Уроки вычитания

31 марта 2010 в 09:06, Мурманск
«В Мурманской области грядут массовые увольнения учителей!», «Будут закрывать школы!», «Зарплату педагогам урежут!», - в последнее время средства массовой информации и общественность только об этом и говорят. Что же на самом деле происходит и будет происходить в наших школах в ближайшем будущем? Об этом НВК решил выяснить у министра образования и науки Мурманской области Василия КОСТЮКЕВИЧА.

К чему привела круговая оборона

- Василий Филиппович, почему вдруг всплыла больная тема сокращений учителей?

- Не вдруг, и не всплыла. Проблема оптимизации численности работников образования назрела в Мурманской области давно. И если бы муниципальные власти не загоняли ее внутрь, а решали бы, сейчас бы не было столь болезненной реакции. Сокращения надо было проводить постепенно. А теперь этот вопрос встал особенно остро потому, что Президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул инициативу «Наша новая школа». Согласно ей к 2012 году финансирование образования будет вестись не через муниципалитеты, а напрямую через школы. Наш регион, возможно, уже с 1 сентября введет такую систему. И для многих муниципалитетов это грозит большими неприятностями. Отсюда и такая нервная реакция.

- То есть все-таки придется ликвидировать школы и выгонять учителей на улицу?

- Да с чего вы это взяли?! Я не понимаю, почему эту нелепицу так усиленно муссируют. У меня уже требуют какие-то списки школ, которые планируется закрыть. В том числе требуют и правоохранительные органы. Жалуются работники школ, возмущенные родители обращаются к нам, к губернатору, к президенту. Но почему-то все забывают, что есть Закон об образовании. И в нем четко сказано, что закрыть, открыть, реорганизовать школу может только учредитель, то есть муниципалитет. А уволить учителя, сократить может только работодатель, то есть директор.

- Но говорят, что вы вынуждаете муниципалов к столь непопулярным мерам?

- Давайте по порядку. Когда мы вообще должны были начать сокращать работников системы образования? Как только стало сокращаться количество школьников. В 2000 году у нас в школах училось 144 тысячи детей. Количество работающих в общем образовании составляло 34 тысячи 400 человек. В 2010 году у нас учится 73 тысячи 500 детей. А количество работающих составляет 33 тысячи 200 человек. Разве это нормально?

Небольшое сокращение работников общего образования началось только с 2005 года, когда мы ввели на территории области закон о нормативном подушевом финансировании. По этому закону деньги пошли за учеником - сколько детей в школе, столько и денег. А уж на сколько работающих они делятся, стало зависеть только от муниципальных властей и от директоров школ.

Муниципалитеты отреагировали на новые условия по-разному. Кто-то прислушивался к нашим рекомендациям, отдавал себе отчет в том, какая их ожидает перспектива, принимал адекватные меры. И сегодня там особых волнений нет. Это, например, Оленегорск, Мончегорск. А вот, скажем, Ловозеро упорно сопротивлялось, Кандалакша тоже не хотела ничего менять, Мурманск вообще держал круговую оборону. Муниципалитеты, которые финансировались по количеству учеников, а число работников школы не сокращалось, выживали за счет того, что снижали зарплату учителям.

Школа превращается в собес

- Как конкретно работает нормативное финансирование?

- Нормативное финансирование осуществляется в нашей области с 2005 года. Деньги из областного бюджета направляются в муниципалитеты. Количество средств напрямую зависит от числа учащихся в муниципалитете. А уже местные власти распределяют деньги между школами. Как показали результаты наших проверок, нередко в городах обращаются с деньгами весьма вольно. Например, отбирают деньги у лучших образовательных учреждений - у тех, где много учеников, куда стремятся и дети, и родители - и отдают отстающим, чтобы поддержать их на плаву. Но, повторяю, с 1 сентября эта система изменится, станет жестче. Никакого перераспределения денег не будет. Если в школе есть 200 учеников, то и денег она получит на 200 учеников. Значит, педагоги и учебно-вспомогательный персонал, если их в этой школе с переизбытком, будут получать мало.

- Что такое учебно-вспомогательный персонал?

- Это все, кто не учителя - от директора и завуча до уборщицы.

- И во многих школах у нас переизбыток этой категории работающих?

- В большинстве. Мы сделали приблизительный расчет штатной численности для школы с количеством 400 обучающихся. Именно такая средняя наполняемость школ у нас по области. Так вот, в такой школе учителей должно быть 26-27 человек, а по факту же в таких школах по 29 педагогов. С учебно-вспомогательным персоналом дело еще хуже - вместо 14 единиц фактически работают 18-19. Значит, общая сумма заработной платы, выделяемая на школу, делится между большим количеством работников, чем надо. И все получают меньше, чем должны.

- А может ли быть количество работающих в школе меньше, чем ваши специалисты насчитали?

- Нет, иначе не будет выполнена программа обучения. Есть стандарты, есть учебный план, количество часов. Кстати, про часы. В некоторых муниципалитетах поступают так: вместо положенных 18 часов (это стандартная ставка учителя), дают педагогу 12 часов. Или даже 10 часов - лишь бы не увольнять человека. И школа превращается в собес. Начинаешь их критиковать - в ответ слышишь про безработицу, про то, что рука не поднимается выставить учителя на улицу. А начинаешь разбираться, и всплывают невероятные вещи.

В школах, рассчитанных на 1147 мест, сегодня занимаются 300-400 учеников. А персонала работает столько, сколько нужно на 1000 учащихся. Зачем?

- Но ведь персонал - это не только рабочие и уборщицы. Есть еще и, например, библиотекари. Их тоже собираются сокращать.

- Да, у меня лежит письмо от одной заведующей школьной библиотекой. Она жалуется, что сокращают ее должность. Но я не понимаю, зачем нужны и заведующая, и библиотекарь, если в школе 200 учеников? Вполне достаточно, чтобы в библиотеке работал один человек. Еще одна страшилка звучит так: «Костюкевич дал указание сократить школьных психологов». Во-первых, я не могу приказывать муниципалам, сейчас не советское время, когда было облоно, под ним ходило гороно, а потом - роно и школы. Сейчас все по-другому. Мы со своего областного уровня можем лишь давать в муниципалитеты рекомендации. А прислушаются они к ним или нет - это уже их дело.

И, во-вторых, только директор решает, кого ему оставить в школе, а какую должность сократить. Во время наших проверок встречаются просто вопиющие случаи. Например, в одной школе на 400 детей оказалось девять (!) завучей. Вы помните, что в такой школе прочего персонала должно быть 14 человек. И если из них один директор и девять завучей, то, конечно, психологу места не найдется.

- А сколько должно быть руководителей?

- На 400 школьников достаточно одного директора и одного завуча. И тогда не надо будет сокращать ни психологов, ни социальных педагогов, ни библиотекарей. А уж если директор хочет держать на ставках завучей всех своих подруг, тогда это вопрос уже не из области экономики и образования.

Деньги под ногами

- А может, просто выделить школам денег побольше, и пусть они никого не сокращают?

- Так не получится. Есть методика оценки эффективности бюджетных расходов, которая утверждена правительством России. Не надо забывать, что мы дотационная область. И когда выясняется, что у нас масса неэффективных расходов, федеральный центр, мягко говоря, выражает удивление. Порой нам так и говорят: мол, у вас же деньги валяются под ногами, а вы у Москвы просите.

- Да, прошлым летом губернатор Дмитрий Дмитриенко сообщил, что по этой методике у нашей области обнаружилось более 2 миллиардов рублей неэффективных социальных расходов. Какова доля образования?

- За 2008 год неэффективных расходов в образовании было 911 миллионов. То есть почти половина от общеобластного показателя. В прошлом году мы постарались эту цифру уменьшить, но все равно неэффективные расходы муниципалитетов тянут нас назад.

- Поясните, из чего складываются неэффективные расходы?

- Из превышений нормативов. У нас ни один из них не соблюдается. Например, соотношение педагогов и школьников должно быть такое - один учитель на 15 учеников. У нас в области - на 13 учеников. Еще один норматив: должно быть 65 процентов учителей на 35 процентов прочего персонала. У нас - 61 к 39.

Еще важный показатель - наполняемость классов. По нормативу в городской школе должно быть 25 человек. У нас - 23 человека в среднем. И эти два пустующих места в классе, на которые муниципалитет тоже тратит деньги, выливаются в 200 миллионов неэффективных расходов в год по области.

И сейчас, когда мы будем напрямую финансировать школы строго по нормативам, муниципалам придется принимать очень непростое решение - или доплачивать школам из своего бюджета, или увольнять людей.

- А сколько у нас вообще «лишних» людей в образовании?

- Сейчас в Мурманской области, если ориентироваться на количество учеников, нужно сократить порядка 1600 должностей учебно-вспомогательного персонала и порядка 60 учительских должностей. Подчеркиваю, я говорю не о людях, а о ставках. Это, конечно, идеальный вариант, и вряд ли он будет достигнут. В этом году по всем исследованиям выходит, что если и дойдет до увольнения учителей, то будет уволено 59 педагогов в целом по области. А вот прочего персонала может быть сокращено больше. А может и не быть - тут как решит муниципалитет и сами директора школ.

Я понимаю, что разные муниципалитеты находятся в разной степени готовности к этим переменам. Где-то ставки начали постепенно сокращать с 2005 года соразмерно уменьшению количества учеников. И теперь у них и проблем-то особых нет. А в других муниципалитетах такая работа совсем не велась. И теперь они попадают в очень сложную ситуацию - им надо принять решение до начала апреля. Потому что надо за два месяца предупредить людей об увольнении, потом полгода им выплачивать деньги. А экономический эффект мы получим только в 2011 году. То есть, строго говоря, время уже упущено.

Самостоятельная работа

- Все ли школы готовы напрямую принимать деньги? Везде ли есть юридическое лицо, бухгалтерия?

- Нет, только 70 процентов школ области готовы, хотя впервые о необходимости школьной финансовой самостоятельности мы заговорили еще в 1997 году. Некоторые местные органы управления образования до последнего затягивали этот вопрос, не отпускали школы в самостоятельную жизнь, изо всех сил держались за единую централизованную бухгалтерию. А вот теперь, получается, подставили директоров, потому что с 1 сентября мы будем перечислять деньги на счета школ.

- А как быть, если счета нет? Если юрлицо не оформлено? Если не набран штат бухгалтерии? Как директор будет принимать эти деньги?

- Я не представляю.

- Откуда пошла информация, что в Мурманске в этом году закроют девять школ?

- Хочу уточнить - искаженная информация. Наши специалисты подсчитали, что в мурманских школах сейчас пустуют 10 тысяч ученических мест. Такого количества учеников хватило бы как минимум на девять полноценных школ. А если учесть, что нынешняя средняя наполняемость составляет 400 учеников, то и на все 25 школ. Неужели в бюджете Мурманска есть лишние деньги на содержание несуществующих школ? А ведь эти площади могут приносить доход. Надо только провести некоторые перестановки - например, оставить начальные классы, чтобы малышам не нужно было далеко ходить в школу, средние классы собрать в одной-двух близлежащих школах, старшие - в профильную школу, в ресурсный центр. А освободившиеся площади можно сдать в аренду. Филиалы вузов, техникумов и колледжей просто с руками оторвут такие приспособленные для обучения помещения. Или можно в пустые школьные здания перевести спортшколы, учреждения дополнительного образования.

- А много ли в мурманском образовании неэффективных расходов?

- Около 250 миллионов в год. На эти деньги, между прочим, можно начать строительство новых школ.

- Вот вы все считаете муниципальные деньги. Выходит, что вам их жалко, а самим местным властям - нет?

- Думаю, так и есть. Если бы муниципалитеты сами эти деньги зарабатывали, а не получали дотации из областного бюджета, то тогда и относились бы к своим расходам по-другому. А сегодня доходы муниципалитетов от 30 до 90 процентов состоят из региональных дотаций, поэтому и тратить их не жалко. И еще хочу уточнить для полной ясности: с 2005 года деньги на учебные расходы (то есть на все, что не касается содержания самих зданий и оплаты жилищно-коммунальных услуг) общеобразовательным учреждениям выделяются из областного бюджета. Мы и в дальнейшем будем настаивать на том, чтобы эти деньги тратились рационально. А вот содержание зданий и коммуналка - это зона ответственности муниципалитетов, оптимизация данных расходов - задача местных властей
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter