Проблема с квартирами, перешедшими на электрообогрев в Кандалакше, до сих пор актуальна

12 июня 2016 в 19:02, Кандалакша
Жители Кандалакши, спилившие батареи в своих квартирах, добиваются права не платить за тепло


Три года длится эта история. Чтобы разобраться в ситуации, по поручению губернатора при министерстве энергетики и ЖКХ области была создана рабочая группа. Специалисты, детально изучив проблему, пришли к выводу: легкого, быстрого и однозначного решения у нее нет, что подтвердили ответы из Москвы и вердикты судов. Поэтому тема расчетов с теплоэнергетиками в «гибридных» домах периодически возникает снова и снова.


Комфорт за чужой счет

Проблема встала во весь рост в мае 2013-го, когда жители дома № 11 на улице Советской в Кандалакше обратились в областную Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) с просьбой разобраться, почему им выставляют гигантские суммы за отопление. В результате проверки выяснилось, что несколько квартир в этом доме отказались от централизованного теплоснабжения и перешли на электрообогрев. А когда там установили общедомовой счетчик на тепло, весь объем потребленного ресурса был распределен только между теми жильцами, которые остались при своих батареях. Потому что именно так поступала управляющая компания, когда плата взималась по нормативу. И это еще не все: у многих из тех, кто не срезал радиаторы, увеличился объем электроэнергии на ОДН. Иными словами, чем больше в доме квартир на электрообогреве, тем дороже становились коммунальные услуги для остальных жильцов.

Оказалось, дом на Советской, 11, не один такой в Кандалакше. А корнями своими эта история уходит аж к концу девяностых - началу двухтысячных. Качество теплоснабжения города, которое в то время осуществляла местная теплосеть, было отвратительным, тепло подавалось с длительными перебоями. Люди даже спать ложились одетыми - так было холодно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что единственным выходом для многих стал переход на электрообогрев: недорого, надежно и погода в доме зависит только от тебя самого.

Мало того, жителей города активно агитировали переходить на альтернативный источник теплоснабжения. Как сказал на одном из совещаний Владимир Виноградов, возглавляющий инициативную группу из числа спиливших радиаторы горожан, «шла конкуренция за рынок сбыта с тепловиками, и Кандалакшская горэлектросеть отвоевывала свои доходы», призывая граждан переключаться на электрообогрев. Кому и знать об этом, как не ему, ведь Владимир Иванович занимал тогда пост директора этой организации.

- Я считаю, все было сделано правильно, - заявил он. - Жильцы получили комфортные условия жизни, платили меньше, а мы стали экономить немного мазута.

И с ним трудно не согласиться, ведь, казалось бы, все в выигрыше. За исключением, правда, Кандалакшских теплосетей. Почему руководство этого предприятия тогда не встревожило происходящее, непонятно. Может, разгадка в том, что застрельщиками полезного для кошельков собственников начинания стали владельцы больших по площади квартир - до 100, 150 «квадратов». То есть люди в городе известные и влиятельные.

Очевидно, именно поэтому к мнению специалистов, которые уже тогда твердили, что нельзя без последствий вынуть одну или несколько квартир из общего теплового контура дома, никто не прислушался. В конечном итоге за более чем десятилетний период в Кандалакше было переведено на электрообогрев 568 квартир. Но, как выяснилось, собственники только небольшой части из них попытались сделать это легально.

По результатам проверки ГЖИ было выдано предписание. В нем требовалось устранить нарушения в части расчета размера платы за отопление. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением правительства РФ № 354, платить за отопление должны все без исключения. Неоднократные попытки оспорить предписание ГЖИ в судах разных инстанций окончились неудачей.

Да, можно себе представить, как обидно людям, которые были уверены, что добросовестно, в соответствии с требованиями законодательства оформили реконструкцию системы теплоснабжения у себя в квартирах. Они и в мыслях не держали устраивать себе теплую жизнь за счет соседей. Тогда почему все случилось с точностью до наоборот?

Для начала давайте разберемся, что означает «провести законную реконструкцию». До вступления в силу Жилищного кодекса РФ в 2005 году, а батареи в Кандалакше начали спиливать задолго до этого, в стране действовали советские законы. Согласно статье 84 ЖК РСФСР переустройство и перепланировка жилого помещения могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и только с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов. Таких разрешений ни по одной квартире не было. Да и к благоустройству это не имело никакого отношения. Получается, что даже с точки зрения советского законодательства реконструкция в квартирах была незаконной.

Статья о том, что у собственников многоквартирного дома есть общее имущество, появилась в Гражданском кодексе еще в 1995-м. В 2003 году вышел закон о теплоснабжении, по которому невозможен переход отдельных помещений в МКД на альтернативный источник. В 2006 году постановление федерального правительства № 491 определило, что именно входит в состав общего имущества. В числе прочего там значится внутридомовая система отопления. И нигде - ни в жилищном законодательстве РСФСР, ни в законах РФ - не написано, что любой жилец вправе распоряжаться государственным, а затем общедомовым имуществом по собственному усмотрению.


Некомпетентность или неорганизованность?

Ни один человек или семья не имели и не имеют права взять и срезать в своей квартире трубу или батарею отопления, какими бы ни были причины. Согласно действующему ЖК такое решение может принять только общее собрание собственников помещений всего дома. И не половиной или двумя третями, а ста процентами голосов. Да, существует определение Верховного суда от 24 ноября 2009 года, по которому «находящиеся в квартире нагревательные элементы - радиаторы, - имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовых систем отопления, обслуживающих одну квартиру», могут быть демонтированы собственником. Но это возможно только после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке. А он предполагает ряд согласований.

- Реконструкция системы теплоснабжения требует изменения техпаспорта дома с перерасчетом его параметров, - разъясняет главный государственный жилищный инспектор области Алена Кузнецова. - Для этого нужно полностью пересчитать его тепло - и электронагрузку, разработать проект, за который собственники опять же должны проголосовать на общем собрании. Затем требуется согласовать с ресурсоснабжающими организациями изменения тепловых параметров дома и техусловия. Потому что изменение нагрузки может потребовать изменения, к примеру, параметров подающего трубопровода.

То же и с электроэнергетиками. Если подстанция, от которой запитан дом, не имеет свободной мощности, то и реконструкция невозможна, поскольку электросети могут не справиться с чрезмерными нагрузками. В газифицированных зданиях, к примеру, сети рассчитаны на меньшую нагрузку, чем в домах с электроплитами. И совокупную мощность электрообогревателей они просто не выдержат.

- Директор Кандалакшской горэлектросети выдавал желающим разрешения и тянул дополнительные кабели к домам от трансформаторной подстанции, - продолжила Алена Кузнецова. Но с тепловиками вывод мощностей никто не обговаривал. После согласования технических условий с РСО, надо было обратиться еще и в администрацию города, потому что ТУ потребуют изменения схемы теплоснабжения муниципального образования в целом. Ничего из перечисленного в Кандалакше за все годы, что люди переходили на электрообогрев, сделано не было. Людям мэрия выдавала разные документы, иногда просто в виде разрешительных писем. Никакой системы.


Жилой дом - не коробка

Первые счета за тепло, шокировавшие своими цифрами, жители Кандалакши, оставшиеся на централизованном теплоснабжении, получили в 2013 году. А в следующем в городе сменился основной поставщик тепла. Им стало АО «Мурманэнергосбыт». Тем не менее по решению правительства области «МЭС» не стал сразу требовать оплаты за поставленный им ресурс от собственников квартир с электрообогревом. Предъявлять счета им начали только с января 2015 года. Мало того, до сентября им не начисляли пени. Некоторые исправно платят. Другие считают, что не получают эту услугу, а значит, и платить не обязаны, несмотря на все решения судов не в их пользу. И с января прошлого года сумма их долга составила уже около 12 миллионов рублей.

- На мой взгляд, истоки этой проблемы восходят к временам СССР, - считает и. о. заместителя гендиректора по сбыту АО «МЭС» Дмитрий Писарев. - Тогда дома строились по единым стандартам, нормам и правилам. В те времена никто не мог предположить, что в типовом доме жильцы внесут кардинальные изменения, начав пользоваться разными источниками теплоэнергии. Проблема непростая. Здесь необходимо предметно вникать в ситуацию каждого многоквартирного дома. Конечно, собственники сегодня могут решить на общих собраниях, вернуться им к централизованному отоплению или весь дом полностью переводить на электрическое. И то, и другое стоит денег, но во втором случае потребуются более серьезные затраты - не только на реконструкцию внутридомовых систем, но и модернизацию городских трансформаторных подстанций и линий.

Кандалакша - не единственный город, где некоторые квартиры перешли на электрообогрев. В Североморске для каждого помещения создавался отдельный проект. В Мончегорске перешли всего 9 квартир. В трехэтажном доме послевоенной постройки рванул верхний розлив отопления. Залило все квартиры в подъезде, и его жильцы приняли решение поставить у себя электробатареи. Но прежде они согласовали его с теплоэнергетиками, и те скорректировали объемы поставки ресурса. То есть ситуация всюду разная. Но нигде, кроме Кандалакши, перешедшие на электрообогрев не освобождались полностью от платы за центральное отопление.

- В действующем жилищном законодательстве, регулирующем плату за тепло, нет никаких исключений ни для каких альтернативных источников, - утверждает Алена Кузнецова. - Владимир Виноградов в Верховном суде РФ оспаривал пункт 40 Правил № 354, который предусматривает, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за нее совокупно, без разделения на потребление в жилом (нежилом) помещении и на ОДН. И проиграл процесс. Таким образом, Верховный суд подтвердил, что нельзя в домах с централизованным отоплением переходить на альтернативные источники, потому что в результате мы ломаем инженерную систему МКД. Это же не просто коробка, из которой можно кусок вырезать и выбросить
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter