На предприятиях Мурманской области через 4 года некому будет работать

05 мая 2011 в 08:54, Мурманская область
Через четыре года на предприятиях Мурманской области наступит время «Ч». На них просто некому будет работать. И в первую очередь это касается специалистов с высшим образованием. Уже сейчас в региональной промышленности ощущается нехватка инженерных кадров. Но скоро их почти не останется. Парадокс ситуации в том, что на территории региона работают почти три десятка институтов, университетов, академий и их филиалов. И каждый год выпускают в свет тысячи никому не нужных дипломированных специалистов. НВК попытался разобраться в проблемах и загадках областной системы высшего образования.

Меньше и меньше

Первая проблема является для Мурманской области системной. Она негативно влияет не только на сферу образования, но и практически на все сектора социально-экономического положения региона. Это - ухудшающаяся демографическая ситуация.

Убыль населения не удается победить уже почти 20 лет. Если когда-то в нашем регионе проживало более миллиона человек, то по данным последней переписи населения - меньше 800 тысяч.

Только за период между двумя переписями (с 2002-го по 2010 годы) численность населения Мурманской области уменьшилась почти на 100 тысяч человек.

Статистики спрогнозировали, как будет развиваться демографическая ситуация в Мурманской области и смоделировали три сценария. Назовем их оптимистичный, умеренный и пессимистичес-кий. По всем трем население региона будет уменьшаться, разница лишь в величине потерь.

Так, по самому благоприятном сценарию к 2026 году на Кольском полуострове будет жить на 20 тысяч человек меньше, чем сейчас. По умеренному варианту убыль населения в ближайшие 15 лет составит 50 тысяч человек, по пессимистическому - 100 тысяч человек.

При этом постоянно уменьшается количество детей и подростков, невзирая даже на то, что рождаемость постепенно растет. Дело в том, что на сегодня доля миграционной убыли (то есть превышения числа уехавших с Севера над количеством прибывших) составила 74 процента, а естественной (превышение смертности над рождаемостью) - 26 процентов. Среди тех, кто навсегда покидает Мурманскую область, большую часть составляют лица трудоспособного возраста. То есть из региона уезжают в основном взрослые люди, естественно, вместе с семьями - с супругами и детьми.

Плохие демографические показатели формируют первую проблему, с которой сталкиваются вузы региона: школьников-выпускников (а, следовательно, потенциальных абитуриентов) становится все меньше, но при этом количество мест в институтах и университетах уменьшается гораздо более скромными темпами.

Кстати, это общероссийская тенденция. Например, в 2001 году российские школы окончили 1 миллион 473 тысячи учеников, а в вузы было принято 1 миллион 462 тысячи выпускников. А через несколько лет количество выпускников школ практически сравнялось с количеством бюджетных мест в вузах. Специалисты считают, что такое положение дел, когда высшее образование доступно любому, независимо от его знания и способностей, обесценивает высшее образование и ведет к регрессу вузов.

Ближайшие перспективы для высшего образования Мурманской области таковы: динамика набора абитуриентов в 2011 - 2015 годах будет соответствовать динамике рожденных в 1993 - 1997 годах и сократится на 40 процентов относительного набора абитуриентов в 2010 году.

Плохо образованные с большими амбициями

На фоне негативной демографической ситуации региональная система высшего образования продолжает готовить кадры по невостребованным специальностям. Список профессий, которым обучают в местных вузах, никак не отвечает потребностям экономики нашего региона.

В Мурманской области сегодня работают 29 институтов, университетов и их филиалов. В них обучается более 32 тысяч студентов. Спектр специальностей, по которым в регионе можно получить высшее образование, довольно широк и включает в себя 146 направлений подготовки.

Почти 40 процентов студентов приходится всего на пять специальностей: юриспруденция, финансы и кредит, государственное и муниципальное управление, бухгалтерия и аудит, менеджмент. Причем по специальности «Финансы и кредит» готовят в 13 региональных высших учебных заведениях.

Проще говоря, налицо гигантское перепроизводство дипломированных юристов, менеджеров, бухгалтеров и чиновников. И часто эти дипломы не подкреплены знаниями, соответствующими уровню высшей школы. Ведь почти 80 процентов студентов в Мурманской области обучаются платно.

Значит, для того, чтобы переходить с курса на курс, им надо прежде всего вовремя вносить в кассу вуза необходимые суммы денег. А демонстрация знаний на экзаменах отходит на второй план.

Недавно на научно-практической конференции «Наука и образование-2011» министр образования и науки Мурманской области Василий Костюкевич дал таким молодым специалистам жесткую, но емкую и точную характеристику: «Плохо образованные, не приученные к тяжелой интеллектуальной и физической работе, но наделенные большими амбициями, подкрепленными образовательными документами и презрением к физическому труду, - такие молодые люди создают для общества немало проблем».

Довершают печальную картину прогнозы специалистов. Совсем скоро, а именно в 2015 году, с предприятий области уйдут на пенсию последние профессионалы, получившие образование еще в Советском Союзе. За счет каких ресурсов промышленный сектор экономики будет восполнять эти потери - неизвестно.

Театр абсурда

Из всех, кто имеет отношение к подготовке специалистов в вузах - абитуриенты, их родители, работники вузов, органы образования, нуждающиеся в кадрах бизнес-структуры, бороться с этим театром абсурда пытаются только областные власти в лице регионального министерства образования и науки. Правда, без особого успеха.

По большому счету упрекнуть чиновников не в чем - делают, что могут. Но современная система высшего образования кардинально отличается от вузовской сети СССР. И чтобы остановить ее распад, усилий только со стороны власти недостаточно. Региональное правительство объективно не может сколь-нибудь серьезно повлиять на ситуацию из-за отсутствия реальных административных рычагов - ни один вуз региональному министерству не подчиняется.

Да и собственно полноценных вузов в регионе всего три: Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) и Мурманский гуманитарный институт (МГИ). Остальные 26 участников этого рынка - филиалы в основном столичных институтов и университетов.

Такое обилие филиалов, в которых в основном практикуется платное обучение, объяснимо. Крайний Север традиционно считается территорией с высокой платежеспособностью населения. Значит, предоставляя высшее образование за деньги, здесь можно неплохо заработать.

При такой политике филиалы вузов ориентируются не на реальные потребности экономики региона, а на запросы абитуриентов и их родителей, мечтающих дать детям престижную профессию.

Что касается конечных потребителей, то есть предприятий области, то они, несмотря на нарастающий кадровый голод, практически не хотят влиять на региональные вузы. Их тоже можно понять: кадровая политика на уровне подготовки специалистов - дело кропотливое, затратное, а отдачу от вложений сил и средств можно получить как минимум - через пять лет. Какой руководитель сейчас может гарантировать, что через пять лет останется на плаву и его предприятие, и потребность в кадрах?

Министр Костюкевич и сотрудники его ведомства уже больше десяти лет предупреждают о нарастающих негативных тенденциях в сфере высшего образования, пользуются фактически любой общественной трибуной, будь то СМИ или сколь-нибудь массовое мероприятие, чтобы показать истинную картину дел. И это практически все, что они могут. Потому что реально перестроить высшее образование можно только в том случае, если удастся изменить некоторые настройки в менталитете как бизнес-сообщества, так и населения.

Один вуз на всех

Похоже, именно такую перенастройку и пытается провести сейчас региональная власть: в области наконец-то разработана «Концепция развития высшего профессионального образования», о необходимости которой говорили еще в начале этого века.

В концепции определено, что поскольку в Мурманской области будут развиваться направления, связанные с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой, то и основной упор в высшем образовании должен быть сделан именно на эти потребности экономики.

Для наиболее эффективной подготовки кадров планируется «переформатировать» систему высшего образования региона и включить в нее Кольский научный центр РАН. Предполагается, что он объединится с МГТУ и МГГУ в некоммерческое партнерство - Кольский университет.

Также предполагается привлечение в регион вузов, готовящих кадры по трем магистральным направлениям. Обсуждается вопрос о приходе в регион Санкт-Петербургского государственного горного института, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина.

О подготовке очников на базе имеющихся в Мурманской области филиалов уже объявили Академия им. Макарова и Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Губернатору поступило официальное предложение об открытии филиала Северного (Арктического) федерального университета. Свой учебный центр собирается строить компания «Газпром добыча шельф».

Нельзя сбрасывать со счетов и университеты Тромсе и Рованиеми, которые проявляют все больше заинтересованности в выпускниках наших школ.

Концепцию планируется реализовать в три этапа. Первый этап - это 2011 - 2015 годы, когда вузы региона должны принять программы долгосрочного развития с учетом потребностей экономики.

На втором этапе - 2016 - 2020 годы - планируется объединение усилий ведущих вузов путем создания образовательных кластеров по гуманитарному, техническому, естественно-научному и другим направлениям. Здесь же возможно появление тройственного Кольского университета.

Третий этап должен закончиться в 2025 году, и к тому времени в Мурманской области должен появиться единый Кольский государственный университет, объединяющий все кластеры.

Пойдут ли на такие преобразования высшие учебные заведения? Проявит ли наконец бизнес свою заинтересованность в подготовке кадров для своих предприятий? Станут ли абитуриенты выбирать технические специальности? На эти вопросы ответов в концепции, конечно, нет.

Зато есть ответ на главный вопрос: «Готовить дипломированных специалистов так, как сейчас, уже невозможно. И если высшее образование региона не повернется лицом к объективным и реальным потребностям рынка труда, то количество вузов в ближайшие годы сократится с трех десятков до трех-пяти».
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter