиники № 4.

Потом Валерий Перетрухин вдруг заявил, что этот филиал последние пять лет работает без лицензии. То есть незаконно. Но через пару дней выяснилось, что все документы есть, их сканы с личной подписью главы регионального минздрава были опубликованы на сайте детской поликлиники № 5.

Однако в День защиты детей, 1 июня 2016 года, ростинский филиал, где обслуживалось более 3300 юных северян, закрыли. Всю детвору Ленинского округа, около 17000 человек, стали принимать в основном здании поликлиники на улице Инженерной. Там маленькие пациенты с мамами и папами были вынуждены сидеть (а кому не повезло — то и стоять) в длинных очередях к врачам.

Но хуже всего пришлось жителям Росты. Именно они и развернули масштабную кампанию по возрождению филиала поликлиники. Активисты собирали подписи, обращались в разные инстанции, встречались с депутатами и чиновниками, доказывая, что инициатива регионального минздрава — это издевательство над ними и их детьми.

Ведь на визиты в поликлинику ростинцы стали тратить по нескольку часов, зачастую пешком преодолевая по три километра. Основная же причина, из-за которой жители микрорайона требовали сохранить приемы педиатров на улице Лобова, — железнодорожный переезд. Его нередко закрывают из-за движения грузовых составов.

Все аргументы мурманчан областные чиновники игнорировали довольно долго. И во время встреч с ростинскими родителями и депутатами Мурманской облдумы предлагали совершенно нереальные пути решения созданной ими же проблемы. Среди таких путей — поиск другого помещения для детской поликлиники, строительство нового здания либо сбор подписей каждого жителя пятиэтажной «сталинки», на первом этаже которой расположен филиал, о согласии на его перепланировку.

Пять месяцев продолжалась битва за филиал пятой детской поликлиники. И мурманчане победили! В ноябре в здании на улице Лобова начался ремонт, который подрядчик закончил в срок, но с недочетами, что еще на несколько недель отодвинуло начало приемов педиатров. Но на днях жители Росты сообщили, что поликлинику откроют 31 января.

5 МЕСЯЦЕВ продолжалась битва за филиал пятой детской поликлиники. И мурманчане победили!

50 СОТРУДНИКОВ мурманских поликлиник предлагалось сократить. В числе жертв оптимизации могли оказаться «лишние» главврачи и их заместители, а также специалисты административных отделов.

И двух хватит

Еще одно решение регионального минздрава прошлой осенью спровоцировало волну возмущения уже во всем городе. Из пяти мурманских поликлиник чиновники решили сделать две. Первыми должны «слиться» поликлиники № 1, 3, 4, за ними — № 5 и 7.

По уверениям Валерия Перетрухина, это позволит улучшить качество и доступность медицинской помощи, а также существенно оптимизировать расходы. Сэкономленные деньги планировалось направить на повышение зарплат медработников.

Правда, не всех. Около 50 сотрудников мурманских поликлиник предлагалось сократить. В числе жертв оптимизации мог оказаться не только технический персонал, но «лишние» главврачи и их заместители, а также специалисты административных отделов. И каждый из них в случае сокращения мог бы в течение полугода получать компенсацию в размере своей среднемесячной зарплаты.

Экономическую целесообразность слияния поликлиник чиновники обосновали системой финансирования медучреждений. Чем больше у поликлиники прикрепленного населения, тем больше она получает денег из фонда ОМС на медицинские услуги. Но ведь количество пациентов в целом по городу от реорганизации не изменится. Значит, и денег фонда, приходящихся на каждую «душу», вряд ли станет заметно больше.

На те суммы, что удастся сэкономить (если удастся), в минздраве планируют купить новое современное медицинское и диагностическое оборудование. Только работать с ним по большому счету некому. Кадровая проблема в здравоохранении близка к кризисной. И лучший пример тому — женская консультация № 2.


Глава министерства здравоохранения Мурманской области Валерий ПЕРЕТРУХИН:

«Прежде чем что-то обсуждать, надо сперва принять решение, а потом его обсуждать».

(из выступления В. Г. Перетрухина на заседании правительства Мурманской области 29.01.2015 г.)

В семь раз меньше

Больше года жительницы Ленинского округа вынуждены мириться с невозможностью попасть на приемы к участковым гинекологам. Из 14,5 ставки врачей, которые должны обслуживать более 38 тысяч прикрепленных к консультации пациенток, заняты только две. И эти два врача то болеют, то уходят в отпуск. Одним словом, взять талон к женскому доктору тут практически нереально.

Региональный минздрав об этой проблеме знает. И даже пытается решать. Неспешно и неоригинально. Привлечь кадры пытаются на ярмарках вакансий в нескольких медицинских вузах, а также через сайт областного центра занятости. Результат практически нулевой.

Женских врачей не хватает. И сотни мурманчанок, из зарплат которых ежемесячно вычитают взносы в фонд ОМС, идут в коммерческие медицинские центры. Женщины решаются даже на платное ведение беременности, за которое платят от 50 тысяч рублей и выше. Но так хоть можно надеяться на полноценные осмотры и внимательное отношение к будущим матерям.

Еще одна идея реформаторов от облздрава — присоединить мурманский роддом № 3 к городской клинической больнице скорой медицинской помощи. Главный аргумент чиновников — положительные результаты, достигнутые после включения родильного дома № 1 в состав горбольницы.

Сделано это было в то время, когда здравоохранением занимался город. Благодаря соединению больницы и роддома (они стоят в двух шагах друг от друга) у последнего появилась лаборатория, круглосуточный кабинет УЗИ, хранилище с запасами крови. И, что самое главное, беременные и роженицы, многие из которых страдают различными заболеваниями, смогли максимально быстро получать консультацию узких специалистов, к примеру, кардиологов, эндокринологов.

Но когда речь идет о присоединении к горбольнице роддома № 3 (он расположен на улице Бочкова), минздрав почему-то напрочь забывает о километрах, которые отделяют эти учреждения. О какой срочной консультативной помощи в этом случае может идти речь?

Депутат Мурманской областной Думы

Андрей ЧЕРНЕВ:

— Конечно, в нашем здравоохранении назрела необходимость определенных реформ, ведь за последние годы население в регионе значительно сократилось. Но проводить любые из них нужно, думая о людях. В нынешних оптимизаторских решениях регионального минздрава лично я такой заботы о северянах не вижу. Непонятно, почему из пяти поликлиник в Мурманске сделают две, а не три. В городе же три административных округа. Неясно, за счет чего должно повыситься качество оказания медицинской помощи беременным и роженицам в роддоме № 3 после его присоединения к городской больнице. По-моему, гораздо эффективнее было бы создать единую службу родовспоможения в городе. Но этот вопрос почему-то даже не рассматривался.

А предложение перевести травмпункт в «Севрыбу» обрадовало, наверное, только таксистов. Что бы там ни говорили представители минздрава, добраться до «Севрыбы» непросто. Особенно сейчас. Персонал больницы не успевает расчищать к ней дорогу, там постоянно буксуют микроавтобусы «Электротранспорта», а легковушки то и дело зарываются в снежной каше. Я думаю, было бы логичным сохранить большую часть функционала травмпункта на улице Шмидта. А в «Севрыбу» перевести, образно говоря, тяжелую травму. Ведь раньше в Мурманске довольно успешно работали два травмпункта: один в поликлинике № 7, второй — на улице Книповича.

Любые реформы в здравоохранении должны приводить к улучшению медицинского обслуживания, и они требуют предварительных тщательных подсчетов. У нас, к сожалению, ни о том, ни о другом говорить не приходится. Еще 2–3 года назад главной причиной обращения мурманчан ко мне как депутату облдумы были проблемы сферы ЖКХ. Теперь такое же количество жалоб поступает на работу учреждений здравоохранения. Пугающая, честно говоря, динамика.

В детской стоматологии должны работать 26 врачей. А прием ведут только семь. Привлекать молодых специалистов на работу очень сложно. Начинающий детский стоматолог справляется с половиной той работы, которую успевает сделать врач со стажем.

Ночь в очереди

Острейшая нехватка кадров и в детской стоматологии. Очереди за номерками мурманчане занимают в восемь вечера. А талоны выдают с 7.30. Но ночное дежурство на улице Софьи Перовской — не гарантия того, что удастся взять номерок на ближайшее утро.

Мамы и папы по нескольку дней ходят к открытию регистратуры и отмечаются в специально заведенной тетради. Там строго фиксируется движение страждущих избавить своих детей от зубной боли. Прогул чреват переносом очереди в конец длинного списка.

По словам главного врача ГОАУЗ «Мурманская городская стоматологическая поликлиника № 1», главного специалиста министерства здравоохранения Мурманской области Эммы Толмачевой, в детской стоматологии должны работать 26 врачей. А прием ведут только семь. Привлекать молодых специалистов на работу очень сложно. Как правило, начинающий детский стоматолог справляется с половиной той работы, которую успевает сделать врач со стажем. А с учетом сдельной оплаты это сказывается на итоговой зарплате.

К тому же с переходом на областное финансирование отменены подъемные для молодых врачей. Компенсировать их руководство медучреждения пытается за счет платных услуг детской стоматологии. Приезжающим специалистам готовы оплачивать аренду жилья. Конечно, эти 15-20 тысяч рублей для докторов не лишние. Но ради них мало кто готов ехать за Полярный круг.

КСТАТИ

Два года назад городские власти планировали создать специализированный детский стоматологический центр в здании бывшего травмпункта на улице Книповича. Однако проект, который уже был в разработке, канул в лету после того, как мурманскую медицину передали в подчинение областного минздрава.

С гипсом по сопкам

Самая свежая инициатива ведомства Валерия Перетрухина буквально шокировала общественность. Травмпункт решили перенести из центра Мурманска, с улицы Шмидта, 41/9, в самую труднодоступную больницу — в «Севрыбу».

Напомним, из обветшавшего здания на улице Книповича, 4, печально известного своей полуразрушенной лестницей, «травма» переехала в поликлинику № 1 осенью 2015 года. На масштабный ремонт, перепланировку, замену всех инженерных сетей, покупку современного цифрового рентген-аппарата городские власти тогда потратили более трех десятков миллионов рублей.

Обновленный травмпункт высоко оценила доверенное лицо Президента России, сопредседатель регионального ОНФ Татьяна Кусайко, ныне член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Она подчеркивала, что он отвечает всем современным стандартам оказания неотложной помощи и оборудован по последнему слову техники. Но особенно порадовало Татьяну Алексеевну то, что большое внимание администрация Мурманска уделила парковке и удобствам для маломобильных групп населения. Но на комфорт травмированных пациентов у областных чиновников оказался свой взгляд.

Месторасположение «Севрыбы» их не смущает. На сопку к больничному комплексу даже здоровому человеку непросто дойти. Хотя кто говорит о пеших прогулках к травматологам? В региональном минздраве каким-то образом подсчитали, что 90 процентов от общего количества северян, которые обращаются в травмпункт, приезжают туда на личном транспорте. А потому неудобное расположение «Севрыбы» не играет роли.

В ответ на это высказывание Романа Москвина, первого заместителя министра Перетрухина, в соцсетях тут же появились саркастические предложения переместить чиновников из центра города на сопку в здание бывшей медсанчасти. Мол, им тоже должно быть без разницы, куда добираться на работу. Не пешком же идут, на транспорте едут.

Может быть, в вопросе транспортной доступности региональный минздрав надеется на АО «Электротранспорт», полагая, что социально ориентированное предприятие организует пассажирские перевозки к «Севрыбе» на автобусах большой вместимости? Но пустить на извилистый маршрут № 6Т двенадцатиметровые МАЗы невозможно. За последние полтора месяца даже компактные микроавтобусы на этом подвозочном маршруте трижды застревали в снежной каше, выбиваясь из графика.

Необходимость переезда областные чиновники аргументировали еще и тем, что треть пациентов «травмы» после первого обращения все равно направляются в больницы. Чтобы экстренную помощь северяне могли получить максимально оперативно, нынешнюю прописку травмпункта и решили поменять. Возможно, разумно. Но ведь две трети травмированных пациентов, по статистике минздрава, обычно не нуждаются в госпитализации. О них подумали? Как им добираться домой от «Севрыбы»? И что делать тем, у кого нет ни машины, ни денег на такси — то есть малообеспеченным горожанам? Или они — не люди?

Но на этом слова в защиту переезда у минздрава не закончились. Недавно его представители вновь использовали свой любимый аргумент — заявили о несоответствии нынешней «травмы» СанПиНам. Классика жанра.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter