Эксперты WWF о разведении аквакультуры в Мурманской области

08 августа 2016 в 15:45, Мурманская область
Недавно интернет-сообщество бурно обсуждало появление ролика, снятого у садков по выращиванию атлантического лосося

К нам поступают обращения, чтобы Всемирный фонд дикой природы, будучи природоохранной организацией, которая ведет активную работу в Баренцевоморском регионе, дал свою, экспертную оценку и данному видео, и ситуации с разведением аквакультуры в Мурманской области. Для этого мы ответим на самые популярные вопросы по данной теме.

Вы уверены, что это видео снято в Мурманской области?

Однозначно утверждать или опровергать мы не можем, это прерогатива следственных органов и прокуратуры. Однако, по мнению наших экспертов, данная версия не лишена оснований. Во-первых, в начале видео на заднем плане отчетливо видны заснеженные сопки (невысокие скалы), то есть это арктическая или бореальная зона. Соответственно, все более теплые страны исключаются.

По визуальной оценке (цвет, прозрачность и т.п.) место очень похоже на прибрежную зону Баренцева моря в осенне-зимний период (в конце зимы – ранней весной вода более прозрачная).

Во-вторых, любительское водолазное оборудование «Aqua Lung» в принципе не используют в аквакультурных хозяйствах Норвегии и Канады, но в Мурманской области оно оказалось востребованным.

В-третьих, состояние рыбы в нижней части садка свидетельствует о том, что рыба пролежала в нем длительное время. Такой сценарий, на наш взгляд, маловероятен в Норвегии, где уже много лет эффективно функционирует система контроля, а в каждом хозяйстве - система утилизации мертвой рыбы, но вполне мог иметь место на фермах ООО «Русское море-аквакультура», которое не было готово к таким объемам переработки.

В любом случае то, что показано на видео, заслуживает самой жесткой правовой оценки с последующими выводами и действиями властей. Кроме того, этот частный эпизод, независимо от места и времени, очень наглядно демонстрирует масштабы экологических угроз от садковой аквакультуры и призывает еще раз задуматься об ответственности за хрупкую природу Русской Арктики.

Связаны ли заболевания семги в Коле и Туломе с эпизоотиями (массовыми инфекционными заболеваниями) в садковых хозяйствах Мурманской области?

В настоящее время нет фактических данных в подтверждение этой версии. Заболевание УДН (UDN) - ульцеративный дермальный некроз (в переводе на русский - язвенный кожный некроз), которое было выявлено у дикой семги в реках Кола и Тулома в 2015 и 2016 гг., характерно только для диких особей, которые идут на нерест в реки.

Однако, хотелось бы обратить внимание специалистов на одну деталь, которую демонстрирует данное видео. В нескольких местах крупным планом видны больные, но еще живые рыбы с глубокими и обширными язвами, которыми поражены кожные покровы на голове и спине, аналогичные симптомам УДН.

Конечно, это не повод для заключений и окончательных выводов. Возможно, просто необычная симптоматика какого-то другого заболевания, типичного для садковых хозяйств, например миксобактериоза, что само по себе может быть интересным фактом, а также дополнительным напоминанием о возможной опосредованной взаимосвязи этих эпизоотий.

Насколько уникален этот случай? Происходило ли в мире что-то подобное?
К сожалению, эпизоотии, то есть массовые заболевания, в садковых хозяйствах встречаются с завидной регулярностью в различных уголках земного шара. Так, сотни тысяч лососей погибли в последние годы на фермах Чили и Перу. Уже 5 лет назад орган прокурорского надзора Чили начал расследование вопиющего случая массового побега с акваферм Патагонии зараженной форели и лосося, когда на свободу вырвались в общей сложности около 730 тыс. особей.

При том, что практически во всех хозяйствах в этом регионе уже год действовал карантин в связи со вспышкой опасного заболевания – инфекционной анемии лосося (ISA). В этом же 2008 году в Канаде разразилась вспышка болезней фермерского лосося, вызванного морской вошью. За пять лет с 2007 по 2012 гг. в аквакультуре Норвегии ежегодно отмечалось от 473 до 509 случаев вспышек инфекционных заболеваний.

В таких случаях, как правило, производят оперативный забой рыбы и ее утилизацию, как это было, например, в ООО «Русский лосось». Следует также отметить, что ежедневный отход рыбы и ее регулярное извлечение из садков является нормальным, плановым процессом в садковых хозяйствах во всех странах даже при отсутствии массовых заболеваний.

В данном же случае зафиксирован пример поразительной халатности и экологической безответственности, когда процесс заболевания был запущен до крайней стадии, мертвая рыба скопилась тоннами на дне садка, начала разлагаться, и ее уже нельзя было извлечь обычными способами. Официальных заявлений о регистрации таких случаев мы не встречали.

Какова ситуация в России?

В России также широко известен печальный опыт выращивания атлантического лосося – т.н. семги* компаниями «Русское море – аквакультура» и «Русский лосось», когда в их садках произошла массовая гибель рыбы, которая, судя по всему, и отображена в этом видео.

*Строго говоря, семгой должен называться только дикий атлантический лосось, который легально практически не добывается, а служит объектом спортивного рыболовства.
Комментирует эксперт Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы Алексей Голенкевич:

«Садковая технология, которая используется для выращивания лососевых, является самым рентабельным интенсивным методом выращивания рыбы. Однако ее негативное воздействие на состояние среды и дикие популяции атлантического лосося вызывает серьезные опасения.

В СМИ регулярно поступают сообщения о многочисленных случаях экологических бедствий различного уровня, связанных с деятельностью лососевых ферм Норвегии и Чили, а совсем недавно, летом 2015 г, и в России на Кольском полуострове произошло первое ЧП, последствия которого обсуждаются до сих пор. В результате грубых нарушений нормативов по выращиванию лосося в садках ООО «Русское море – аквакультура», началось заболевание, которое привело к массовой гибели рыбы. Утилизировать сотни тонн мертвой рыбы не смогли и произвели ее несанкционированные захоронения в Мурманской области, в том числе в непосредственной близости от лососевой реки Кола, чем нанесли серьезный экологический ущерб окружающей среде».

К сожалению, то, что произошло в лососевых хозяйствах Мурманской области, это только «первый звонок», т.к. садковая лососевая аквакультура в нашей стране еще только в начале пути.

При этом экологические угрозы и негативное воздействие садковой аквакультуры лососевых хорошо изучены и детально описаны в научной литературе, и не ограничиваются инфекционными и паразитарными эпизоотиями:

- избыток питательных веществ из пищи и экскрементов рыбы с лососевых ферм повышают уровень содержания органики в воде и серьезно влияют на экологию прибрежных районов;
- чрезмерное использование химических веществ (антибиотики, препараты против лососевой вши) может иметь непредсказуемые последствия для морских организмов и здоровья человека;
- патогенные бактерии, вирусы и паразиты могут передаваться от выращиваемых к диким рыбам;
- сбежавший выращенный лосось может конкурировать с дикими рыбами и скрещиваться с местными дикими стадами, ухудшая генетическое разнообразие лососей;
- аквакультура зависит от рыбной муки и рыбьего жира (основные ингредиенты в корме лосося), что оказывает дополнительное давление на промыслы в мире. Рыба, пойманная для того, чтобы сделать из нее рыбную муку и рыбий жир, в настоящее время составляют одну треть мирового улова.

В России не существует жестких стандартов выращивания лосося, и те вопиющие кадры гибели лосося в садках – наглядный пример к чему могут привести бесконтрольное и безоглядное развитие аквакультуры.

Такой подход противоречит Статье 3 ФЗ № 148 «Об аквакультуре…» от 02.07.2013 г., где закреплен принцип, согласно которому аквакультура осуществляется способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам.

Получается, что на одной чаше весов – сомнительного качества, но деликатесная и высокорентабельная продукция, на другой - здоровье экосистем прибрежных районов наших северных морей и диких популяций атлантического лосося, численность которых за последние годы стремительно сокращается.

Так что, нужно запретить аквакультуру?

Говорит Директор программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Константин Згуровский:

«Мы не выступаем против развития аквакультуры в целом. Около 950 миллионов человек в мире полагаются на морепродукты (пойманные в процессе рыболовства и выращиваемых на фермах) в качестве основного источника белка. В течение следующих 40 лет спрос на морепродукты будет расти, так как население, как предполагается, увеличится почти на 30 процентов в течение этого времени и потребление, как ожидается, в два раза.

При этом, в последнее время мировое сообщество сотрясают постоянные скандалы, связанные с массовой гибелью рыбы в садках. И нас тревожит, что в России не существует пока жестких экологических требований к аквакультурным хозяйствам на фоне очередного «вкачивания» государственных денег в опасное производство.

Аналогичная ситуация сложилась с планами строительства лососевых рыбоводных заводов на Дальнем Востоке, зачастую без оценки их эффективности и необходимости их строительства».

В этой ситуации политика государства в первую очередь должна быть направлена на сохранение и устойчивое использование естественных запасов. Индустрия аквакультуры должна развиваться, но ее негативное воздействие на окружающую среду должно быть сведено к минимуму.

Прежде всего, это может быть достигнуто за счет развития экологически более безопасных форм аквакультуры, которые имеют в нашей стране большой потенциал: разведение рыб в прудовых хозяйствах и на установках с замкнутой системой водоснабжения (УЗВ), а также выращивание беспозвоночных и водорослей на коллекторах и других технических устройствах.

В связи с этим, необходимо пересмотреть стратегию развития аквакультуры и планы развития садковой технологии с учетом всех ее негативных аспектов, а также принять все возможные меры по снижению негативного воздействия уже существующих садковых ферм.

Какие конкретные меры предлагает WWF?

Во-первых, необходимо в кратчайшие сроки принять все возможные меры по снижению негативного воздействия уже существующих и планируемых садковых ферм:

1. На основе соглашений и инструкций NASCO (North Atlantic Salmon Conservation Organization - Организация по сохранению лосося в северной части Атлантического океана) необходимо разработать нормативную базу для лососевых ферм.
2. Для борьбы с паразитарными заболеваниями лосося и его уходом из садков в окружающую среду должен быть учтен и использован опыт Норвежской федерации производителей морепродуктов (FHL).
3. Необходимо разработать критерии оценки воздействия и регулярный мониторинг деятельности хозяйств аквакультуры и их влияния на среду обитания водных биологических ресурсов.
4. Необходимо обеспечить прозрачность и жесткий контроль над деятельностью садковых хозяйств.

Развернутый пакет этих предложений был подготовлен и предложен администрации Мурманской области, которая в настоящее время ведет многоплановую работу по ликвидации прошлогодних последствий и предотвращению подобных случаев в будущем.

Кроме того, еще в 2008 г. WWF приступил к разработке экологической сертификации аквакультуры и создал Попечительский Совет по аквакультуре (Aquaculture Stewardship Council - ASC). Основными задачами которого являются:

- разработать научно обоснованную, универсальную методологию снижения экологических рисков аквакультуры;
- обеспечить соответствие производственного процесса и продукции этой методике и жестким экологическим критериям;
- увеличить доступ на рынок продукции ответственных акваферм, т. е. обеспечить экономический стимул для производителей, продавцов и потребителя производить и приобретать сертифицированную по стандартам ASC продукцию.

Суть подхода Попечительского совета в том, чтобы для разных типов аквакультуры разработать критерии, индикаторы и стандарты, имеющие численные значения, на основе которых должна развиваться аквакультура по всему миру.

Те фермы, которые удовлетворяют данным критериям и стандартам, получают сертификат ASC. А покупатель, увидев на полке магазина продукцию со значком ASC, приобретает именно этот продукт, понимая, что при его производстве ущерб окружающей среде минимален и находится под жестким контролем.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter