Художник из Мурманска Анатолий Сергиенко отметил двойной юбилей

16 июня 2016 в 09:39, Мурманск
- Я помню, давно читал интервью Шолохова, когда ему исполнилось 70. Его тогда спросили, что он чувствует в свой юбилей. И он сказал, что не ощущает этого возраста, как будто ему все еще 25 лет. Я подумал: врет, специально для интервью так говорит. А сейчас сам понять не могу, как так годы пролетели. И даже не хочу этого понимать, ведь 70 - это серьезный возраст, а у меня планов, идей - не переделать!

Ведь и правда не верится, что мэтр Анатолий Сергиенко 13 июня разменял восьмой десяток.

Дел у юбиляра - заслуженного художника страны, заслуженного работника культуры - действительно немало. В последнее время все трудится над созданием своего альбома.

Там будут его работы и фотографии из личного архива. Художник расскажет о своей жизни, о самых важных ее этапах. В этом издании будут описаны тяготы послевоенного детства в родном Запорожье, болезнь, от которой он едва не умер, учеба, переезд на Север.

Помимо 70-летия Анатолий Сергиенко отмечает еще один юбилей - полвека творческой деятельности. Отсчет идет с 1966 года, когда он окончил Днепропетровское художественное училище. Хотя на самом деле его творческая деятельность началась гораздо раньше.

- Меня всегда тянуло туда, где кто-то рисует. Помню, как увидел на улице девочку, которая нарисовала на асфальте богатыря. И так это было красиво, что мне казалось, есть в этом какая-то магия. Мне захотелось тоже так суметь, - рассказывает наш герой.

Мама поначалу не верила, что любовь к рисованию обернется для сына чем-то серьезным, потому что он был натурой увлекающейся, но непостоянной.

- Ну знаете, как в школе бывает, когда учитель спрашивает, кто хочет ходить в кружок «Умелые руки» или на легкую атлетику, кто - в духовой оркестр, а кто - в изостудию? Везде позаписывалось по половине класса, и, естественно, большинство эти кружки и секции в дальнейшем побросали, - вспоминает художник. - Из оркестра я ушел быстро - понял, что слуха нет. Легкая атлетика мне нравилась, но на стадионе, где мы занимались, не было никаких бытовых удобств. Приходилось бежать после занятий домой, быстро мыться, переодеваться и обратно бежать на уроки. Это сильно утомляло. А вот с творчеством все вышло по-другому.

Кстати, педагог в изостудии, когда увидел работы, которые принес ему совсем юный Толя, не поверил, что тот сам это нарисовал. Поэтому он дал мальчику лист бумаги, указал на девушку за мольбертом и дал задание нарисовать ее. После этого «следственного эксперимента» в таланте молодого художника больше никто не сомневался.

Анатолий Сергиенко легко поступил в Днепропетровское художественное училище, окончил его без единой четверки по профильным предметам, а еще без огромного числа своих картин, которые постоянно забирали в методический фонд как образцы, как лучшие работы.

Но ни талант, ни признание не могут стать защитой от всех бед и неприятностей, а порой даже мешают идти дальше. Так вышло с его поступлением в академию художеств имени Репина в Ленинграде. Тогда его не взяли не потому, что данные не соответствовали или таланта не хватало: просто он уже в молодости был сложившимся художником.

- Я услышал от педагогов, что такого, как я, будет тяжело «ломать», а они искали «пластилин», - вспоминает Анатолий Александрович. - И это было обидно, ведь мне давали рекомендации для поступления в Киеве, а я хотел учиться только в Ленинграде, получить лучшее образование.

Но это дела давно минувших дней, которые к тому же произошли на заре его карьеры, когда было понятно, что впереди еще сотни возможностей состояться в профессии. А вот 6 лет назад беда пришла откуда не ждали.

Не одно десятилетие Анатолий Александрович возглавлял изостудию Северного флота в Североморске. А потом как снег на голову обрушилась печально известная реформа в Вооруженных силах, после которой большинство учреждений культуры Минобороны просто перестали существовать.

Вот и студию закрыли. Администрация города не смогла найти средств для продолжения ее работы, искусство осталось без прописки, а Анатолий Сергиенко - без работы. И он, почетный гражданин Североморска, заслуженный работник культуры, заслуженный художник страны, стоял на бирже труда.

- Я регулярно простаивал в очереди в это окошечко, а мне каждый раз говорили: «Извините, в нашем городе для вас работы нет». Я уходил домой с одной мыслью: «Ну как же так? Я столько лет трудился в Североморске, а теперь для меня здесь нет работы?» Это было очень тяжело и больно. Но я верю: все, что ни делается, - к лучшему. Если бы у меня осталась студия в Североморске, не было бы мастерской в мурманском доме художника. Мне повезло, потому что примерно в одно время закрылась студия, а в Мурманске освободилась мастерская. Ну а вскоре меня пригласили преподавать в филиал Московской финансовой академии на отделение дизайна, где я был заведующим кафедрой.

Теперь вот снова его стали звать преподавателем в разные учебные заведения. Но Анатолий Александрович уже отказывается. Только в художественной школе взял три дня в неделю по три часа, чтобы делиться опытом с новым поколением. Ведь мастеру есть что сказать молодежи.

Хотя и он до сих пор продолжает учиться, прислушивается к критике. Правда, иногда критика Сергиенко-авангардиста бывает забавной.

- Как-то в книге отзывов мне написали: «Раньше вы рисовали хорошие картины, а теперь какую-то ерунду». И это мнение, которое может значить даже больше, чем дежурное «Спасибо за выставку». Другое дело: не все знают, что авангардист должен уметь рисовать. Портрет, пейзаж, натюрморт, с натуры или по памяти - должен уметь все. Я рисую в реалистичной манере каждый день. Мне это так же необходимо, как пианисту - играть. Но для меня в авангардных работах больше простора для творчества, фантазии. Тут работают не только руки, но и голова. Многие не понимают современную живопись, потому что не могут ее объяснить. А ее и не нужно объяснять. Ее нужно почувствовать.

Увидеть и решить для себя, хороши ли были первые картины, сравнить их с современным творчеством Анатолия Сергиенко можно будет в декабре. В конце года в областном художественном музее пройдет его большая ретроспективная выставка. А пока в городском выставочном зале Мурманска работает экспозиция, где можно увидеть ранние картины мэтра, написанные еще до переезда на Север
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter