Теплоэнергетика – на грани остановки

10 апреля 2009 в 08:57, Мурманская область
8 апреля в областной думе состоялось совместное заседание Координационного совета представительных органов местного самоуправления и Совета муниципальных образований Мурманской области. В повестке дня значилось два вопроса: «о задачах органов местного самоуправления в области молодежной политики» и «о состоянии жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области».

По поводу молодежной политики собравшиеся говорили долго и со вкусом. Было озвучено довольно много интересных предложений и идей. Тема эта – важная и нужная. Однако сейчас, пожалуй, важнее рассказать о том, что происходило в ходе второй части заседания, когда речь зашла о состоянии ЖКХ области.

Ответственность – на муниципалитетах

Вторую часть заседания открыл своим выступлением министр территориального развития области Виталий Меженин. Он «взорвал» настоящую «информационную бомбу», просто зачитав докладную записку от руководства государственного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС».

– Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие «ТЭКОС» сообщает об исключительно сложной ситуации на предприятии, ставшей следствием неисполнения муниципальными учреждениями и управляющими компаниями своих договорных обязанностей по оплате уже поставленной тепловой энергии, – зачитал Виталий Меженин. – Данные обстоятельства подводят предприятие и Мурманскую область к возможности срыва отопительного сезона, который может произойти в ближайшее время. В настоящее время долг муниципалитетов перед ГОУТП ТЭКОС составляет более 1,7 миллиарда рублей. И продолжает расти, поскольку ежемесячная оплата услуг составляет в лучшем случае не более 50 процентов от начислений. В связи с абсолютно недопустимой, фактически, преступной финансовой дисциплиной учреждений, оказывающих гражданам коммунальные услуги, ГОУТП ТЭКОС не имеет финансовых средств на выплату заработной платы более чем двухтысячному коллективу, на перечисление налогов в бюджет (по состоянию на 26 марта задолженность – более 120 миллионов), погашение кредиторской задолженности, в том числе перед поставщиками топочного мазута (долг – порядка 1 миллиарда рублей) и банковскими организациями (долг порядка 1,3 миллиарда рублей). Мазута на котельных предприятия осталось, в лучшем случае, на 5-10 дней. А в некоторых филиалах, например, в Кандалакшском, – не более, чем на 5 дней. Что вынуждает ТЭКОС готовиться к возможности введения ограничений по температуре теплоносителя, и ставит нас перед фактом возможности досрочного окончания отопительного сезона.

Виталий Меженин назвал основных должников ТЭКОСа. В первую очередь это Кандалакша – 510 миллионов рублей, Мурманск – 347 миллионов рублей, Скалистый – 116 миллионов рублей (по состоянию на 1 марта). За поставленную тепловую энергию ТЭКОС получает не более трети от начислений в Кандалакше, Скалистом, Оленегорске и в некоторых других муниципальных образованиях. Далее в своей докладной записке руководство теплоэнергетического предприятия просило выяснить причины низкой платежной дисциплины своих контрагентов и наказать виновных, а также заявило, что вся ответственность за возможный срыв отопительного сезона лежит на муниципалитетах и управляющих компаниях.

Может, посадить человек 10?

Дальше началось обсуждение.

– А есть ли у нас хорошие муниципальные образования, которые полностью выполняют свои обязательства перед теплоэнергетическим предприятием? – поинтересовался председатель областной думы Евгений Никора.

– Таких муниципальных образований нет, – ответил Виталий Меженин. – Но хуже всего ситуация там, где органы местного самоуправления сознательно занизили нормативы потребления тепловой энергии. (Речь идет о муниципалитетах, где стоимость гигакалории была занижена решением местных органов самоуправления. То есть, допустим, при цене «гики» в 1 тысячу рублей, населению выставляли платежки так, как будто бы «гика» стоит 600-700 рублей. Кто должен был «закрывать» образовавшуюся «вилку» – не понятно. Такие решения были вызваны, чаще всего, политической конъюнктурой. Сейчас за это приходится расплачиваться. – Прим. автора).

Дальше слово взяла глава муниципального образования Мурмаши Любовь Зименко.

– У нашего муниципалитета долгов перед энергетиками нет, – заявила Любовь Зименко. – Есть долги населения. И вот здесь, наверное, действительно, нужно на законодательном уровне решать, что делать с недобросовестными квартиросъемщиками? Мы применяем к ним все меры воздействия, которые существуют сегодня на законодательном уровне. Судимся, работают судебные приставы. Но огромное количество исков нам возвращается с пометкой «о невозможности взыскания».

– Какой процент собираемости по квартплате у вас, в Мурмашах? – задал встречный вопрос председатель областной думы Евгений Никора.

– Приблизительно от 70 до 85 процентов.

– Тогда почему процент отчислений ТЭКОСу: в январе – 34,4 процента от начислений, а в феврале – 45,6?

– Человек платит за квартиру, а управляющие компании, собрав деньги, их дальше не отправляют, – сказал министр территориального развития Виталий Меженин. – И вот здесь часто существует связка. Часть чиновников, того или иного уровня, в той или иной степени, имеют отношение к деятельности хозяйствующих субъектов под названием управляющие компании. Эти факты нам известны. Аффилированность лиц присутствует, рано или поздно она будет доказана. И вот тогда наказание за подобный «союз» может последовать очень жесткое. Цифры-то у нас все есть, от них никуда не денешься.

Еще одна серьезная проблема: предприятия жилищно-коммунального сектора, которые накопили долги перед энергетиками, а затем были обанкрочены. В результате сейчас не ясно, с кого взыскивать эти долги?

– Некоторые пробелы в законодательстве позволяли совершать такие действия, – объяснил Виталий Меженин. – Но мы не забудем о тех, кто «растворился» с деньгами.

– А много таких, кто «растворился»? – поинтересовался председатель областной думы.

– Да, много, – ответил министр территориального развития. – В одной Кандалакше – на 260 миллионов рублей.

– Я почему спрашиваю? – продолжил Евгений Никора. – Может ли глава администрации или кто-то еще выступить с инициативой о возбуждении уголовного дела? Ведь если мы человек 10 посадим лет на 5 за такие действия, следующая «волна» управленцев будет иметь пример перед глазами, чем подобное может закончиться.

– Такая работа ведется, – ответил министр.

6 миллиардов

Затем слово взял главный жилищный инспектор области Юрий Дунин.

– В настоящее время долги населения за жилищно-коммунальные услуги в Мурманской области составляют 6 миллиардов рублей, – сказал жилищный инспектор. – И что бы мы ни делали, какие бы решения ни принимали, эта сумма все равно оказывает огромное влияние на качество предоставляемой жилищно-коммунальной услуги.

Эту проблему мы уже обсуждали неоднократно с привлечением службы судебных приставов. И пришли к выводу, что ее можно решить, только если законодательство будет изменено. Управляющая компания, которая сегодня отвечает за все жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые жильцам многоквартирных домов, обязана платить за услуги своим подрядчикам – ресурсоснабжающим организациям, при этом собирая деньги с квартиросъемщиков. И управляющие компании занимаются всем этим в меру своих сил и возможностей. Однако их возможности в вопросе борьбы с конкретными неплательщиками очень серьезно ограничены. Есть простые пути: отключение электроэнергии, воды и так далее. Если эти меры не подействовали, то остается один путь: обращение в суды.

– Давайте посмотрим, какова результативность этих обращений в судебные органы? – продолжил Юрий Дунин. – Цифры следующие. Управляющая компания подала иски в суды на неплательщиков. Сумма, предложенная к взысканию, составляет 100 процентов долга. Из этих 100 процентов только 60 процентов суды принимают. Еще 40 процентов – сразу «отсеивается». Из этих 60 процентов, в свою очередь, только 60 процентов направляется на исполнение судебным приставам. Судебные приставы работают. Но всего лишь 7 процентов от принятых судами к исполнению исков в итоге выплачиваются.

Впрочем, по словам Юрия Дунина, есть и более положительные примеры. Например, судебные приставы в Скалистом заявили, что в 2008 году взыскали долги по примерно 20 процентам от принятых судами к исполнению исков.

Но в любом случае, если привести все эти проценты к единому «знаменателю» (от 100 взять 60 процентов, потом еще раз 60 процентов, потом 7 или 20 процентов), то получается, что приставы взыскивают от 3 до 7 процентов от первоначальной суммы долгов жителей за коммунальные услуги.

Если вспомнить, сколько всего долгов накопилось у жителей области за коммунальные услуги – 6 миллиардов рублей, то получается, через суды от этой суммы можно взыскать от 180 до 420 миллионов рублей. То есть свыше 5 миллиардов рублей все равно «повисают в воздухе».

– С этой проблемой, – сказал главный жилищный инспектор, – ни одна управляющая компания, ни одно муниципальное образование в области самостоятельно справиться не смогут. Необходим государственный механизм для ее решения.

– Могу привести и конкретные цифры, – продолжил Юрий Дунин. – В Октябрьском округе Мурманска в 2008 году судебные приставы получили для взыскания исполнительные листы на сумму 242 миллиона рублей. Из них в итоге было взыскано 21,7 миллиона рублей. То есть всего 9,5 процента было взыскано, если брать за отправную точку решения судов. А как мы помним, суды принимают далеко не все иски от управляющих компаний, и далеко не по всем искам принимают положительные решения.

В итоге участники совещания приняли всю прозвучавшую информацию «к сведению». Что за этим последует? Возможно, какие-то шаги по оказанию помощи энергетикам. Ведь очевидно: их сейчас следует спасать в первую очередь. А расчеты с теплоэнергетическими предприятиями должны стать приоритетными для муниципальных образований и управляющих компаний. Что же касается неплательщиков, то эта проблема срочно нуждается в разрешении на федеральном уровне. Впрочем, об этом говорилось уже не раз. А результатов пока не видно.

Дмитрий ПЕТУХОВ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter